Александр Сорокин Мастер

Что нужно освящать на Вербное воскресенье?

Сегодня многие постепенно забывают истинный смысл христианских праздников. В Европе Рождество плавно переместилось из храмов в супермаркеты и главным действующим лицом торжества становится, простите, не Христос, который родился, а рождественский гусь.

В России тоже есть немало обрядов, смысл которых улавливается не всеми. Печём куличи и красим яйца, а зачем печём и зачем красим? Да всё очень просто — так надо.

Поливаем могилу водкой на Радуницу, то бишь, на 9-й день после Пасхи, а почему поливаем? И как это связано с Пасхой?

Особенно умиляет традиция жечь чучело Масленицы, после чего благочестиво приступать к Великому Посту.

Сегодня примерно такое же отношение, как и к вышеописанным праздникам, мы можем наблюдать и к Вербному Христову Воскресению. В этот день нужно обязательно купить где-либо пушистые веточки вербы и отнести их в храм. После посещения церкви сушёную веточку нужно будет хранить дома целый год, словно какой-нибудь оберег. По мнению многих людей, такая верба имеет едва ли не магические и целебные свойства — и клады можно с её помощью искать, а почки дерева можно скушать при бесплодии и прочих болезнях.

Но всё-таки хочется узнать истинный смысл Вербного Воскресения, когда православные и отечественные католики празднуют Вход Господень в Иерусалим. Потому что когда видишь трепетное отношение лишь к «магическим веточкам», вспоминаются строки из гоголевских «Мертвых душ»: «Поди ты, сладь с человеком! Не верит в Бога, а верит, что если почешется переносье, то непременно умрет; пропустит мимо создание поэта, ясное, как день, всё проникнутое согласием и высокою мудростью простоты, а бросится именно на то, где какой-нибудь удалец напутает, наплетет, изломает, выворотит природу, и ему оно понравится, и он станет кричать: „Вот оно, вот настоящее знание тайн сердца!“ Всю жизнь не ставит в грош докторов, а кончится тем, что обратится наконец к бабе, которая лечит зашептываньями и заплевками, или, еще лучше, выдумает сам какой-нибудь декохт из нивесть какой дряни, которая, Бог знает почему, вообразится ему именно средством против его болезни».

…В этот день вспоминается встреча жителями Иерусалима Иисуса Христа как Царя и Мессии. Множество народа, пришедшего на праздник, узнав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви и вышли навстречу Ему, восклицая: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (Ин. 12, 12−13). Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф. 21, 9). Дорогу перед Царём, шествующему, по смиренному обычаю, на молодом осле, устилали пальмовыми ветвями…

На Востоке существует традиция: в день праздника приходить в храм с пальмовыми ветвями. В России приносят ветки вербы — потому что в апреле в нашем климате цветёт именно это дерево, которое, в принципе, весьма неприхотливо к погодным условиям. В этом году в Якутии верба зацвела в феврале — при температуре минус сорок градусов!

Пушистые ветви приносят именно для того, чтобы почтить Мессию, который, как и две тысячи с лишним лет назад, грядёт во имя Господне именно в этот день. Но вместе с церковным объяснением этой традиции, бок о бок уже давно существует и «народное объяснение», где акценты переносятся на внешнюю форму, а не на содержание. Многие хотят «положить благодать в карман» — в день освящения воды или плодов земледелия в храме всегда найдутся люди, готовые растолкать окружающих, чтобы получить свою банку святой водички или освятить яблоко.

Богослужебные тексты обращают внимание на грядущего Христа и людей, Его встречающих, в то время как народная традиция весь смысл праздника свела к освящению вербы. Сегодня приносить в храм вербу (а точнее, уносить её из храма), выходит, уже нужно не для того, чтобы засвидетельствовать перед Господом свою любовь, а для того, чтобы запастись надежным амулетом. Между тем, если разобрать текст молитвы, которую читают в церкви в этот день, то выяснится, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, её смысл сводится к фразе: «…и нас, по подражанию онех (т.е. нас, подражающих людям, встречавших Господа пальмовыми ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани».

Оказывается, что в первую очередь, объектом освящения Церковь всегда видела не вербу, а самого человека…

Обновлено 15.04.2011
Статья размещена на сайте 14.04.2011

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий скрыт
  • Комментарий скрыт
  • Комментарий скрыт
    • Николай Ткаченко, к сожалению не могу не согласиться с тем, что поповство продажное, да это так. Сейчас в батюшки идут не по призванию, а для зарабатывания денег. Однако, я хожу в храм не к батюшке, а к Богу. Поэтому я службы не посещаю за редким праздничным исключением. Я хожу в храм в середине дня, когда там никого нет, когда можно спокойно подойти к каждой иконе, посидеть и подумать о смысле жизни, поговорить с Богом. После таких походов в храм в душе радостно и светло в противовес раздражению и усталости после службы с вечно снующими детьми, старухами и прочим людом, которым скучно и не интересно.
      На мой взгляд все это печально и страшно, но детей наших мы должны воспитывать и дать им в руки библию для детей может каждый и сводить в храм, и научить правильно там себя вести. Язычество - это наши истоки. Человек, хотим мы того или нет, связан с фазами луны, солнца и нашей матушки Земли.

      Оценка статьи: 5

      • Василиса гребенькова Читатель 16 апреля 2011 в 16:47 отредактирован 6 июля 2011 в 22:05

        Марина Лугина, могу подписаться под каждым Вашим словом, это действительно так. Могу сообщить по-секрету, что у того, кому не по душе порядки в РПЦ, есть выбор. Сын знакомой выбрал для себя старообрядческую общину, где есть церковь и постоянно посещает ее по воскресеньям. Его никто не знакомил с Библией, в церковь водили очень редко, хотя он крещен в РПЦ с 3-х лет, семья не набожная. А он сам выбрал себе этот путь. В РПЦ церковная община разобщена, нет единства, никто не знает друг друга. Приходят помолится толпою только по Великим праздникам. Совсем иное в старообрядческой общине, где люди друг друга знают, ходят туда семьями, соблюдают традиции и обычаи. Молодежь приходит в эту Церковь, и это славно, потому что есть кому передать наши традиции. Есть, есть у нас моложежь, которая бросает вызов тому , что сейчас что творится.

  • Александр Сорокин, отлично написано. Во время становления христианства на Руси тексты Священного Писания были непомерной роскошью для простого народа и люди приходили к Богу через вот такие обычаи и иконы. Но сейчас то кто мешает взять и прочитать Библию или Евангелие хотя бы для собственного развития. Хотя бы для того, что бы в Пасху в ответ на приветствие "Христос воскрес" , знать, а зачем же Он все таки воскрес.

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо за познавательную статью. Я по роду своей деятельности знаю, что Вербное воскресение - это вход Иисуса Христа в Иерусалим. Это начало его страданий, которые заканчиваются светлым Христовым воскресением. Соглашусь полностью с тем, что большинство людей идут для того чтобы посвятить вербу и отхлыстать всех родственников, а смысл праздника не разумеют. На Пасху разговеться надо яйцом, кусочком паски (кулича) и бокалом Кагора. Разговеться, то есть вкусить тело и кровь Иисуса после великого поста. Только мы не постимся, а только разговляемся, а в храм ходим на Пасху, Рождество и Вербное воскресенье всей толпой.

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт