Словари по этому поводу не дают однозначного ответа. Просто потому, что, с одной стороны, пимами в некоторых областях европейской части России (в Башкирии, Предуралье) и в Западной Сибири называют валяную обувь (параллельно или вместо таких названий, как валенки, катанки, чёсанки). А с другой…
С другой это — национальная обувь оленеводов в районах Крайнего Севера: в Архангельской области, Ямало-Ненецком автономном округе, Республике Коми, Пермском крае (коми, ненцев, хантов, манси и др.) — сапоги из шкуры северного оленя, сшитые шерстью наружу. Раньше их изготавливали высотой до бедра и с завязками. Сейчас пимы, как правило, шьют высотой до колена. Без завязок.
И не просто так шьют. И не абы из чего.
- Пимы (ударение, поскольку слово финно-угорское, традиционное — на первый слог) шьют только из определенной части оленей шкуры, от копыта до колена.
Эта часть, так называемый камус, имеет оригинальное и очень интересное строение. Обычно ворс шерсти у любого зверя широкий у основания и постепенно, при продвижении к верху каждой ворсинки, сужается.
- Мех, из которого шьют пимы, имеет иное строение: ворсинка у основания уже, чем вверху. Поэтому наружная часть ворсинок очень плотно примыкает друг к другу и ворс становится непромокаем.
Это очень важное обстоятельство, поскольку северный олень — тундровое животное, а при плюсовых температурах тундра — сплошное болото. Вечная мерзлота потому так и называется, что даже летом не тает. Только оттаивает. На небольшую глубину. Поэтому тем осадкам, что выпадают в тундре весной-осенью, уходить некуда. Вот и болота.
Соответственно, в теплое время года ноги у оленя до колена, как правило, в воде. Но при этом, благодаря особенностям ворсового покрова этой части шкуры, не промокают. Точно так же и обувь, сшитая из таких шкур. Не промокает! Никогда и ни за что.
Для того, чтобы пимы не промокали, их обязательно шьют так, чтобы ворс камуса был направлен вниз. Это ещё одна, дополнительная гарантия, что мокрый снег и вода не впитаются в мех, а стекут по нему вниз, оставив ногу в обуви сухой.
Подошву на пимы пришивают из шкуры, что находится между копытами оленя. Волос в этой части шкуры очень жесткий, поэтому снег никогда не прилипает к такой подошве.
И ещё. Так как ворс меха северного оленя от копыта до колена узкий у шкуры и широкий вверху, то между шкурой и верхом ворса образуется воздушная прослойка. А воздух — плохой теплопроводник. За счет этого свойства пимы очень теплые.
Говорят, подобное строение ворсинок шкуры у дальневосточной морской выдры — калана, поэтому они достаточно комфортно чувствуют себя в холодных водах северной части Тихого океана, несмотря на то что у них, в отличие от тюленей и моржей, нет подкожного жира (ворвани).
До сих пор пимы шьют только вручную. А до того, как начать шить, ту часть шкуры, из которой изготавливают этот вид северной обуви, тщательно обрабатывают: растягивают, замораживают, замачивают, сушат, мнут, держат в опилочной смеси. Учитывая исключительную трудоемкость процесса, а также то, что на пимы идет только часть шкуры, которой на ноге оленя от копыта до колена совсем немного (для пошива одной пары пим необходимо от 8 до 13 кусочков шкуры — камуса, которые не только необходимо обработать, но и подобрать по размеру, цвету), эта обувь — очень дорогая.
Во времена моего детства пара пим стоила 100−120 рублей, в зависимости от модели, размера и сложности украшения на лицевой стороне каждого пима. А инженерский оклад тогда был 120−125 руб. Конечно, с северными надбавками получалось под 300, но всё одно — пимы мог позволить себе далеко не каждый. Помню, как радовалась мама, когда на какой-то из праздников отец принес ей в качестве подарка пару пим.
