Елена Ившина Мастер

Что примечательного в некрасивой кукле? Недетское кукольное противостояние

Полсотни лет стукнет в наступившем 2009 году красотке Барби. Компания Mattel заработала на этом бренде миллиарды долларов. А сама Барби, благодаря своему революционному в то время образу пышногрудой длинноногой блондинки, пришедшей в качестве игрушки на смену пухлым пупсам, вознеслась на первое место игрушечного рынка.

В течение многих лет, даже десятков лет, несравненная Барби оставалась самой продаваемой куклой. Она меняла одежду и образы, цвет волос и причёски, обзаводилась новыми друзьями и приятелями, осваивала новые профессии и даже приобретала новые национальности, но суть её оставалась неизменной — идеальная женщина, загадочная принцесса.

Так было до 2001 года, пока на рынке игрушек вдруг громогласно не заявила о себе новая кукла — Bratz, ставшая полной противоположностью сказочной красавице. Четыре кукольных персонажа с утрированными чертами лица и боевой раскраской — Жасмин, Хлоя, Саша и Джейд имели столь же обширный гардероб, что и Барби, правда их наряды стали куда более откровенными и современными.

В них не было ничего от принцессы — джинса и заклёпки, солнечные очки и ремни, а ещё непропорциональность телосложения, чувственные губы, ярко накрашенные глаза и настоящие ресницы! Смешение тенденций и стилей пришлись по душе подрастающему поколению. Да и сама идея этих кукол-подростков была нова — предложить детям забыть про волшебный мир грёз и «спуститься на грешную землю» с её развлечениями и реалиями.

В результате за пару лет четыре подруги-хулиганки смогли потеснить с кукольного Олимпа идеальную Барби, чей авторитет к тому времени казался нерушимым. Уже к 2005 году Братц уже почти сравнялись с ней по популярности. А в компании Mattel виновниками падения продаж сказочной красавицы были признаны именно куклы Братц.

Лучше всего об успехе репоголовых скажут цифры: к 2008 году по всему миру было продано 150 млн. кукол, а бренд превратился в целый мир Bratz, делающий компании MGA ежегодную выручку в 2,5 млрд. долларов.

Если раньше Барби на глазах обрастала имуществом — обувь, одежда, младенцы, домашние животные, конюшни, авто и т. д., то Братц стала просто вершиной игрушечной конкретности — она обеспечена всем дамским имуществом. Причём всё это ультрамодные предметы (мобильные телефоны, косметички, компьютеры, электро-инструменты и т. д.) Не то что старушка-Барби с её вечными «сказочными» атрибутами!

Всё это провоцирует желание подростков иметь, расширять и накапливать не только самих кукол (которые тоже весьма и весьма разнообразны), но и весь прилагающийся к ним гардероб и иные «сопутствующие товары».

Разве могла Барби легко упустить свои пошатнувшиеся позиции самой известной куклы мира каким-то пришлым уродцам? Конечно, нет! Началось непростое кукольное противостояние. Даже родители (уже смирившиеся с тем, что их дети играют не привычными Катями и Олями, а длинноногими блондинками с иностранным именем) вступили в «схватку» со своими дочерьми на предмет того, сможет ли и достойна ли бунтарка Братц заменить Барби. Подростки же уверяют, что Барби — это для малышни, а Братц их магически притягивает, она ближе и понятнее их сердцу.

MGA старательно поддерживает интерес к своей продукции: выпускает журнал и телевизионный мультсериал «Bratz», создаёт видеоигры и серию одежды, даже подготовила молодёжную ленту о приключениях четырех девочек-тинейджеров.

Не отстают и производители куклы-блондинки: помимо журнала, компьютерных игр и постановок мюзиклов, Mattel начала активно сотрудничать с известной компанией Adidas. Так в продаже появились Барби, одетые в фирменные костюмчики Adidas и снабженные аксессуарами этой фирмы. Задача создателей на данном этапе — выпустить кукол, идущих в ногу со временем и «перетянуть» в свои ряды девочек постарше.

После того как в 2006 году объём продаж Братц превысил традиционно высокие рейтинги Барби, началась настоящая «игрушечная война». Mattel решила привлечь в свои «кукольные разборки» правосудие. И добилась присуждения компенсации в 100 млн. долларов (90 млн. за причинённый ущерб и 10 млн. за нарушение авторского права), хотя изначально сумма иска составляла 2 млрд. долларов.

Калифорнийский суд установил, что идея игрушки Братц возникла у её дизайнера Картера Брайанта ещё в то время, когда он работал по контракту не в MGA, а в Mattel. Даже первые наброски главной конкурентки Барби сделаны на бумаге с их логотипом.

Но MGA не сдаётся и несмотря на неблагоприятный исход дела заявляет, что именно компания, а не Картер Брайант, который не имеет никакого отношения ко многим продуктам бренда (в частности к сериям «Bratz Babyz», «Lil´ Bratz» и «Bratz Kidz»), создала этих популярных кукол. Так что кукольное противостояние продолжается.

Конечно, невозможно однозначно сказать, кто из конкуренток — Барби или Братц — лучше. Решать всё-таки покупателям. Но можно говорить о том, что это одна из самых ярких кукольных войн, которая положительно сказывается на обеих соперницах.

Обновлено 16.01.2009
Статья размещена на сайте 25.10.2008

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: