Виктор Покидько Мастер

Какие бывают маяки?

С детства многим мальчишкам знакомы книги о морских путешествиях с захватывающими историями; об отважных мореплавателях, которые после перенесенных штормов и бесконечных скитаний по морским просторам, изможденные и голодные жаждали ступить на землю.

Но морские путешествия всегда были непредсказуемыми. Часто бывало так, что корабль сбивался с курса, а изнеможенные и утратившие веру моряки уже не надеялись увидеть землю, как вдруг неожиданно вдали появлялись спасительные огни, которые помогали найти путь и безопасно причалить к берегу.

На заре мореплавания, когда маяков было очень мало, и к тому же они были примитивными, гибло очень много судов. Случалось многим кораблям удавалось успешно пересечь океан, перенести страшные штормы, однако при попытке войти в порт они терпели крушение. Последние мили были самой опасной частью плавания, и когда экипаж уже видел вдали желанную землю, наступала трагическая развязка.

«По словам Алана Стивенсона, исследователя истории маяков, с 1793 по 1833 год ежегодное число кораблекрушений у берегов Великобритании увеличилось с 550 до 800. Требовалось больше маяков, необходимо было совершенствовать их конструкции.

В некоторых странах, включая Англию и Соединенные Штаты, еще одну опасность для мореплавателей представляли «проклинатели луны» — пираты, которые зажигали ложные огни, направляя корабли на скалы, только лишь с целью грабежа. Тех, кто оставался в живых, они убивали, так как свидетели им были не нужны. Однако когда ярко светила луна, разбой не удавался. Отсюда они и получили название «проклинатели луны». Но со временем появилось больше маяков, их конструкции улучшались, и это лишало грабителей и убийц их промысла".*

Маяки от древности до наших дней
Первыми маяками служили огромные костры, которые разводили на высоком берегу. Позже эти костры стали устраивать в пирамидах из камней и железных клетках. Поддержание огня в таких примитивных маяках было трудоемким, и если они гасли, то это приводило к трагическим последствиям.

Древнейшее письменное упоминание о таких маяках можно найти в эпической поэме Гомера «Илиада» (IX-VIII вв до н.э.), рассказывающей о Троянской войне (1260 г. до н.э.): «Едва лишь закатится солнце, всюду огни зажигают сигнальные».

Самым знаменитым маяком считается Александрийский. Согласно археологическим раскопкам на острове Фарос, в городе Александрия, здесь в 300 году до н. э. у входа в гавань был построен первый «настоящий» маяк — «Александрийский Фарос». Это было величественное сооружение из камня, достигавшее высоты 117 метров (по другим данным — 133 м). Маяк был причислен к Семи Чудесам света и просуществовал приблизительно 1600 лет.

«Фаросский маяк состоял из трех мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Первая — нижняя башня была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой башней располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю башню. Верхняя башня формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь, помогавший кораблям благополучно достигнуть бухты. На вершине башни стояла статуя Зевса Спасителя.

Для поддержания пламени на таком огромном маяке требовалось большое количество топлива. Жгли в основном дерево, которое доставляли по спиральному пандусу на телегах, запряженных лошадьми или мулами. За пламенем стояли бронзовые пластины, направлявшие свет в море. Свет этого маяка можно было видеть на расстоянии до 50 км. К XII веку н.э. Александрийская бухта настолько заполнилась илом, что корабли больше не могли ею пользоваться. Маяк пришел в упадок. Бронзовые пластины, служившие зеркалами, вероятно, переплавили на монеты. А в XIV веке маяк был уничтожен землетрясением. Несколькими годами позже мусульмане использовали его обломки, чтобы построить военный форт. Форт впоследствии не раз перестраивался и до сих пор стоит на месте первого в мире маяка".**

За время существования Римской империи было построено около 30 маяков, от Черного моря до Атлантики. Одним из таких маяков был Портус — его построили при императоре Траяне в устье Тибра, чтобы римские корабли могли спокойно привозить зерно из Александрии. Но после упадка империи пошла на убыль и торговля, и, как следствие, маяки за ненадобностью погрузились во тьму. А через некоторое время многие из них пришли в негодность. Возрождение маяков началось приблизительно в начале XI века с новой волной развития торговли и поиском новых земель. Знаменитым маяком того периода была «Генуэзская лантерна». В исторических хрониках встречается информация, что в 1449 году смотрителем на этом маяке был Антонио Колумбо, дядя мореплавателя Христофора Колумба.

В 1699 году некий Хенри Уинстанли — владелец кораблей, построил первый маяк в открытом море. Построил он его из дерева, на скалах Эддистон недалеко от Плимута в Англии. Уинстанли очень гордился своим достижением. В документальном видеофильме «Ночные стражи» рассказывается, что когда он ловил рыбу со своего маяка, то любил повторять: «А ну-ка, море, взыграй и испытай изделие моих рук!» («Guardians of the Night»). Однажды в 1703 году море приняло этот вызов, и ни от Уинстанли, ни от его маяка не осталось и следа.

