Гертруда Рыбакова Грандмастер

Что хотел доказать Ален Бомбар своим подвигом? Часть 1

Впервые о подвиге французского врача Алена Бомбара я узнала в 1959 году, будучи студенткой географического факультета. Кто-то из однокурсников принес только что вышедшую на русском языке книгу отважного покорителя Атлантики «За бортом по своей воле». Во Франции она была издана еще в 1953 году. Мы читали ее всем курсом, по очереди. Нас удивлял и восторгал подвиг человека, который, не будучи моряком, по собственному желанию на крошечной надувной резиновой лодке, без запасов воды и продовольствия, в одиночку пересек Атлантический океан. Очень хотелось иметь эту книгу своей, но в магазинах ее не нашла, видимо, тираж был недостаточно большим. Несколько лет назад приятельница принесла, подарила мне эту книжку, старую, потрепанную, зачитанную. Обнаружила среди старых бумаг, готовясь к переезду. Как же я обрадовалась! Как встрече со старым другом! Перечитала снова и думаю, буду перечитывать еще не раз. Жаль, что в России совсем мало вспоминают об этом удивительном человеке.

В этом году необыкновенному плаванию исполняется 55 лет. Плавание в одиночку длилось 65 суток, с 19 октября по 23 декабря 1952 года. Предыстория его такова. Весной 1951 года Ален Бомбар, молодой врач-интерн (А.Б. родился 27 октября 1924 года), только начавший свою профессиональную деятельность в госпитале французского порта Булонь, был потрясен количеством погибших моряков с потерпевшего кораблекрушение вблизи берега траулера «Нотр-Дам-де-Пейраг».

Траулер ночью, в тумане, налетел на камни прибрежного мола и разбился. Погибли 43 моряка. Утром, спустя несколько часов, их тела вытащили на берег и, что самое удивительное, все они были в спасательных жилетах! Именно это событие подтолкнуло молодого врача заняться проблемой спасения жизни людей, терпящих бедствие в море. Бомбар задумался, почему так много людей становятся жертвами кораблекрушений? Ведь ежегодно многие тысячи человек погибают в море. И как правило, 90% из них гибнет в первые три дня. Почему это происходит? Ведь для того, чтобы умереть от голода и жажды, потребовалось бы гораздо больше времени. Бомбар сделал вывод, который позднее написал в книге «За бортом по своей воле»: «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха!».

Ален Бомбар еще во время учебы заинтересовался проблемами выживания в экстремальных условиях. Изучив множество рассказов людей, оставшихся в живых после кораблекрушений, Бомбар убедился, что многие из них выжили, перешагнув через медицинские и физиологические нормы, определенные учеными. Некоторые оставались в живых на плотах и шлюпках, в холоде и под палящим солнцем, в штормовом океане, с крохотным запасом воды и пищи на пятый, десятый и даже пятидесятый день после катастрофы. Как врач, хорошо знающий резервы человеческого организма, Ален Бомбар был уверен в том, что многие люди, вынужденные расстаться с комфортом корабля в результате трагедии и спасаться на любых подручных средствах, погибли задолго до того, как их покинули физические силы. Их убило отчаяние. И такая смерть настигала не только случайных в море людей — пассажиров, но и привычных к морю профессиональных моряков.

Поэтому Ален Бомбар решил отправиться в длительное морское плавание, поставив себя в условия «человека за бортом», чтобы на собственном опыте доказать следующее:
1. Человек не утонет, если в качестве спасательного средства будет пользоваться надувным спасательным плотиком.
2. Человек не умрет от голода и не заболеет цингой, если будет питаться планктоном и сырой рыбой.
3. Человек не умрет от жажды, если будет пить выжатый из рыбы сок, и в течение 5−6 дней — морскую воду. Кроме того, он очень хотел разрушить традицию, по которой поиск потерпевших кореаблекрушение прекращался через неделю или, в крайнем случае, через 10 дней.
современные спасательные плотики По поводу первых двух пунктов могу сказать, что именно после плавания Алена Бомбара на всех судах, особенно на небольших и промысловых, наряду со спасательными катерами и шлюпками стали широко использваться надувные спасательные плотики разной вместимости — ПСН-6, ПСН-8, ПСН-10, (ПСН- плотик спасательный надувной, цифра — вместимость человек.) В отношении сырой рыбы — коренные жители крайнего севера — чукчи, ненцы, эскимосы, чтобы не заболеть цингой, всегда ели и едят не только сырую рыбу, но и мясо морских животных, восполняя этим недостаток витамина «С», который, как известно, содержится в различных овощах и фруктах.

Осуществить задуманный эксперимент было не так легко. Бомбар около года готовился к плаванию и теоретически, и психологически. Для начала он изучил множество материалов о кораблекрушениях, их причинах, спасательных средствах разных типов судов и их оснащении. Затем стал проводить на себе опыты, питаясь тем, что может быть доступно потерпевшему кораблекрушение. Полгода, с октября 1951 года, Бомбар провел в лабораториях Океанографического музея в Монако, исследуя химический состав морской воды, виды планктона, строение разнообразных рыб, которые могут встретиться в океане. Эти исследования показали, что от 50 до 80% веса рыбы составляет вода, при этом пресная, а плоть морских рыб содержит меньше различных солей, чем мясо сухопутных млекопитающих. Именно соком, выжатым из тела рыб, можно удовлетворить потребность в пресной воде. Соленую морскую воду, как показали его опыты, можно пить в небольших количествах, чтобы не допустить обезвоживания организма, в течение пяти дней. Планктон же, состоящий из мельчайших микроорганизмов и водорослей, как известно, является единственной пищей для самых крупных морских млекопитающих — китов, что доказывает его высокую питательность.

