Относительно «воинов»: воин, как бы привлекательно это слово ни звучало, это тот, кто занимается воинским трудом. И как бы ни хотелось, «воином» корректно называть лишь того адепта БИ, который служит в армии.
А «воином каратэ» уместно называть себя тому, кто систематически применяет свои БИ-навыки в реальных боях.
Тем не менее собственно воинские искусства существуют! Чем они отличаются от боевых? Это синонимы… но есть и разница. Иначе не было бы нужды в двух терминах!
Воинские боевые искусства использовались собственно древними воинами. Их внешний признак — ориентированность на использование оружия.
Почему оружие? Да потому, что воины не сражались голыми руками. Нигде и никогда. Были способны — на то они и воины, но вполне могли и не учиться рукопашному бою специально. Для большинства ситуаций, в которых воин мог оказаться безоружным, достаточно уже имеющихся навыков. И уж точно никто не рвался в безоружный бой! Воин имеет оружие! Для редких ситуаций, когда вероятно подвергнуться нападению, будучи невооруженным, могут существовать специальные техники рукопашного боя. Только эти техники «на особый случай» обычно вовсе не предназначены для ведения боя. Их назначение — противодействие внезапному нападению. В идеале, время безоружного контакта должно быть как можно короче. Цель — защититься и добраться до своего оружия… или дождаться помощи.
Возможны варианты, но и они определяются условиями «там и тогда». Например, существовала очень развитая рыцарская борьба. Но одно дело — честно бороться с равным, с рыцарем (на турнире или «божьем суде»), и совсем другое — драться с простолюдином… Навыки (именно борьбы, а не кулачного боя!) могли пригодиться и в битве… при случае.
Но все это актуально в условиях, свойственных образу жизни данных конкретных воинов. Это касается и оружейных техник. Если система дошла до нас в не измененном виде (как ряд старых японских школ), ее стоит рассматривать скорее как этнографическую, нежели боевую. Боевой она была — но не в нынешних условиях. А для самообороны все же стоит изучать современные прикладные системы. Чтобы драться — спортивные, специализирующиеся именно на ведении боя с подготовленным противником.
А традиционные БИ — это скорее часть культуры. Тем более что в традиционных БИ собственно боевые аспекты часто неотделимы от культурных, религиозных и пр. Речь именно о традиционных БИ, сохранившихся в более-менее первоначальном виде. Кое-где сохранили не только технику, но и старинную методику. Несмотря на существование куда более эффективных методов обучения. Именно такие боевые искусства имеют полное право называться традиционными! Ну, а воинскими — практиковавшиеся именно воинскими сословиями и именно для применения в войнах.
Я говорю не о реконструированных системах, хотя и их ведь обоснованно называть «воинскими». В Европе сохранилась масса старинных пособий по боевым практикам. Школы же с наследованием от учителя к ученику, кажется, не сохранились (хотя были!). Речь не о народных системах, где до сих пор могут передавать знания от отца к сыну, а именно о воинских. В некоторых же восточных есть прямая передача, да и техника вроде бы сохраняется в течение веков.
Например, школа Катори Синто Рю, вроде бы 300 лет сохраняющая первоначальную технику и методы обучения.
А вот то же айкидо, на мой взгляд, искусство не воинское. Несмотря на «фехтовальную» базу и происхождение от наследницы старых систем Дайто рю. Те использовались воинами, айкидо же — современное боевое искусство.
Как и многие школы каратэ, представители которых любят называть себя воинами. Видимо, за суровость тренинга… но с этой точки зрения воином можно назвать любого серьезного спортсмена.
К тому же многие виды спорта происходят от военно-прикладных. Например, пятиборье и биатлон.
Кстати, следуя логике нынешних «воинов», я — тоже воин. Да еще поболее других «воинов»! Поскольку долго занимался сценическим фехтованием. Это очень старый (актерам всегда приходилось учиться имитировать бой) вид, сохранивший классическую старую технику, использовавшуюся в бою.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...