В честь дружбы между народами Соединенных Штатов и Франции в Нью-Йоркской гавани была воздвигнута статуя Свободы высотой 93 метра. 28 октября 1886 года, под грохот канонады (21 пушечный выстрел!) и в присутствии президента Гровера Кливленда, состоялось открытие самого знаменитого памятника Северной Америки. Статуя в то время служила навигационным ориентиром. Три смотрителя в течение 16 лет по очереди поддерживали огонь в ее факеле. Стихотворение у входа в здание постамента гласит: «В ее руке горит маяк: «Добро пожаловать всем странам!».

«Самым первым маяком на территории России принято считать маяк Дагерортский (Кыпу), построенный в 1531 году. Волна строительства маяков в России связана с развитием флота при Петре I».***

От костров до ксеноновых импульсных ламп
Постепенно, с развитием технических средств, вместо дерева для поддержания огня в маяках стали использовать уголь, свечи (иногда даже в канделябрах), а немного позже масло. Для фокусировки света пытались устанавливать отражатели, но на них обычно скапливалась много копоти. В 1782 году швейцарский ученый Эме Арганд специально для маяков придумал масляную лампу, в которой воздух поступал в пламя через середину трубкообразной светильни и истекал через ламповое стекло. Так как сажа теперь не скапливалась, стали широко применяться параболические отражатели, которые усиливали свет приблизительно в 350 раз.

Линзы Френеля.Следующим большим шагом было изобретение французского физика Огюстена Жана Френеля в 1815 году самой мощной линзы, которая когда-либо использовалась в маяках, она позволила увеличить силу света до 80000 свечей — что приблизительно равно силе света фары современного автомобиля, — при этом источником света был всего лишь горящий фитиль! До того лучшая система зеркал вместе с аргандовой лампой, которая оставалась популярной более 100 лет, создавали силу света, равную примерно 20 000 свечей.

В 1901 году были изобретены горелки, в которых масло подавалось под давлением, и вскоре френелевская система производила до одного миллиона свечей. Примерно в то же время стал использоваться газ ацетилен, что послужило большим толчком к развитию автоматизации маяков и усовершенствованию их работы. Большую роль в этом сыграл шведский ученый Нильс Гюстав Дален, который в 1912 году был удостоен Нобелевской премии в области физики за изобретение автоматического «солнечного клапана» — устройства для автоматического зажигания и гашения ацетиленового пламени в зависимости от количества солнечного света.

В 1920-х годах большую популярность завоевали электрические лампы накаливания, которые до сего дня остаются главным средством освещения. В сочетании с лампочкой всего лишь в 250 ватт линза Френеля может производить несколько сотен тысяч свечей. В настоящее время самый мощный в мире маяк, находящийся во Франции, пронзает ночное небо ослепительным лучом в 500 миллионов свечей.

Одно из последних изобретений — ксеноновая импульсная лампа. Она производит яркую вспышку, длительностью в миллионные доли секунды. Преимущество такого короткого и интенсивного светового импульса в том, что он четко различим на фоне других источников света.

Плавучие маяки
Еще в древности, в местах, где условия не позволяли строить башни, использовали плавучие маяки, или суда с маячным оборудованием. Так же как и у традиционных маяков башенного типа, у плавучих маяков своя длинная и увлекательная история. Первым из них была римская галера, пустившаяся в плавание во времена Юлия Цезаря. Располагавшаяся высоко на мачте жаровня с раскаленными углями освещала ночное небо. Единственным неудобством было то, что горячая зола сыпалась на потные спины гребцов, прикованных цепями к скамьям. Но к рабам тогда было особое отношение, и поэтому никому не было до этого дела.

Первый современный плавучий маяк был спущен на воду в 1732 году в устье Темзы, близ Лондона. Вскоре их число стало увеличиваться. Но в последние годы плавучие маяки уступили место автоматическим бакенам и маякам — металлическим конструкциям, напоминающим платформы с буровыми вышками.

Судьба маяков сегодня
В настоящее время профессия смотрителей маяков ушла в прошлое. Радио и эхолокаторы, а также приборы спутниковой навигации пришли на смену и самим маякам, так что многие из них стали просто памятниками, но по-прежнему привлекающие своей красотой и оригинальностью, они продолжают вдохновлять фотографов, художников и поэтов. Сейчас во многих странах мира старые маяки находятся под защитой государства, как уникальные памятники, которые несут в себе многовековую историю развития мореплавания и зодчества.

Некоторые маяки превратились в музеи и стали объектами паломничества туристов. В таких музеях можно не только лицезреть историю воочию, но даже можно и пожить, что бы почувствовать себя смотрителем маяка.

Как ни печально для многих романтиков и любителей морских путешествий, сейчас эти красивые сооружения заменяют более дешевыми приборами: бакенами и аэромаяками. И даже там, где еще сохранились действующие маяки, уже нет нужды в смотрителях, так как все процессы автоматизированы, и лишь изредка сюда приезжают специалисты для проведения техосмотра. Увы, таковы издержки прогресса.

Литература:
1. * Большая Британская Энциклопедия.
2. ** «Чудеса света». www.wonderland.com.ru/page-313.html
3. *** Википедия. «Маяки».
4. Хайнц Линденберг «Эволюция маяков».
5. О.Френель. Избранные труды по оптике. (Из серии «Классики естествознания». 1955)
6. Физика. Раздел «Оптика»

Обновлено 28.02.2007
Статья размещена на сайте 22.02.2007

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: