В романе «Двенадцать стульев» О. Бендер, будучи по очень важному делу у Эллочки Щукиной проявляет недюжинные знания о производстве шелка:
После этого заговорили о шелке, и Остап обещал подарить очаровательной хозяйке несколько сот шелковых коконов, привезенных ему председателем ЦИК Узбекистана.
Всем известно, что родина шелка — Китай. И неоднократно слышали о шелковых коконах, из которых нить для шелка добывается. Но многие ли видели собственными глазами эти коконы и знают технологию производства шёлка? Наверное, нет! Я к примеру, раньше не видел.
Первоначально шелковые изделия в Китае появились из коконов диких тутовых шелкопрядов. Уникальный «технологический» процесс, созданный природой, состоит из нескольких этапов.
Вначале самка тутового шелкопряда, живущая не более 5 дней, откладывает яйца — до 500 штук, из которых через 2−3 недели вылупляются личинки (тутовые черви). Вырастая, эти черви в течение месяца четыре раза линяют и, наконец, приобретают вид крупной гусеницы. Именно ей предстоит окуклиться, чтобы в коконе превратиться в крупную бабочку тутового шелкопряда. Которой нужно, растворив слюной кокон, выбраться наружу и по-новому запустить процесс собственного воспроизводства.
В импровизированном музее фабрики шелковых одеял в Сиане в колбах выставлены на обозрение гусеницы шелкопряда на всех стадиях ее жизненного развития — от личинки до особи, начинающей окукливаться:
В течение 6 недель гусеница интенсивно питается листьями тутового дерева, а затем приступает к созданию кокона. Она раскачивается на веточке по сложной траектории и выделяет из сосочка под нижней челюстью содержащую будущий шелк слюну, которая затвердевает при контакте с воздухом. В течение 2−3 дней гусеница прядет нить длиной до полутора километров и в конце прядения полностью замыкает себя в созданной сети — коконе.
На той же сианьской фабрике туристы могут увидеть, какие метаморфозы гусеница шелкопряда претерпевает внутри самого кокона:
И вот на этом этапе развития тутового шелкопряда в природный процесс активно вмешался человек. Шелководы не дожидаются, пока тутовый шелкопряд своей слюной проделает в коконе отверстие, чтобы выбраться наружу, и сделает его непригодным для разматывания нити. Коконы варят, убивая тем самым находящихся внутри них куколок тутового шелкопряда, и приступают к добыче шелковой нити.
По мере развития шелководства дикого тутового шелкопряда становилось недостаточно. И шелководы, отбирая самые крупные коконы, селекционным путем одомашнили тутового шелкопряда. В результате селекции бабочка шелкопряда практически утратила способность летать. Ее основная функция — отложить как можно больше яиц.
Шелковая нить очень тонка, но, тем не менее, она может выдержать до 15 граммов груза. Эта тончайшая нить является своего рода спасательным кругом для личинок, которые с самого своего появления способны ее выделять. И в случаях опасности или случайного падения личинка и гусеница может просто повиснуть на ней. А такое я неоднократно наблюдал еще в детстве и все время удивлялся, как такая крупная гусеница может парить в воздухе под шпалерой с виноградом.
Варварски убив обитателей коконов, шелководы приступают к разматыванию с них шелковой нити. Современные фабрики осуществляют это на специальных станках:
Как начинается этот процесс? Каждый, кто сталкивался с поиском конца нитки, упрятанной между ее витками на катушке, поймет, насколько трудно найти в коконе начало тончайшей шелковой нити, с которой и надо начать процесс сматывания.
В Китае проблему решили очень просто: в мотальном тазу с плавающими в воде коконами специальным венчиком (раньше — деревянной палочкой) устраивают водоворот, и концы нитей с нескольких коконов (для скручивания основной шелковой нити необходимы нити как минимум с 5−6 коконов) сами цепляются за шероховатую поверхность венчика. Далее шелководам остается только заправить их в машину, и процесс пошел!
Советские изобретатели
Однако, судя по всему, китайским шелководам это новшество незнакомо или они его проигнорировали, отдав предпочтение дешевому ручному труду.
Грязь, которая отчетливо видна в мотальных тазах — неизбежный спутник этого производства. Ведь нить кокона на 75% состоит из двух нитей фиброина, а на 25% - из серицина, воска и жиров, которые в процессе замачивания кокона в воде с моющими средствами оседают в мотальном тазу:
Кроме того, в конце разматывания коконов в мотальном тазу остаются ранее сваренные их обитатели. А это уже органика, а она даже при постоянном ее удалении оставляет след на стенках мотального таза.
Избавленные от органики нити фиброина, благодаря своему треугольному сечению, и придают шелковой нити тот неповторимый блеск, из-за которого, помимо других свойств, и ценится шелковая одежда:
На станке для разматывания нити с коконов сбоку висит связка спутанных коконов:
Не пригодные для получения шелковой нити спутанные коконы используются для других целей. В частности — для изготовления шелковых одеял.
Размоченные коконы прекрасно растягиваются, что шелководы охотно демонстрируют для туристов:
Растягивать шелковые коконы можно практически до бесконечности, превращая их в воздушное волокно:
Помимо отбракованных при разматывании коконов, на производство наполнителя для одеял коконы не разматывают, а сразу же освобождают от куколок, отмывают, растягивают и складывают стопками по 25 граммов. Далее одна стопка растягивается до ширины и длины будущего одеяла, следующая — до длины и ширины,
Сложенный таким образом наполнитель одеяла внешне очень напоминает синтепон, но обладает гораздо лучшими качествами. Наполнитель из качественного шелка пришивается к чехлу одеяла с четырех сторон и не простегивается. Он не сваливается, не разделяется на отдельные части и не сминается:
А вот встречаемые в продаже простроченные шелковые одеяла изготовлены также из 100%-го шелка, но качество которого значительно хуже. Он производен из коконов дикого шелкопряда, гусеницы которого, в отличие от одомашненного, «вкушающего» только листья тутового дерева, питаются всеми листьями подряд.
Таково современное производство натурального шелка и шелковых изделий.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...