Ведь правда в том, что мы, люди, существуем секунды, если считать в процентах от времени всего существования Земли. Медленно и неуклонно двигаются континентальные плиты, сталкиваются друг с другом, создавая в месте соприкосновения высокие горы. Потом из-за ветровой эрозии горы постепенно рушатся. Возникают и ползут по земле ледники, уровень океана то повышается, то понижается.
Мы относительно недавно узнали самый факт того, что это происходит. Но мы совершенно не знаем, почему это происходит и что произойдет дальше.
Лично я совершенно не верю в «глобальное потепление» в той форме, в которой эта идея распространяется сейчас. Дескать, человечество, сжигая слишком много углеводородов, насыщает атмосферу углекислым газом и из-за этого на Земле повышается температура.
Однако следует признать, что в последние несколько сот лет, с момента окончания крайнего малого оледенения, температура на Земле постоянно понемногу повышается.
Да даже вспомните роман Мэри Мейп Додж «Серебряные коньки» про жизнь в Голландии лет, примерно, 200 назад. Ведь тогда в Голландии зимой каналы промерзали настолько, что ледяные трассы в зимние месяцы соединяли города Нидерландов, расположенные возле каналов. А ведь для этого необходима стабильная температура не меньше -10 градусов, скорее — даже ниже.
А теперь подумайте, как назовут современные голландцы зиму, во время которой их каналы перемерзнут настолько, что по ним можно будет безбоязненно кататься на коньках? Ведь когда сколько-то лет назад в соседней Германии зимой ненадолго ударили «морозы» градусов в -10−15, это был для них дикий ужас, люди страшно мерзли, были погибшие от холода, а по весне оказалось, что из строя вышла примерно треть всех автомобильных дорог.
Так что следует признать, что за последние несколько сотен лет климат стал значительно мягче, теплее. Возможно, тенденция повышения температур будет продолжаться еще некоторое время. Что же тогда случится с человечеством?
При сохранении тенденции к потеплению начнут таять земные ледники, в том числе ледники антарктического щита и Гренландии. При этом, по расчетам ученых, уровень Мирового океана повысится примерно на 200 метров. То есть те земли, которые сейчас находятся на уровне моря или несколько выше — все скроются под водой и станут шельфом океана. Давайте посмотрим карту мира.
Все, что покрашено глубоким зеленым, скроется под водой, а светло-зеленое станет прибрежными районами. Казалось бы, немного, всего до 20% территории суши. Огромные низменности, в Бразилии (свыше 5 млн кв. км), в Восточной Сибири (около 5 млн. кв. км), Ла-Платская низменность в Южной Америке, значительная часть Китая, Индии, страны Океании и Юго-Восточной Азии.
Небольшие приморские европейские государства тоже исчезнут. Голландия, Дания, большая часть Бельгии, прибрежные районы Франции, значительная часть Англии. Приморские районы России тоже окажутся затопленными.
Все государства мира не исчезнут, для очень многих стран лишь изменится береговая линия.
Однако при таком повышении уровня моря, ввиду ожидаемого изменения климата, вполне возможно, станут обитаемыми ныне безлюдные территории России, Китая и Австралии. Население из затопленных районов Европейской части России сможет перебраться на равнины Сибири, в России достаточно места, чтобы разместить все население страны. К тому же при потеплении районы с возможностью ведения сельского хозяйства сильно продвинутся на север.
А еще освободятся от ледяных щитов огромные территории Антарктиды и Гренландии, чья общая площадь превышает 10 млн. кв. км. И эта территория совершенно не обследована людьми. Так что месторождения, что в ней лежат, смогут послужить человечеству. В общем, получается отличное возмещение. Там потеряли территории, тут приобрели намного больше.
Но с проблемами, которые возникнут при полном стаивании ледников Гренландии и Антарктиды будут разбираться наши дальние потомки через несколько сотен или даже тысяч лет. А вот нам и нашим детям и внукам, кажется, придется расхлебывать результаты того повышения уровня океана, которое происходит в наше время.
Ведь, по расчетам ученых, за текущий век уровень океана повысится на 0,5−3 метра. А это вовсе не так мало, поскольку даже повышение уровня моря всего на 20 см превратит в беженцев многие сотни тысяч человек. В одной только Нигерии лишатся жилья свыше 740.000 человек. Кроме того уйдет под воду целый ряд приморских городов, в том числе и в Юго-Восточной Азии, затоплению подвергнутся такие островные государства, как, например, Тувалу.
Это ожидается уже завтра, и это не спекуляции на тему о том, что, наверное, произойдет через века — это уже есть. И эти сотни тысяч и миллионы людей в ближайшее время начнут исход из затапливаемых островных государств и прибрежных городов. В Россию они вряд ли поедут, а вот их соседям уже надо начинать беспокоиться.
Приятно знакомиться с действительно научным подходом к вопросу, который сейчас актуален. Действительно, изменения климата на просторах СМИ пытаются представить в жанре фэнтези так, чтобы даже страшилки выглядели смешно и несерьезно.
Лично меня тревожит в перспективе таяния ледников угроза "воскрешения" микроорганизмов, способных создавать цисты и переживать неблагоприятные времена. Есть версия, что там ничего такого, что еще неизвестно человечеству, нет (там и известного будет с запасом). Не хочу говорить: поживем - увидим.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за отзыв, Карл-Август Аванти, Вы подняли интересную проблему.
Хотя, по крайней мере, частично, эта проблема вроде бы проверена.
Ведь шельфовые ледники Антарктиды и Гренландии сползают в океаны, ломаются на айсберги, которые уходят в дрейф и тают в океане.
Если бы в них были опасные микроорганизмы - мы бы уже об этом как-то узнали бы... наверное...
1 Ответить
Игорь Вадимов, льды, которые сейчас тают, несут в себе то, что витало в воздухе, а в почве, скованной вечной мерзлотой, могут быть трупы животных с патогенами. Добавим к этому еще и тот факт, что изучение океана очень непростая штука: начиная от масштабов пространства, заканчивая крайне ограниченным кругом ветеринаров, которые могут работать с теми же ластоногими. Обследовать всех обитателей подводного мира, куда попадает все, что было в растаявшем айсберге, невозможно, а выявление одного экземпляра с патологией ни о чем нам не говорит.
С Вами общаться и интересно, и полезно - тема бактерий из вечной мерзлоты существует, ею тоже часто манипулируют, мне этот вопрос интересен.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо на добром слове, Карл-Август Аванти, а бактерии из вечной мерзлоты - это на самом деле проблема, я читал, какая-то река на севере подмыла высокий берег и выпали оттуда захоронения сибирской язвы, 400-500 летней давности - это создало кучу проблем, ибо возбудители болезни остались живы.
1 Ответить
Игорь Вадимов, да, было такое. И речь идет о сибирской язве, которая знакома ученым и лечится. Но все живые организмы мутируют. Мы не можем точно сказать, что было тысячелетия назад, чем болели представители фауны, что может быть опасно для человека. Да, есть палеонтология, но находок не так и много, большинство из них сделаны в теплом климате, потому точно определить: последствия какого именно недуга диагностируются по костям, невозможно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карл-Август Аванти, напишите на эту тему статью - выйдет супертриллер, причем практически из жизни.
1 Ответить
Игорь Вадимов, точно - "практически из жизни" - из вечной мерзлоты!
Тема очень хорошая и предполагает гипотезы, которые будут опираться на разные научные дисциплины. Она уже у меня в списке интересующих народ, включая меня самого.
Оценка статьи: 5
0 Ответить