Для реализации данной задачи в рамках занятий музыкой я предлагаю ряд следующих пунктов:
1. Необходимо давать ученику произведения, которые тот в состоянии разобрать самостоятельно, без помощи педагога. Поэтому произведения не должны быть слишком трудными для разбора.
2. Стоит обратить внимание на то, что не всегда новое произведение должно быть сложнее предыдущего. Можно давать произведения на закрепление, которые ученик должен разбирать самостоятельно и потом проигрывать педагогу на зачете или на уроке.
3. Нужно также знать, количество рано или поздно переходит в качество. Не следует «сидеть на одном произведении» долго. Необходимо стараться давать на разбор несколько произведений примерно одного уровня. Не стоит пытаться отработать все элементы на одном произведении.
4. Также важно воспитывать в учениках инициативность. Нельзя позволять им приносить на урок произведения, которые они едва выучили. Это в дальнейшем приводит к жизни «чужим умом», потому как в этом случае урок проходит в ключе: «Давай я помогу и мы вместе справимся… а завтра я снова тебе помогу».
5. Необходимо стимулировать интерес к новому и давать тем самым эмоционально-музыкальный толчок. Но следует помнить, что дети не в состоянии передавать «серое», им более понятно «белое» и «черное».
6. Кроме того, необходимо развивать навык вслушивания в свою игру. Ученики должны играть на фортепиано медленно и тем самым способствовать развитию своего музыкально-образного мышления.
7. Также педагог обязан объяснить ученику, что необходимо уметь критически оценивать результаты своей работы, иначе прогресса не стоит и ждать. Можно предложить ученику завести тетрадь, в которой он сам будет выставлять себе оценки за домашние задания. Это поможет почувствовать ему всю серьезность процесса обучения и ответственность.
8. Кроме того, необходимо заложить в голову ученика следующую схему работы: видишь — слышишь — чувствуешь — мыслишь — действуешь (играешь).
РКН: сайт youtube.com нарушает закон РФ
9. Необходимо научить ребенка самостоятельно догадываться о художественном характере произведения. Для развития данной способности можно поиграть в игру, где нужно будет быстро из 15 карточек выбрать те, которые соответствуют характеру данной мелодии или пьесы.
10. И, наконец, последнее. Необходимо добиваться от ученика осмысленности исполнения. Сначала он должен видеть, что именно он играет, а потом должен понимать, как это нужно оформить исполнительски.
Подводя итог сказанному, нужно отметить, что самой главной целью любого педагога является воспитание самостоятельности в учениках. Потому как именно она в дальнейшем сможет заметить ученикам педагога, который, к сожалению, как бы ни хотел, не в состоянии быть с ними рядом всю жизнь.
Ох, Тюфелеву рощу пока можно вычеркивать...