• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Нара Уилсон Мастер

Как объединить народы? Тайна хлеба-солнца

Однажды прогуливаясь с другом-англичанином в китайском городе Сучжоу, я увидела уйгурскую семью, которая пекла лепешки прямо на улице. Уйгурская лепешка похожа на узбекскую. Меня охватила мгновенная радость. Я хотела скорее купить и попробовать горячий хлеб и сказала об этом другу.

На его лице появилась гримаса отвращения. Он замахал руками. Мы остановились посреди дороги, и я выслушала рассказ о том, что в Брунее вот так же друг купил неосторожно на улице лепешку. Не ведая ни о чем, откусил кусочек и долго не мог избавиться от тошноты. Она была ужасная! Горькая от избытка карри и какого-то прогорклого масла. Я ощутила отвратительный вкус той, брунейской, лепешки и желание экспериментировать тут же пропало.

И все же в следующий раз, когда мы проходили мимо той злополучной тележки, какая-то сила снова притянула к ней. Мне хотелось попробовать, но я заглушила порыв. Голос благоразумия удерживал меня еще несколько дней.

В тот знаменательный вечер мы были на концерте классической музыки. Планировали поужинать в мексиканском ресторане, который находился в другой части города. Но когда мы вышли из зала в четверть девятого, стало очевидно, что уже поздно ехать куда-либо. Пешком отправились в ближайший сингапурский ресторан. Сделали заказ и получили пересушенный рис и безвкусные шпинаты. Вышли оба из ресторана почти голодные.

Наш путь проходил мимо той самой тележки с лепешками. Время приближалось к ночи. Вокруг сновали толпы людей, и возле тележки шла бойкая торговля. Тандыр горел и источал волшебный аромат.

«Я хочу попробовать хоть одну!» — повинуясь внутреннему зову, решительно заявила я другу. К моему удивлению, он не высказал никакого возражения. После несъедобных сингапурских головешек лепешки казались не такой страшной отравой.

Не мешкая ни минуты, я подошла к уйгурам и купила лепешку. Тут же отломила кусок и поразилась — вкуснятина! Мой удивленный друг прочитал восторг на моем лице и плотоядно уставился на лепешку. Он не мог поверить, что этот хлеб может вызвать столько положительных эмоций. Не спеша откусил краешек, и его лицо просияло! Не останавливаясь, он продолжал есть.

Я вернулась к уйгурам и купила еще одну. Пока мы дошли до дома, доели весь хлеб. Переглянулись и поняли друг друга. Нам не терпелось возвратиться к тележке и купить еще как минимум по одной.

К нашему приходу в тандыре поспели новые хлебные солнца. Тележку обступили с десяток китайцев, пара индусов и огромный негр. Все терпеливо ждали очереди. Толпа заворожено наблюдала, как складно шла работа пекарей. Уйгуры совершали четкие движения, как уличные циркачи в хорошо отработанном представлении. С одной только разницей, что не развлекали, а кормили публику. Наверно, в этом есть какой-то драйв — печь хлеб у всех на виду.

И приспособления у них были, как у странствующих циркачей. Жестяная тележка похожая на большую коробку. В правом углу — тандыр с отверстием сверху. С левой стороны тележки, как на разделочном столе, в ряд были разложены шары теста, накрытые целлофаном. Через прозрачную пленку просвечивали дрожжевые колобки. Шары поднимались от тепла горящей печи. Угли в тандыре светились и вызывали пристальные взгляды прохожих. Лица наблюдающих были воодушевлены, как при исполнении ритуала.

Пекарей было двое молодых парней и совсем юная уйгурка в длинном национальном платье, темных штанах и повязанном на голове платке. Один из парней следил за печью. Его напарник тонко раскатывал шары, перекладывал лепешку на холщевый выпуклый круг, похожий на большую перчатку. Одной рукой он держал поднос, а другой выравнивал края теста, образуя ровную красивую форму. Затем прокалывал середину ступкой с иглами, посыпал влажным кунжутом. Заднюю часть лепешки смазывал водой и аккуратно лепил к стенке печи.

Когда лепешка поспевала, тот, который следил за печью, поддевал ее жестяным скребком и, придерживая шпилем, отрывал лепешку от стенки. Затем цеплял и вытаскивал пышную красавицу из горящего логова. Вот такое чудесное превращение происходило у меня на глазах. Завороженная необычным зрелищем, я стояла в кругу разноликих людей, объединенных скромной лепешкой…

Хлеб — единственный продукт, который люди употребляют, независимо от их основных предпочтений. Мясоеды и вегетарианцы — все любят хлеб. Это продукт, который есть в рационе у всех народов. И рецепты его приготовления практически не меняются со времен возникновения. Не меняется к нему и отношение.