Друзей, горячо поддерживавших идею Бомбара и оказывавших всяческую помощь, было много, но были и скептики-недоброжелатели, а то и просто враждебно настроенные люди. Не все понимали гуманность идеи, даже называли ее ересью, а самого автора — еретиком. Судостроители возмущались, что доктор собирается пересечь океан на надувной лодке, которой, как они считали, нельзя управлять. Моряков удивляло, что совершить плавание хочет непрофессиональный моряк, человек совершенно не знающий теории судовождения. Врачи приходили в ужас, узнав, что Ален собирается жить дарами моря и пить морскую воду.

Рисунок резиновой лодки Бомбара Поначалу плавание задумывалось не как одиночное, а в составе трех человек. Но как всегда бывает, практика сильно отличается от теории, воплощение замысла от первоначальной идеи. Когда Бомбар получил сконструированную для плавания резиновую лодку размером примерно с легковой автомобиль, стало ясно, что в длительном плавании втроем там просто не разместиться. Лодка имела длину 4,65 метра, ширину — 1,9 метра. Она представляла из себя туго накачанную резиновую колбасу, изогнутую в форме вытянутой подковы, концы которой соединялись деревянной кормой. На плоском резиновом дне лежали легкие деревянные слани. Боковые поплавки состояли из 4-х отсеков, которые накачивались и спускались независимо один от другого. Двигалась лодка с помощью четырехугольного паруса площадью около трех квадратных метров. Бомбар назвал эту «посудину» символично — «Еретиком»! Никакого дополнительного оснащения в ней не было — только крайне небходимые компас, секстант, навигационные книги, аптечка и фотопринадлежности.

А вот о самом плавании через Атлантику читайте во второй части статьи!

Обновлено 8.06.2018
Статья размещена на сайте 7.11.2007

Комментарии (20):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • очень интересно и захватывающе! Захотелось книгу прочитать

    • Олечка, здравствуйте! Не знаю, найдете ли вы книгу в магазине или библиотеке, она вроде бы даже не переиздавалась, но я Интернете точно есть. Я себе скачала и распечатала,(Моя старенькая осталась у внука в Петербурге, а я то сейчас так далеко!). У нее небольшой объем. Прочтите обязательно, не пожалеете!

  • Прочитал с огромным интересом. Сила духа!

    Оценка статьи: 5

  • С пятеркой пришла, Гертруда. Ничего я не знала про Бомбара - спасибо, что просветили

    Оценка статьи: 5

  • Дениска Кораблёв из рассказов Драгунского (в честь которого мама дала мне имя) хотел повторить подвиг Бомбара, да побоялся, что некуда будет вес терять - в нём было всего на кило больше,чем потерял Бомбар во время своего путешествия )))

    Оценка статьи: 5

    • Вот видите, Дениска Кораблев знал о подвиге Бомбара, а теперь я спросила человек 20 среди своих знакомых, весьма грамотных людей, и никто даже не слыхал про плавание Бомбара.

      • Я вообще-то сам о Бомбаре узнал из "Денискиных рассказов", стало любопытно - полез в энциклопедию...

        Оценка статьи: 5

        • Герочка, жду окончания, статьи. У меня уже Зиганшин, Поплавский.... встают перед ней. А боцман, что в бочку с мазутом прыгнул и весь в мазуте 2 часа в ледяной воде как рыбьий пузырь плавал, покуда не подобрали с траулера! А на Аляске рыбачок льдину, на которой дрейфовал, просто ел, планктон высасывал! Весил 170 фунтов, сняли - 140. Неделю бродяжил. Вот и думаю: на воде труднее погибнуть, чем в пустыне, без нее. Мы из воды вышли, а не из песка. Смотри-ка бедуин, он песка не боится. Ляжет, как пень в хамсун и лежит в песке и дышит через трубочки в носу. А большинство людей водного произвола ужас как боится. Вот и Бомбар - бедуин моря.
          А летунам нашим давали еще антиакулин - вокруг плотика присыпать от акул. А галеты из НЗ в высоких банках из метала? На бычьей крови?

  • Ален Бомбар - из тех же времен, что и Зикмунд и Ганзелка.

    Оценка статьи: 5

    • Да, вы правы, это путешественники примерно одного поколения, когда-то у меня было несколько книг, в которых И. Ганзелка и М. Зигмунд рассказывали о Северной Африке, о Турции("Перевернутый полумесяц"), о Кордильерах, а муж моей одноклассницы собирал коллекцию их книг, так что выпросил их у меня.Тоже, сколько мужества нужно было этим людям, путешествуя по труднодоступным местам на автомобилях!

      • Ганзелку и Зикмунда я несколько раз упоминал в своих статьях, читал об их приключениях очень давно, увлекли невероятно. Впервые же наткнулся на уопоминание о них в книге Юрия Ароновича Долматовского "Знакомые и незнакомые автомобили". Машина у них была хорошая - Татра, я такую видел и общался с её владельцем - Рэмом Всеволодовичем Меркуловым. Он был сын наркома госпезопасности, сидел за одной партой со Светланой Аллилуевой и потом катал её на этой самой Татре.

        Оценка статьи: 5

  • Такие абзацы у вас большие...

  • Очень интересно. 5.
    Главное - воля и вера в победу.

    Оценка статьи: 5

  • Меня всегда восхищают такие вот люди! Очень интересный материал, спасибо.

  • Читал его книгу. 5.