Представьте себе, оказывается, что исключительно ради удовольствия стóит прокатиться на поезде, который проходит через 16 туннелей, 250 мостов и 208 серпантинных поворотов.
Возможно, что болливудский фильм Dil Se — «Любовь с первого взгляда» — и прошел в индийском прокате без особых успехов, но песня из него остается любимой и спустя 25 лет. Chaiyya Chaiyya — это не только запоминающаяся мелодия. В памяти людей она осталась потому, что была снята на фоне движущегося поезда.
Индийский сердцеед Шах Рукх Кхан лихо отплясывал с группой профессиональных танцоров, пока поезд медленно двигался по пышной холмистой местности мимо чайных плантаций и над высокими виадуками. В это время из старого печного двигателя валил самый настоящий пар. Ни о каком электричестве речи даже не велось! Кстати, люди до сих пор продолжают ездить на этом поезде, хотя в наше время путешествия на нём всё-таки немного комфортнее и не так опасны, как у Кхана.
Кстати, Nilgiri переводится как «голубая гора» из-за голубоватого оттенка, который появляется, когда солнце отбрасывает свои лучи на близлежащие холмы.
Так вот, горная железная дорога Нилгири, которую местные жители ласково называют «дорога с игрушечным поездом», является, пожалуй, единственной в мире, когда люди садятся в поезд и думают только об ожидающих их впечатлениях, а не о пункте назначения.
Двигающийся по индийскому штату Тамил Наду, этот поезд является самым медленным в Индии из-за чрезвычайно крутого уклона, который имеется на протяжении всего его маршрута. Чтобы преодолеть расстояние в 46 км, поднимаясь от города Меттупалаям у подножия Нилгири до горного городка Удхагамандалам — измененного британскими языками на Уттакамунд, а затем сокращенного индийцами до Ути — потребуется… почти пять часов. Обратный путь вниз по склону сокращается на один час, но даже четырех часов для преодоления расстояния в 46 км всё-таки многовато.
Хотя… Если прильнуть к стеклу и постоянно наблюдать за тем, что происходит за окном, эти четыре часа не покажутся слишком уж длинными. Купив билет первого класса (около 6 £), люди садятся в синие вагончики в Ути прохладным утром, надеясь испытать всю полноту ощущений, которую может подарить им Нилгири. Билет второго класса стоит в два раза дешевле, но при этом мягкой подушки на сиденьях не будет. Кто-то обращает внимание на эту мелочь, кто-то нет — но вагончики почти всегда заполнены до отказа.
— Когда вы садитесь в этот поезд, — делятся туристы своими впечатлениями, — вам будет казаться, что вы попали в другое измерение.
Те, кому ни разу не приходилось пускаться в столь необычное путешествие, сразу поймут, чтó означают эти слова, как только окажутся внутри вагонов, со стороны напоминающих детскую железную дорогу (те, кто хотя бы раз ездил на такой дороге, поймут, о чём идет речь). Состав ещё не успевает тронуться с места, как взрослые и дети просто прилипают к окнам. Желание при этом только одно: посмотреть на виды, которые им обещает подарить Нилгири. Когда же поезд на медленной скорости проезжает в туннелях, то или от небольшого страха, или от восторга начинает захватывать дух.
Если сказать про Ути более коротко — это одна из старейших индийских горных станций. Когда-то города на возвышенностях были летним пристанищем британских раджей, когда им нужно было укрыться от удушающей жары равнин. Сейчас такие города, в том числе и Ути, очень популярны среди индийских туристов, желающих провести прохладный отпуск или медовый месяц в каком-то необычном месте. Сегодня это многолюдный маленький городок, в котором остатки колониализма скрыты в хаосе городской Индии.
— Все здесь кажется неизменным с британских времен, как будто время в этой местности остановилось, — говорят местные жители. — Нам даже кажется, что где-то рядом можно увидеть европейских дам в причудливых шляпках, выходящих из поезда на этих маленьких станциях.
Пережитки прошлого особенно заметны в колониальном дизайне нескольких старых зданий по всему Нилгири: офисов, бунгало (некоторые из которых сейчас являются бутик-отелями) и церквей. Колониальный стиль настолько притягателен, что станция Кунур, расположенная всего в часе езды от Ути, стала частью вымышленного города Чандрапор в фильме Дэвида Лина 1984 года по роману
— Люди в этом поезде по-прежнему видят то же самое, что и более 100 лет назад, — сказал журналист на пенсии Д. Радхакришнан, который на протяжении десятилетий вел репортажи из региона Нилгирис.