Тема узбекской лепешки, как и значение любого другого хлеба, неисчерпаема. Кому-то она напоминает детство, кому-то годы юности, а кто-то вспомнит родную землю с ее щедрыми дарами. Хлеб хранит уникальную тайну удовольствия и единения. Ароматный свежеиспеченный хлеб способен дарить блаженство и радость вкусившему.

«Блаженство не есть награда за добродетель, но сама добродетель; и мы наслаждаемся не потому, что обуздываем свои страсти, но, наоборот, вследствие того, что мы наслаждаемся, мы в состоянии обуздывать свои страсти», — писал Спиноза в 42 Теореме «Этики».

Удовольствие оказывает положительное влияние на физическое и психическое состояние человека. Хлеб утоляет не только голод. Он символ уважения для многих народов, воплощение традиций и обрядов. В хлебе есть что-то магическое, не поддающееся объяснению. Люди ищут способы усмирять страсти, пытаются найти средства объединить народы. А ведь хлеб испокон веку выполняет эту функцию.

Так и хочется сказать:

«Ешьте хлеб! Смотрите, как его делают, постойте в очереди за лепешкой. Пусть эта очередь будет из разных людей. А лепешка будет одинаковой для всех — благоухающей, бесподобно вкусной, примиряющей и зовущей к согласию!»

Статья опубликована в выпуске 2.07.2010
Обновлено 26.11.2017

Комментарии (56):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Нара Рейнбоу, Спасибо вам за вашу статью, за рассказ о выпечке лепешек. Мысленно перенеслась в двор дома, где прошло мое детство. У нас во дворе из самана был построен лепешечный цех и там пекли в тандыре лепешки, которые потом на велосипедах мальчишки везли на ближайший рынок. Сама пеку дома хлеб, и лепешки, но таких как получаются в тандыре конечно же не испечь в духовке. Оценила статью на 5. Жаль, что нету оценки 500.

    Оценка статьи: 5

  • Самый вкусный хлеб - для голодного.

    Оценка статьи: 5

  • Нара Рейнбоу, и всё-таки самые вкусные лепёшки - узбекские! Спасибо за статью. А Настоящие узбекские лепёшки пекут и в Москве на станции метро Царицинская, есть там один киоск (ларёк). От одного запаха помрёшь!

    Оценка статьи: 5

  • Василий Россихин, ох, как согласна с вами! Только как можно бабушкины и мамины пирожки сравнивать с кафешкой? Это же прямо кощунство какое-то!

    Татьяна Павликова! Замечательные фото! Я видела по телевизору только как пекут такой хлеб, думается вкусный. Если не ошибаюсь, его из разных сортов муки пекут. Правда?

    Надя Гаева, думаю все согласятся с вами, вы абсолютно правы!

    Оценка статьи: 5

    • Нара, так разный хлеб пекут, наверное, какой-то есть и из разных сортов муки. Но, вообще, здесь белый пшеничный любят, чёрный только немецкий. А мы покупаем иногда в пекарне на килограммы огромные батоны, из печи на дровах. Вкусно

      Оценка статьи: 5

      • Поняла теперь, что за хлеб! А хлеб на дровах испеченный - это верно, просто чудо! Ну, может чем-то похож на те лепешки, что покупала у уйгуров, они же тоже дровами тандыр загружают. Я тогда от жадности набрала много, хлеб держался дней десять, пока не сьели и не испортился..наверно, дрова передают свою энергию хлебу...

        Оценка статьи: 5

        • Хороши лепёшки

          Нара Рейнбоу, а как же народы объединять будем? И надо ли их объединять? Хотя бы драки междуусобные приглушить, гнусные терракты отменить,уж не до объединения. Увы,одних лепёшек будет не достаточно. Надо составить карту конфликтных зон, наподобие сейсмических, подобрать шефов по сглаживанию конфликтов, искать какие-то решения экономических и пр. проблем этих зон.

          • Надя Гаева Надя Гаева Комментатор 4 июля 2010 в 11:12 отредактирован 4 июля 2010 в 11:18 Сообщить модератору

            Сергей Дмитриев,
            а как же народы объединять будем?

            ну например, как сдела в первом же абзаце этой статьи Нара Рейнбоу:

            с другом-англичанином в китайском городе Сучжоу, я увидела уйгурскую семью, которая пекла лепешки прямо на улице. Уйгурская лепешка похожа на узбекскую...

