Итак, начнем, мгновение первое — Токио. Согласно карте, наш отель в двухстах метрах от выхода из метро. Мы шагаем уже гораздо дольше, а отеля все нет. Два японца в деловых костюмах. И это не удивительно, мы — в деловом центре Токио. По-английски не говорят, но пытаются помочь с фантастическим энтузиазмом, ничего не получается, наша-то карта — англоязычная. Один японец покидает нас — рабочий день, все-таки. Ан нет, бежит, дорогой, тащит карту города на японском! Тут в ход уже идет «словарный минимум туриста»: влево, вперед
Мгновение второе. Огромный храм. Сенсо-дзи. Ему 1400 лет. И никого не смущает, что он фактически полностью восстановлен заново после Второй мировой. Люди толпятся вокруг у курильницы с благовониями, стараясь привлечь как можно больше дыма в свою сторону и «втирают» его в больные места. Говорят, должно помочь.
Но больше впечатляет молодая японка в кимоно, совсем такая, как на старинных рисунках. А ведь я была убеждена, что национальную одежду японцы носят только в особо торжественных случаях. Смотрю на нее во все глаза. Как же неудобно ей, наверное, в этих высоких неустойчивых шлепанцах и несгибаемом широченном поясе… Постепенно вид японок в кимоно станет для меня привычным, потому что это — вполне нормальное явление в Японии. Так одеты 2−5% японок (чем меньше город, тем больше японок в кимоно). И это никак не связано с праздниками. Японская повседневность.
Мгновение третье. Парк Хаконе. Огромный прогулочный катер, стилизованный с дотошностью, присущей японцам, под пиратский бриг, бесшумно разрезает воды озера. Тории — ярко-красные ворота синтоистского храма, посвященного богу озера. Так просто: два столба, две перекладины. Гениально. И так красиво на фоне Фудзи, что хочется плакать…
Четвертое мгновение. Национальный музей в Токио. Крупнейшее хранилище предметов японской культуры. Огромные просторные здания. Зал лакированной посуды. Всего полтора десятка экспонатов. И это правильно. Ведь каждый из них — шедевр. И так в каждом выставочном зале. Ох, передышка. Пожилая японка кланяется и говорит что-то. Оказывается, мне предлагают создать личное кимоно, на бумажном контуре, разумеется. Принимаюсь за дело со всей серьезностью. Стараясь не обмануть ожидания милой женщины, быстро просматриваю символику, прежде чем шлепнуть штампом.
Фудзи — все самое лучшее для японца, сосны — стойкость, журавли — долголетие… Что-то не так, японка напряглась. Количество журавлей? Ах да, четыре — ассоциируется в Японии со смертью. Делаю оттиск пятого. Чудесно! Удачное число! Превосходный вкус! А теперь — вперед, к предмету моего стремления, к национальной сокровищнице. Вот она. Огромная полутемная комната… Пустая. Где же сокровища? Они выставляются по одному. Сегодня это — древний свиток. И все? Да, это так по-японски…
Пятое мгновение. Каназава — древний город. Замечателен тем, что Вторая мировая война не задели его, так что тут все в целости и сохранности. Хочу в парк Кенрокуэн! Один из трех лучших в Японии. Четыреста лет! Я, конечно, не парковый специалист, но это действительно особенное место. Красота и покой. Хочется остаться здесь навсегда и жить уединенно в одном из этих маленьких домиков, так уютно вписанных в пейзаж.
Ах, это — чайные домики? Только для чайных церемоний? И мне тоже можно? Не ожидала. Думала, туристам церемония не положена, это же целое искусство… Вид изнутри еще лучше, пейзаж лишь обрамился окном террасы. Пахнет деревом, чисто и тепло. Вот и чай. Пенистая жидкость приглушенного зеленого цвета, на вкус совершенно не похожая на зеленый чай в моем обычном понимании. Вкусно! Но долго не могу решиться разрушить сладкое произведение искусства, поданное к чаю. Цветок сакуры. Со всеми оттенками. Сколько же времени ушло на его изготовление? А для японцев это совершенно не важно, главное — приблизиться к совершенству…
Шестое мгновение. Киото. Огромный замок Нидзё — официальная резиденция сёгунов из династии Токугава. Период Эдо. Роскошь отделки и аскетизм обстановки. Пол скрипит, вздыхает и посвистывает на все голоса от каждого шага. Знаменитый «соловьиный пол». Столько времени ушло, чтобы изготовить эту звуковую систему. А у нас всегда дефектом считалось, который непременно нужно устранить!
Мгновение седьмое. Кинкаку-дзи — Золотой павильон. Один из тех шедевров, от которых перехватывает дыхание и замирает сердце. Как золотой лебедь, застывший, взлетая с водной глади…
Мгновение восьмое. Храм Рёан-дзи. Указатель сообщает, что Сад камней уже совсем рядом. Сад пятнадцати камней. Устроен так, что одновременно видно только четырнадцать. Люди со всего мира едут увидеть этот образец садового искусства и помедитировать среди них. Странное место. Старательно «причесанный» гравий имитирует воду. Камни расположены группами. В каждой группе чувствуется энергетический конфликт. Одни камни подавляют другие. Эти другие — сопротивляются… Все, как в жизни, где всегда что-то скрыто от нас, как пятнадцатый камень сада Рёан-дзи.
Что такое счастье и какие боги даруют его? У каждого народа свой взгляд на этот вопрос, но японский подход необыкновенно мудр и прост. Об этом — во второй части статьи.
Все, как в жизни, где всегда что-то скрыто от нас, как пятнадцатый камень сада Реандзи.
Надо запомнить. Как афоризм.
И фотографии изумительные.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галина, спасибо, очень рада, что Вам понравилось!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Надо ехать!
0 Ответить
Алекс, непременно, не пожалеете!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хорошо написано, с душой. Спасибо, Наталия.
Фотографии тоже очень понравились.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мария, очень рада, что Вам понравилась статья!
Оценка статьи: 5
0 Ответить