Татьяна Бондковская Профессионал

Легко ли быть уличным музыкантом?

Стою попрошайкой и милостыню
предвкушаю…

Зоя Ященко. Группа «Белая гвардия».

Это история одного студенческого заработка. Со своими плюсами и минусами, со своими выводами…

Началось все с обыкновенной случайности. Был день нашего небольшого города, чудесный летний выходной, когда, казалось, все жители, не имеющие дач, высыпали на нежно-зеленую набережную отдать дань организаторам праздника. Мы, молодежь с «утонченными» вкусами, сентиментальные романтики, слушали концерт местных бардов в отдалении от общего веселья, расположившись на лужайке. Гитара — неизменный атрибут наших сборищ — безмолвствовала до тех пор, пока не возникла мысль сбегать за мороженым. Чтобы никого не утруждать, решили идти все вместе.

Очередь — следствие жары и праздничного настроения — выстроилась у ближайшего киоска. Веселья ради начали распевать «коллективные» песни, кто-то перевернул в моей руке кепку и… посыпались монеты. За 20 минут мы заработали на мороженое для всей нашей компании.

К середине лета я и моя подруга решили попробовать заняться этим «профессионально». Была веская причина: подруге, спустя год после окончания нашего ВУЗа, хотелось поступить в театральное училище, а так как в том году в нашем городе набирали «кукольников», она решила поступать в Новосибирске. Соответственно, требовались финансы.

Наш дуэт состоял из гитары (что попроще играла я, потому что, как говорил великий Окуджава, его творчество началось с игры на трех аккордах, и я знала их немного) и из скрипки (моя подруга — профессиональный музыкант). Несколько песен со скрипкой мы отрепетировали, и — пустили их на конвейер.

Стоит уделить внимание и нашему репертуару, потому что, может, именно из-за него денежной эта «работа» не оказалась. Но для нас, студентов, конечно, она была неплохой. Любителей бардовской песни немного, тем более «женского» направления. А исполняли мы песни З. Ященко («Белая гвардия»), Е. Фроловой, В. Долиной, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, А. Якушевой, М. Таривердиева, А. Дольского и некоторые другие (всех не вспомню), в том числе из разряда студенческой педотрядовской песни неизвестных авторов. Категорически отказываясь исполнять требуемую «Мурку», мы все-таки пришли к выводу, что репертуар надо будет разнообразить. Поэтому появились детские веселые песенки и знаменитая «Ты меня на рассвете разбудишь…» Алексея Рыбникова, которая пробирала слушателей больше всего, что сказывалось на повышении нашей «зарплаты».

Положительный момент в работе фрилансеров — это возможность выспаться. Но для подобной деятельности самое важное — хорошо выбранное место. Начали мы выступления у того же киоска, где благодарными слушателями были, в основном, продавщицы зоомагазина, которые, подперев щеки руками, вздыхали на подоконниках над девичьими страданиями лирических героинь исполняемых песен. Пробовали перемещаться в течение нескольких дней в разные точки центра города: в одних было «опасно» после 6 вечера (гуляющая молодежь иногда бурно реагировала), в других шумно из-за ремонта дорог и из-за недовольных работников гос. учреждений, в третьих была конкуренция, которая мягко нас выпроваживала. Остановились возле художников — продавцов собственных картин, к которым пригласил услышавший нас местный поэт, часто что-то с этими художниками отмечавший.

Таким образом, у нас появилось рабочее место и одновременно «крыша» в лице художников, защищавшая от многих проходящих несуразностей. Представьте себе: гитара, скрипка, распевшиеся голоса, душевные лирические песни, у ног открытый футляр от скрипки в качестве кепки, звон монет… Разве не романтично? Есть, что вспомнить. А заработок мы обменивали в близлежащем магазинчике, что было обоюдно выгодно.

Кстати, о заработке. Иногда он был действительно хорошим, но, насколько помню, 2 или 3 раза за весь период «работы». В основном, таким, что хватало на дорогу до дома, на обед и немного отложить. В итоге, когда подруга добавила к полученной сумме от зарплаты после увольнения (она работала на кафедре), хватило на билеты туда и обратно и на минимальную возможность проживания в чужом городе. Поездка завершилась удачно, поступление в театральное училище состоялось. Не зря старались.

Хотя опыт и небольшой, он позволяет сделать некоторые выводы:
этот вид заработка самый быстрый, требующий только умения игры на инструменте, сам инструмент и минимальных музыкальных способностей;
как в любой фрилансерской работе над вами нет начальника;
для выступлений необходимо найти подходящее место, достаточно людное, безопасное и без конкурентов;
несмотря на то, что эта работа кажется простой, она требует определенных усилий: сложновато целый день жать на металлические струны и исполнять стоя набор подходящих песен;
заработок зависит от репертуара, от артистичности исполнения, и от случайностей и неожиданностей;
положительного и отрицательного от слушателей получаешь почти в равных количествах;
развиваться в музыкальном плане особенно не удается, потому что массе нужны популярные мелодии, которым по ходу дела и обучались;
забыть такое сложно, есть, что рассказать потомкам.

Позже я узнала, что называется наша авантюра стритование (от англ. street — улица). На улицах города, после наших приключений, стало больше появляться любителей, громогласно изображающих свое творчество. Трудно сказать, что на это повлияло.