Да, пимы делятся на мужские и женские. Коми или ненцы об этом могут рассказать больше. Про тот же тип покроя. Он у женских пим имеет свои особенности. Я в таких тонкостях — не особо. Но хорошо помню, что женские пимы, как правило, были белые или серенькие. Мужчины, в подавляющем большинстве, носили пимы коричневого цвета. Женские пимы немного короче мужских и даже визуально выглядят легче.
Ну, и конечно, женские, что вполне естественно, гораздо богаче украшены. Украшение размещается на передней части голенища и выполняется из кусочков меха другого цвета, отделывается разноцветным сукном, иногда бисером. У мамы был традиционный коми-орнамент, который обычно называли «оленья голова» или «рога оленя». По убеждениям местного населения, он не только выполнял функции украшения, но и служил оберегом для хозяйки пим.
Сейчас, говорят, нижняя ценовая планка пим начинается от 5−7 тысяч рублей за пару. Богато украшенные экземпляры могут доходить и до 20 тысяч. Средняя же цена колеблется в районе 10−12 тысяч. Но, несмотря на это, пимы в районах Крайнего Севера пользуются популярностью. Незаменимая, удобная, относительно легкая и очень теплая обувь.
Правда, говоря о современной популярности пим, на мой взгляд, надо всё-таки делать различия между городской и сельской местностью.
В городах, по моим наблюдениям, они распространены не очень широко. И здесь вопрос не только в дороговизне. Набирающая обороты сплошная автомобилизация населения приводит к тому, что вполне хватает функционала стандартной, фабричной теплой обуви, чтобы добраться от дома до гаража или от стоянки до работы. Такая теплая обувь, как пимы, в городах перестает быть востребованной.
Другое дело — сельская местность. Здесь значительно большую часть времени приходится проводить на открытом воздухе и главенствующий принцип — «ноги в тепле» — никак не забудешь. Обстановка не позволит.
Хотя и здесь… На мой взгляд, широкое распространение пим в сельской местности, отчасти вынужденное. Ввиду отсутствия, до последнего времени, иных вариантов теплой обуви. Например, тех же валенок, которые в советское время были широко распространенным и доступным видом зимней обуви. Но…
Трудоемкость процесса их изготовления, практическое отсутствие средств его механизации, вредность этого производства для здоровья, крайне узкий ассортиментный ряд продукции, низкие оптовые и розничные цены на неё… Все это привело к тому, что в условиях перехода к рынку валяные производства стали массово банкротиться.
В 90-х и начале 2000-х новых валенок просто не было в продаже. Народ повсеместно донашивал то, что купил ещё в советское время. Но как бы аккуратно ты не носил, у любой вещи есть предел износа, после которого её уже не починить. А когда нет альтернативы, приходится покупать то, что есть, как бы дорого оно ни стоило.
Так или иначе, но пимы пока остаются востребованной обувью на Крайнем Севере. И, наверное, ещё очень долго будут цениться живущими и работающими в тех краях. Просто потому, что за многие века их освоения не придумано такой обуви, что была бы лучше пим адаптирована к тамошним условиям.
Спасибо!
Нужная для меня статья, собираю интересные факты об одежде и обуви.
Успехов!!!
2 Ответить
Не за что, Екатерина. Искренне рад, что мой материал оказался востребованным.
2 Ответить
Константин, для северян очень важно иметь теплые вещи, я пимы покупала примерно в 2011-2012 году они уже тогда стоили 16 тыс. Ношу до сих пор но т.к. погода в Воркуте меняется и сильных морозов уже не так много, то и пимы ношу реже (поэтому и носятся долго), но кстати, очень много женщин зимой носят пимы хотя ты в статье пишешь, "Такая теплая обувь, как пимы, в городах перестает быть востребованной." я думаю это смотря где. А вообще я из твоей статьи больше узнала о пимах чем знала. в принципе. Спасибо!
0 Ответить
Спасибо, Тома, за такой подробный и обстоятельный отзыв!
0 Ответить