            И надо ли их объединять?

            Я думаю - надо! как раз для того, чтоб "драки междуусобные приглушить, гнусные терракты отменить"!

            Как говорил Альберт Эйнштейн, нельзя решить проблему, находясь внутри системы, которая ее породила.

            Строгими Законами, громкими приказами, постоянным запугиванием - драки не отменишь.
            Терракты по большому счёту оттого, что англичанину "не понравилась брунейская лепёшка"

            Оценка статьи: 5

            • Розовая романтичность

              Надя Гаева, довлеет и в Вашем коменте, как и в других. Реалии кровавые и жестокие. Сама Нара Вам ответила убедительно. А.Эйнштейн сюда притянут "немножко за уши". Проблемы вражды народов не легче физических. Приведите примеры б/м благоразумных решений среди "объединённых народов". На проблему вражды надо смотреть "ширше и глыбже".

              • Зри в корень

                Сергей Дмитриев,
                Если "Эйнштейн притянут", тогда возьму в помощники Козьму.
                Чтобы драки и вражду остановить, надо не законы ужесточать,
                (как известно- строгость законов смягчается необязательностью исполнения), а дружбу между народами
                укреплять. Вкусным хлебушком в том числе!
                Как бы это не резало ваш слух розовой романтичностью.

                Оценка статьи: 5

                • Я согласНен с Козьмой

                  Надя Гаева, но вкусный хлеб для террористов - это всё-таки романтичность. Если б только в этом было дело хотя бы малой крохой? Небось, эти негодяи, садясь в машину со врывчаткой, тоже поели лепёшек по вкусу? Негодяи, потому что их жертвы никак не мотивированы, берутся наугад. Какая религия может оправдать это варварство?

              • Сергей Дмитриев, ничего не поняла, но чувствую- что-то хорошее!

                Оценка статьи: 5

                • Плохого(в душе)

                  Нара Рейнбоу, не держим. Легче, конечно, поговорить о лепёшках, но "объединение народов", вражда между ними от этого никуда не исчезли. Многие миротворцы вместе с лепёшками взлетели в воздух от взрывов смертников-террористов на рынках или у мечетей. Вот от чего тоскливо.

                  • Сергей Дмитриев, хи-хи... На тему "объединения народов", но жаль не о хлебе.
                    Мы с бывшем мужем сплавлялись на рафтах в Закарпатье. Муж: гражданин России, украинского не бум-бум, отлично владеет английским. Инструктор у нас был мадьяр, русского-украинского ни бум-бум, отлично говорил по немецки. Вечерком, после сплава была "дегустация" местных вин, "приправленная" водкой. Надо было видеть как в саду под яблонями два этих человека, у которых ни слова общего, два часа живо общались, размахивали руками и смеялись в унисон!

                    Оценка статьи: 5

                  • Сергей Дмитриев, что держите, то и получаете. Вражда между народами - это уже не объединение. И те, кто взлетел -не миротворцы. Не надо всех под одну гребенку. Насильно мил не будешь, как в любой семье. Объединение не подразумевает насилие. Люди всегда объединялись- те, кто мыслит похоже, кто по духу близок. И, хотя снова не понимаю вас, соглашусь насчет Нади Гаевой. Если я не хочу носить платок, а меня заставляют, зачем сразу расценивать это как не уважение, возмущение и сопротивление? Как легко вешать ярлыки и давать оценку. Мне не нравится черный цвет, жара, ядовитые змеи и еще много чего. И что теперь заклеймить меня этаким сопротивленцем? Платок, кстати я носила в Брунее... а женщин брунейских очень жаль, они действительно страдают от своих законов и это не мое мнение. Те, кто полчают образование бегут в развите страны..дело не только в платке и паранже. Женщины лишены прав человеческих. Есть книга женщины, (на английском языке) , где она описывает ужасы положения женщин, писательница смогла вырваться в Америку и написала книгу.

                    Оценка статьи: 5

                    • Если я не хочу носить платок, а меня заставляют, зачем сразу расценивать это как не уважение, возмущение и сопротивление?

                      Голые руки, непокрытая голова у женщины- это такой же терроризм, пожалуй, даже похуже бомбы в метро.
                      На Руси всегда и крестьянки и барышни закрывали волосы и тело в любую жару - тоже берегли бытовыми правилами своих мужин и себя!

                      а женщин брунейских очень жаль, они действительно страдают от своих законов

                      Мусульмански женщины гордятся своими законами, своими правилами бытовой жизни и недоумевают, как мы на Западе можем жить в наших условиях голытьбы и распущенности?
                      Возможно, не все гордятся, есть и недовольные, я верю, что вы таких знаете.