Только песни, самые популярные, по многу раз нами исполняемые, потеряли свою прелесть. Больше на домашних концертах они не звучали. То ли чувство, с которым поешь любимые песни, к ним исчезло, то ли заездили их вконец, и уже не было удовольствия от потрясающих когда-то стихов и мелодий. И до сих пор не хочется исполнить самую нашу главную, гимн стритования, «белогвардейскую» со словами:

…подайте же ради Христа ну хоть ломаный грошик…
Обновлено 19.02.2008
Статья размещена на сайте 12.01.2008

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • очень удачная статья!

    ловите мою 5

    Подруга, поехав на сессию, была обворована. Родителям не хотела ничего говорить. Сессию совмест ила с таким вот приработком. На прокорм и обратный билет домой заработала

  • Я бы вас послушал... А у меня знакомые музыканты были в переходе у перекрёстка Нового Арбата с Новинским Бульваром. Я иногда останавливался спеть с ними. И 1 июня в Царицыно мы много пели, я ходил туда с Мидори, у нас рюкзак украли, и мы ночевали под деревом, когда вернулись домой - мама нас убила на месте.

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо вам, Денис! Я давно пришла к выводу, что гитара, а тем более бардовская песня, - не для всех. То есть любителей мало. И с возрастом все меняется. Раньше собирались, слушали и пели, а сейчас все поразъехались, у каждого своя семья: гитара отошла на второй план или в безвозвратное прошлое... А так хочется иногда собраться при свечах...

      • А я с детства помню, как у нас на кухне крутили записи Высоцкого и прочих, хотя меня всегда старались выставить за дверь. И дядя всё время играет на гитаре. У него замечательную гитару украли на вокзале давным давно, когда я был маленьким ((( А раз начальник на Новый год подарил три билета на концерт бардов в Кремле. Он мне вообще-то хотел дать дюжину, но я не нашёл бы столько народу, чтобы пригласить со мной. Так что пошёл с мамой и с Мидори.
        А насчёт уличных музыкантов - я много встречал их. Раз дядька в вагоне метро пел песню из фильма "Земля Санникова", потом в переходе слышал, как дядька на саксе исполнял вальс из фильма "Берегись автомобиля", потом ехал к товарищу, переходил на станцию "Чкаловская", это дальняя окраина Москвы, и там у эскалатора две девушки так выводили на скрипках Гершвина... А раз в электричке ребята впятером исполняли что-то из советской эстрады, так я дал им 100 рублей, потому что не было мелочи. А через несколько остановок вошли ещё ребята и пели песни групы ДДТ - я и им 100 рублей дал. А так как я ехал на фестиваль старинных автомобилей и там делал покупки на развале, то перекусить денег уж не осталось, купил только бутылку минералки...

        Оценка статьи: 5

        • Вы очень щедрый!!! А я жмот, могу дать деньги музыкантам только тогда, когда действительно они могут "в душу проникнуть". Сама не знаю, почему, ведь была же в этой шкуре. Мне жалко немощных.
          С бардовской песней познакомилась поздно, случайно, жили тогда в деревне, попалась запись В. Долиной, а потом начала "болеть" всем этим.
          А люблю и пою то, что близко и то, что способна исполнить, репертуар не так велик и с годами увеличивается медленно, пришлось перепрофилироваться, когда появились дети. Зато "пользуюсь" тем, что умею, в саду работала, дети были в восторге от детских веселых песенок, работала преподавателем, - на уроках литературы, - все замирают. Сейчас и к русскому его пристроила, занятия по два астрономических часа, у старшеклассников русский изучается на основе литературы, делаю такие вот музыкальные перерывы. Пока всем нравится. Что делать, если публика вся разошлась по жизненным дорогам, а дома дети просят только заводные песни, - тянет к лирике...

          • А мне очень легко песни в душу проникают. Хорошая песня - одна из немногих вещей, которые ещё способны меня обрадовать...
            Я бы сам пошёл петь на улицу, мне даже всё равно, сколько мне накидают, пусть даже не дадут ни гроша, вот только голос у меня ужасный, как у ворона, а насчёт слуха кто-то как-то сказал, что на моём ухе медведи в "ножки" играли (((

            Оценка статьи: 5

            • А у меня сложился собственный "стереотип" на хорошие песни. Так как очень люблю поэзию, то в песне, считаю, важен текст, наряду с музыкой, может, поэтому такая требовательная. Хотя есть любимые авторы, где моя требовательность отдыхает, например, на некоторых песнях О. Арефьевой. Но очень люблю В. Дркина, М. Щербакова, Е. Болдыреву, наряду с бардовской классикой, хотя петь что-либо из этого, знаю, что не смогу и не буду. Кстати, в детстве у меня были большие проблемы со слухом, это все развивается.

  • Мне понравилось.
    Малость поправить бы местами. Просто чуть подумать над формулировками. Например: "Со своими выводами, плюсами и минусами…" - логичнее было б: "Со своими плюсами-минусами, выводами... - выводы, как иног анализа, следуют за выявлением плюсов-минусов,так?

    Или:
    Положительный момент в работе фрилансеров – это возможность выспаться. А для нашего случая – и хорошо выбранное место.

    Возможнсть выспаться - да, положительный момент. А вот хорошо выбранное место - это залог успеха, определяющее условие хорошего заработка.
    Ну, и так далее, по фразочкам бы пройтись.

    Оценка статьи: 5