Машинисты, которые водят поезд более чем 30 лет, согласны с этим:
— Когда такие местечки, как Ути и Кунур, надо было развивать, на помощь пришли природные ресурсы. Когда вы путешествуете по дороге, видно, что природа несколько пострадала от того, что в неё ворвалась цивилизация. Но когда едешь на этом поезде, кажется, что ничего не тронуто. Время как бы замерло.
Когда туристы проезжают мимо чайных плантаций со склонившимися над листьями работниками и водопадов, образовавшихся после муссонов, они постоянно высовываются из окна, потому что такие картинки можно увидеть нечасто. Не отстают от них и журналисты, неутомимо фотографируя серпантинные повороты и изгибы поезда, следя за тем, как в зарослях мелькают бродячие гауры (индийские бизоны) или слоны.
На различных станциях по пути следования (некоторые из них предназначены для пассажиров, а другие — лишь для пополнения запасов воды для паровоза) многие выходят, только чтобы немного размяться: несколько часов в одной позе внутри маленького вагончика — это своеобразное испытание.
Но вообще спокойные пейзажи и легкое покачивание поезда убаюкивают пассажиров до состояния, близкого к сонливости. На одной из остановок можно подкрепиться горячим чаем и масала вада (острыми оладьями), продаваемыми местными торговцами, что является неотъемлемым элементом любого путешествия на поезде в Индии.
Работы по строительству железнодорожной линии начались в 1891 году и заняли 17 лет, так что Ути готовится отметить знаменательный юбилей в 2023 году:
- исполняется ровно 200 лет с тех пор, как британский чиновник Джон Салливан наткнулся на эту уютную деревушку на холмах и добавил ее в растущий список летних пристанищ Индии;
- и 115 лет с момента пуска первого самого медленного в мире поезда.
Это означает, что железная дорога является частью наследия Ути на протяжении более половины его существования.
По словам Д. Радхакришнана, это железнодорожное сообщение несколько раз хотели закрыть из-за его нерентабельности. Но это настолько неотъемлемая часть туристического сектора Ути, что планы срываются, не успев появиться.
— Многие люди приезжают сюда исключительно для того, чтобы прокатиться в маленьком вагончике, и невозможно представить себе Ути без небольшого поезда, который уже стал неотъемлемой частью этой местности, — сказал он.
То, что такого больше в мире нигде нет — наверное, он прав!
Не согласиться с этими словами невозможно. И сам поезд, и открывающиеся из его окон виды, действительно, можно увидеть только в этой части Индии. Ну, а четыре или даже пять часов медленной поездки на поезде запомнятся вам на всю жизнь. И если сейчас принято говорить о скорости и стремительности, то в этих краях за скоростью не гоняются. Здесь умеют останавливать время.
Познавательно, спасибо за экскурсию в далёкой Индии.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Благодарю Вас, Леонид.
Когда моя двоюродная сестра побывала в Индии - её поразили две вещи: железнодорожные вагоны и... специи!
- Такого, - говорила мне она, - ты не увидишь больше нигде в мире!
Вагончики в Индии далеки от европейских. Там и дороги имеют другую колею, и вообще всё по-другому. И ещё... эти вагоны такие старые - такое ощущение, что вагоностроением в Индии вообще не занимаются.
А вот индийские специи там такие, что их действительно нигде больше не найти. На вкуса, ни запаха этих специй больше нигде нет.
1 Ответить
Спасибо за интересный рассказ. Название мне подсказывало, что речь пойдет о железной дороге, проложеной к какому-то старинному курорту в Европе, на пример, в Швейцарии. Оказывается, что индусы уважают классику. Это очень хорошо - привлекательный для туристов, включая местных жителей, уголок природы будет охранятся хотя бы по мере возможностей. Знаю, что в Индии экологическая работа ведется силами энтузиастов, им симпатии сограждан необходимы.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Спасибо, Карл-Август.
Индия - вообще интересная страна. То, что больше всего поразило мою сестру, написала Леониду в комментарии выше.
Вот насчёт экологической работы - очень жаль, что ею заняты исключительно волонтеры. Желание желанием - а финансовые вложения всё-таки должны поступать от государства. На одном энтузиазме далеко не удешешь.
1 Ответить