Соревновательность — в человеческих генах. От нее не свободны ни мужчины, ни женщины. Если всю светскую историю человечества юные девицы вопрошали свои зеркальца «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее» (современный вариант «Я ль на свете всех успешней…»), то для большинства мужчин главным делом было показать свою физическую силу и ловкость. А заодно снять скопившееся агрессивное напряжение в своем сообществе.
И ведь много веков утекло с тех пор, как мужчины сражались на публике в театрализованных поединках разного рода и разной степени кровожадности. И история давно показала нам других героев с иными качествами. Правят миром не воины, для которых война — и профессия, и образ правления. Последним королем-воином или королем-рыцарем, а также последним европейским монархом, павшим на поле боя, называют Карла Шведского (Карла XII). Который не пил вина, не интересовался женщинами, а все свое царствование неизменно и непрерывно воевал. Ввязывался в войны с кем только можно и нельзя, пока не встрял в войну с Россией. Дальше известно: «Ура мы ломим, гнутся шведы». Толком неизвестны только точные причины гибели «последнего рыцаря Европы» — то ли и впрямь шальная пуля, то ли заговор своих, уставших от бесконечных войн.
С недавних пор миром правят не воины, за исключением ряда случаев. Но даже если правят генералы, то они приходят и уходят. Миром правят и не ученые-технари. Миром правят по большей части гуманитарии, как бы провокационно это для многих ни прозвучало. Конечно, я имею в виду только Европу и Северную Америку, в основном — мирное время. Конечно, описывается только тенденция. Хотя иные гуманитарии могут оказаться еще опаснее, развязывая самые кровопролитные войны. Идеи тоже могут оказаться сильнейшей движущей силой. И тезис о том, что деньги — основной источник вооруженных конфликтов, тоже невозможно оспорить.
Но, кроме правителей, есть еще и обычные люди. И они всегда были не прочь выказать свою силу и удаль молодецкую. Мы — не хуже королей и рыцарей. Мы — богатыри (перефразирую знаменитое «Богатыри — не вы!»). Мы ничуть не хуже всяких королей и рыцарей. Во все века существовало множество национальных видов борьбы, все осветить невозможно. Можно попробовать остановиться на некоторых национальных разновидностях постановочных и театрализованных видах борьбы (во многих языках относимых к понятию реслинг).
Американский реслинг (рестлинг) знаком многим. Также все неплохо знакомы с японской борьбой сумо. Многие знают о кураше. Это один из самых распространенных видов борьбы у тюркских народов. Кураш (или куреш) — национальный вид спорта. На каждом празднике — Сабантуе или Акатуе — обязательно выходят свои борцы. К настоящему времени более 100 стран входят в Международную федерацию кураша, проводятся мировые чемпионаты. Правила этой древней борьбы несколько разнятся, однако это не мешает развитию нового-старого вида спорта.
Подобный вид борьбы есть в Турции. Он и называется похоже — yağlı güreş, только борцы все в масле. В оливковом. Поэтому название этого вида спорта более известно в английском варианте: Oil wrestling. Соревнования по этому виду борьбы считаются старейшими в мире, поскольку не прекращались с 1362 года.
В Индии и Пакистане тоже есть схожий вид борьбы. Кушти (кусти) — древнейший вид спорта, корнями своими уходит в тысячелетия. Мужчины там тоже борются в масле — но при этом и в грязи. Захваты и броски, цель обычная — повалить противника.
В Монголии и у нас в Якутии, Туве, Калмыкии и Бурятии популярный вид национального спорта — Хапсагай. Этой традиции 7000 лет (есть рисунки периода неолита), но борьба эта очень популярна до сих пор. Проводятся международные соревнования.
Но есть и менее известные национальные разновидности борьбы.
К древним европейским видам борьбы можно отнести древнескандинавскую борьбу Глима. Существовала во времена викингов, описана в исландских сагах. Само слово и переводится как «борьба». Цель здесь все та же — повалить противника, при этом категорически всегда порицались запрещенные приемы. Нарушитель изгонялся.
В Швейцарии национальный вид борьбы называется Швинген (Schwingen), или Швейцарская борьба, или Hoselupf. Известна со Средневековья как борьба пастухов, сейчас — популярный в стране вид спорта. Проводятся фестивали, обучается молодежь.
Но говорят, ни одна страна в мире так бурно не относится к своей традиции борьбы, как Мексика.
Луча Либре — это профессиональный вид борьбы, лучадоры (luchadores) совершают множество настоящих или имитирующих движений, при этом они все в масках. Что, конечно, добавляет интриги. Этакие «Зорро» на ринге томят женские сердца давно, а последние 100 лет — в особенности. Неизвестные герои — как это волнует. Маска снималась только в одном случае: когда боец проводил свой последний день на ринге. И только так. Сорвать маску у противника случайно или нет во время борьбы — повод для дисквалификации.
Казалось бы, много связывает Луча Либре с американским реслингом. Но вот эта традиция масок восходит еще к ацтекам. Сейчас их не только раскрашивают в определенные цвета, но и разрисовывают: животные, герои, древние боги. Маски почитаются как священные.
Один из самых знаменитых лучадоров-легенд и актер, снявшийся в полусотне фильмов — El Santo (Rodolfo Guzmán Huerta), носил свою серебряную маску и в обычной жизни. Снял он ее неожиданно во время записи телевизионного шоу, таким образом, единственный раз в жизни почти в буквальном смысле приоткрыв завесу тайны своей личности. Но вот даже похоронен он был в своей знаменитой маске.
В Луча Либре есть и своя глубинная мифология. Это — все та же история про Золушку. Только Золушка здесь — любой паренек из крестьянской глубинки, который может стать победителем соперника и женских сердец. Понятно, что Луча Либре — это и очень серьезный бизнес, и способ создания своих национальных героев. То есть это нужно и экономически, и политически. Но на пустом месте такой бизнес на спорте не создашь. Значит, существует огромный интерес в стране к этой борьбе. И без трепетных женских сердечек не обошлось. О, как он красив и загадочен, как он буквально летает по рингу, повергая соперника на мат. Ах, какая мощь, какая сила!. А они, действительно, летают по рингу, совершая фантасмагорические, просто мультипликационные прыжки.
Так или иначе, 20 век вернул интерес человечества к «маскулинности», к образу мощных мускулов, предельных выражением которого является то, что в России называется «качок». Только тот «качок» накачивает свою «брутальность» вхолостую. А 20 век вернул интерес человечества еще и к поединку, к возрождению своих национальных школ, пусть даже схватки стали более похожи на театрализованное зрелище.
Шоу мужской силы и бойцовских качеств продолжается. Видимо, предполагается и наше участие — в зрительном зале. С трепетом и восторгом взирать на вспотевшие крепкие тела современных богатырей.
(Посмотреть видеоролики можно в комментариях.)
В статье допущена не точность! У монгол и бурятов борьба называется не хапсагай, а бухе барильдан. А так в целом она схожа с якутским хапсагаем!
Хотел дать ссылку на сайт рассказывающий о национальных видах борьбы народов России - но Ваш сайт не разрешил
0 Ответить
Здорово, столько всего интересного - каждый занимается своим, чаще всего тем, что рядом, или обусловлено культурой, корнями...
0 Ответить
Екатерина, да верно. Стараются сохранять свои традиции.
0 Ответить