                      Те, кто полчают образование бегут в развите страны..дело не только в платке и паранже

                      Но бегут не все. Некоторые, всё-таки - остаются! И мусульманские женщины рожают гораздо больше детей, почему-то, чем счастливые западные женщины. Судя по демографическим показателям, эти счастливые западные женщины, похоже скоро вымрут, как вид. Наверное, от своего счастья.

                      Оценка статьи: 5

                      • Надя Гаева, что вы говорите! Вы когда-нибудь были хоть в одной стране с ортодоксальным мусульманством? Я не говорю о мусульманах России и стран бывшего Союза. Мой отец был узбеком и мусульманином, так что я очень хорошо знаю, что это такое. Там совершенно другие порядки. Мужчин не голые руки и непокрытая голова раздражают, а озлобленность женщин. И счастье не в колличестве детей , а в качестве условий жизни для них. Плодить нищету - не самая лучшая доля. Западные женщины не вымрут, здесь в Китае много европеек замужем за китайцами и рожают до 3-4 детей. Точно также европейцы женятся на китаянках и тоже обзаводятся большим семейством.

                        Оценка статьи: 5

                      • Надя, если честно, ты видела женщин, которые носят паранджу? Им ещё, Надюша, делают обрезание. Что б совсем счастливо рожали кучу деток. Тут в прессе идёт кампания "Не лишайте меня мамы!", дети женщины обвинённой в адюльтере и приговорённой к забитию камнями написали письмо. Фото есть. Это вот сейчас идёт, ссылочку могу прислать.
                        Женщины там очень разные. Есть и те, кто рожает по многу. Кто пользуется контрацептивами, те контролируют рождаемость.
                        По многу рожают бедные. Смертность среди детей при этом немаленькая. Потому и бегут в Европу, здесь все социальные клиники - мамаши в хиджабах. О том, что за налоги работающих, а они никогда не работали, не будем...
                        Не зависит счастье от паранджи или хиджаба. Кстати, мы там обязаны одеваться как они. Они здесь - одеваются в соответствии со своими устоями. Так кто кому что навязывает?
                        А хлеб нас объединяет. Это да

                        Оценка статьи: 5

            • Надя Гаева, согласна с вашим мнением. Но только возражу по поводу причин террактов. Если пользоваться вашим иносказательным языком, они, терракты, думаю, возникают из-за того, что как раз некоторые личности хотят заставить есть "брунейскую лепёшку" тех, кому она не нравится, т.е. , чтобы быть пОнятой - заставить плясать весь мир под свою дудку. То, что моему англичанину не нравится брунейская лепешка - в этом нет ничего плохого - как говорится, на вкус и цвет товарища нет. Я тоже не выношу карри и не люблю японскую кухню. Но это не значит, что я против тех, кто употребляет карри и тем более не против Японии. А англичанин 10 лет проработал в Брунее и с уважением отзывается об этой стране. Даже при том, что ему не нравится ортодоксальность мусульманства в этой стране. Женщины до сих пор там угнетены и ходят в черных одеждах, а некоторые и в паранже. При том, что страна богатая, нет подоходного налога и высокие зар.платы для специалистов и, кстати, многие бизнесмены работают с банками Брунея из-за высокого процента начисления, большая часть населения живет в нищете. Так что лепешка - только дело вкуса.

              Оценка статьи: 5

              • Нара, конечно, согласна!
                Вряд ли кто всерьёз хочет заставить есть "брунейскую лепёшку" тех, кому она не нравится,
                Этого делать, конечно, не надо. Не хочешь- не ешь.
                Но.
                Отстань, товарищ англичанин, например, от моей мусульманской ортодоксальности.
                Я, вот, например, считаю что это вы на западе угнетаете женщину, заставляете её своей жуткой модой ходить голой по городским улицам. А мы, мусульмане, своих женщин - бережём под паранджой.

                То есть- не нравится лепёшка- не ешь. Мы уважаем свободу твоих вкусовых рецепторов. Но и ты не суйся со своим уставом в нашу мечеть!

                Оценка статьи: 5

                • Надя Надя, мой лучший друг и не суется никуда, тем более в мечеть. У них вообще, вмешиваться в чужую жизнь - это признак плохого тона и предел невоспитанности считается. Он умница, хороший парень! Замечание про брунейских женщин - это мое личное мнение вообще -то было. Конечно, у всех свои вкусы....Но мне не понравилось там, например, что женщинам ( даже не мусульманкам) запрещают ходить по улицам без платка, я уж не говорю про открытые руки, плечи....У меня много друзей( мужчин и женщин) среди англичан , прекрасные люди! И мужчины истинные джентельмены. Дай бог, чтобы так к женщинам все мужчины относились, как они ведут себя...

                  Оценка статьи: 5

                  • Нара,
                    Я, конечно, не про вашего друга говорила.
                    Я говорю обобщённо...

                    Но мне не понравилось там, например, что женщинам ( даже не мусульманкам) запрещают ходить по улицам без платка, я уж не говорю про открытые руки, плечи.

                    А этими запретами, требованиями к одежде любых женщин мусульмане берегут здоровье своих мужчин...

                    А мы, народы, так разобщены, что не только
                    не уважаем по умолчанию, но и
                    не понимаем основ чужого устава, да ещё и
                    возмущаемся и сопротивляемся этим требованиям.

                    Оценка статьи: 5

  • Нара Рейнбоу,
    Да, только тот хлеб и может идею объединения выполнить, если он печётся с душою...

    Оценка статьи: 5

  • а вот готовый:

    Оценка статьи: 5

  • ой, и у меня есть фото. правда это Испания, домашний хлеб. Думаю, по всей Европе, и восточной, так пекли (правда, не знаю насчёт французских багетов, они скорее всего, более позднее изобретение?)

    Оценка статьи: 5

  • Нара Рейнбоу,
    Cовременные хлебопечки убивают таинственную сказку появления выпеченного мамой или бабушкой хлеба. А пирожки, приготовленные бабушкой, никогда не уступят пирогу из киоска или кафешки.

    Оценка статьи: 5

  • Эх, здорово! Вспомнила прабабушку в селе и пасхальные калачи из печи!

    Оценка статьи: 5

  • И вот лепешка уже у нас на столе! Ох, огромное спасибо вам, Аксинья Одинец за фотографии, вы начали, я продолжила, может кто-то еще предложит фото... Сейчас взглянула на наши фотографии в общей ленте, как будто одно продолжение другого...здорово!

    Оценка статьи: 5

  • Или вот еще продается

    Оценка статьи: 5

  • Это хлеб на базаре. Вот так он продается

    Оценка статьи: 5

  • В таких деревянных ящиках несут на продажу

    Оценка статьи: 5

  • Это уже готовая лепешка

    Оценка статьи: 5

  • А вот и готовые лепешки поспели...

    • Отличные фотографии, Аксинья Одинец! Спасибо большое! Так тепло и вкусно стало от армянских лепешек и тандыра!!! Я тоже тогда подумала, что было бы неплохо сфотографировать, да фотоаппарат был дома. У меня есть фото про узбекские лепешки.

      Оценка статьи: 5

  • И еще фото: лаваш прилепляют к тандыру

  • Нара Рейнбоу, а фотографии, фотографии где??? Очень интересно это было бы проиллюстрировать. Мы прошлой осенью с мужем были в Армении, и участвовали в таинстве изготовления лаваша. Это было в старинном селе Санаин на севере Армении, пра-пра-пра-дедовским способом. Так здорово!

  • Статья метафоричная

    Нара Рейнбоу, но террористов,смертников,погромщиков Киргизии такой не прошибёшь. С таким же успехом можно всем пострадавшим от злости и ненависти чаще смотреть на звёздное небо."Общий знаменатель" подобрать оч трудно под взбухающие там и тут нац. гордыни и обиды. Неплохо бы упразднить религии или хотя бы задвинуть их в чуланы,подальше от государственных кабинетов. Но это тоже подобно утопии. ...Из лепёшек попробуйте молдавские плацинды,они бывают с творогом, с картошкой и с разными специями,но оч вкусные!

    • Согласна с вами, что необходимо отделение религии от государства. Хотя в общем-то так оно и происходит в большинстве стран. Наверное, все таки не в религии дело. Убийцы в Киргизии - те же мусульмане, что и узбеки, однако, им этот факт не помешал чинить погромы и убивать людей.
      Сергей Дмитриев, пробовала молдавские( правда, не знала, что они называются плациндами), когда была проездом, правда вкусно! Спасибо за комментарий и мысли о мире. Каждого нормального человека волнует, что происходит в мире.

      Оценка статьи: 5

  • Нара Рейнбоу, хорошая история

    Оценка статьи: 5

  • Последовал за вашим приглашением и... еще раз получил удовольствие от вашей статьи. Хороший, красивый текст и умные мысли. Нравится!

    Оценка статьи: 5