Игорь Вадимов Грандмастер

Крепость Масада, дворец Ирода Великого. Как это было?

В совсем недавние времена (лет сто назад), когда образованные люди знали несколько языков, а среди них и латынь, большим успехом пользовались труды древних авторов. Помните: «Копыта месят снег и грязь; возок то вниз, то вверх взлетает. Фельдмаршал, к стенке привалясь, Плутарха медленно листает».

Milonk, Shutterstock.com

Плутарх, Тацит, Гораций, Вергилий… Иосиф Флавий.

Среди длинного ряда древних писателей выдавался Гомер (упаси Бог, даже не намекаю, будто он был римлянином — просто «тоже» античный автор, хоть и жил намного раньше «тоже» античных римлян). Никто долго не верил в то, что написанное им — не сказочная поэма, а реальное описание событий многовековой давности. Пока на холме Гиссарлык любитель старины Генрих Шлиман не раскопал остатки Трои.

«Иудейские войны» Иосифа Флавия до середины прошлого века тоже считались хорошим произведением, но частично — выдумкой. Особенно то описание войн римлян в Иудее, которое касалось исчезнувшей в прахе времен крепости Масада. В седьмой книге «Иудейской войны» ей посвящены две главы, 8-я и 9-я. Ну чистая выдумка — их было всего 960 человек, с женщинами, стариками и детьми! А значит мужчин там было сотня-две, не больше. И тем не менее они оборонялись, когда уже все остальное восстание было подавлено. И даже искусство римских инженеров поначалу не смогло помочь осаждающим сломить дух обороняющихся и принудить их к сдаче.

Дворец Ирода Великого, объявленный крепостью, отбил несколько штурмов римлян? Да это выдумки чистой воды, не надо фантазий!

Гид на экскурсии рассказывал нам, что, как и Трою, Масаду считали художественным вымыслом. И лишь в 50-х годах в новорожденный Израиль приехал французский археолог, который около 10 лет искал легендарный город.

И лишь когда он нашел затерянный город, стала ясна разгадка длительности штурмов и успешности обороны.

Просто свой дворец Ирод Великий построил на огромной отвесной скале. Стрельба из луков отвесно вверх метров на 100 — просто неэффективна, тогда как стрельба вниз — наоборот. Да даже камень, брошенный с такой высоты, разлетится на каменные осколки не хуже гранаты. К единственному входу в крепость, в скале на большой высоте, ведет (да-да — до сих пор ведет!) тропинка, которая несколько раз огибает скалу — и любой «нежеланный гость» легко и просто превращается в труп по дороге, как бы он ни был вооружен и защищен. Ну, а танки тогда еще не были изобретены, да и не проползти по узенькой тропе танку.

Крепость по тем временам (70 год н.э.) была практически неуязвима.

Сделанные римскими инженерами метательные машины были недостаточно мощны.

Бить тараном по скале в надежде, что каменный монолит даст слабину (как описано у Иосифа Флавия) — можно было только от отчаяния.

Если бы не однозначный приказ цезаря — «покарать всех восставших», от крепости бы наверняка отступились. Но приказ был однозначен и двойного толкования не допускал.

Вскоре римские инженеры сообразили произвести раскопки и перехватили подземные акведуки с гор в крепость. Однако оказалось, что цистерны в скале содержали многолетний запас воды для осажденных. То же самое было с едой и вооружением.

Ах, если бы не приказ цезаря!

В конце концов, полководец, осаждавший Масаду, собрал всех доступных рабов. И рабы начали насыпать дамбу — от римского лагеря до «той самой двери в стене», до единственного пути к осажденным. На последнем этапе римлянам пришлось немало потрудиться, прикрывая несчастных рабов от стрел и камней защитников.

А тот момент, когда дамба дошла до двери в скале, означал падение неприступной твердыни. Крепость охраняли всего несколько десятков воинов, а против них готовилась выступить римская армия…

Когда римляне назавтра выломали дверь в крепость и вошли, там были только трупы. С трудом найдя несколько выживших, римляне узнали, что произошло.

Руководитель восставших выступил с речью, в коей приказал:

1. Самоубийство противно Господу, но и ждать захвата римлянами — тоже нельзя.

2. Все мужчины расходятся по своим домам — и убивают свою семью.

3. Затем все возвращаются в зал синагоги, где их всех убивают 10 выбранных мужчин.

4. Выбранные тянут между собой жребий, в некоем глиняном горшке уже лежат 10 кусочков керамики с нацарапанными их именами. Тот, чье имя будет вытянуто, убьет своих товарищей — и лишь затем покончит с собой.

5… — а потом пришли римляне и увидели все это.

А когда на скалу пришли археологи, они нашли подтверждение «совершенно нелепой древней легенды». Нет, ни трупов, ни скелетов они не нашли. Но в синагоге на земле был найден кувшин, к котором были 9 кусочков керамики с нацарапанными буквами…

Очевидно, тот, чье имя было на 10-м кусочке, уйдя в другое место, взял тот кусочек с собой…

Заранее отвечаю на вопрос «А про что статья?»: не спешите называть легендой то, что вам кажется невероятным. Возможно, вам просто неизвестны все обстоятельства.

Обновлено 12.02.2012
Статья размещена на сайте 4.02.2012

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Великолепная статья. Читается на одном дыхании. Интересно до конца.

    Оценка статьи: 5

  • *Очевидно, тот, чье имя было на 10-м кусочке, уйдя в другое место, взял тот кусочек с собой...* - не, это вовсе и не очевидно, а, скорее, одна из выдумок Йоси Флавия...

    *Возможно, вам просто неизвестны все обстоятельства.* - а вот это точно! Тем более, что сочинителей среди евреев и до того много было, и проверить истинность их выдумок можно только сопоставив написанное о прошлом и настоящее.

    Оценка статьи: 4

    • Юрий Новиков, до Шлимана сопоставляли написанное и настоящее и утверждали, что Троя - это выдумка. А то, что среди евреев немало сочинителей, так они ж евреи, единственные, кого бьют только уже за то, что они есть.

      Оценка статьи: 5

      • Приветствую Александр Петров!
        *то, что среди евреев немало сочинителей, так они ж евреи, * - того, что Шлиман накопал, никто не видел... как и тех скрижалий, на которых, якобы, что-то было написано. Зато другие их дела все видят.

        Оценка статьи: 4

        • лариса ухо Читатель 15 февраля 2012 в 05:13 отредактирован 27 мая 2018 в 11:40

          Юрий Новиков,
          То, что нарыл Шлиман, могут увидеть все желающие. Правда, для этого надо в Германию съездить. "Золото" Шлимана даже в Москву привозили, в музее им. Пушкина выставка была.И скрижали есть в Израиле, и артефакты. Просто не надо замазывать себе глаза ненавистью к другим народам - тогда перед вами предстанет более-менее верная картина мира.

  • Величие духа вызывает уважение.

    Оценка статьи: 5

  • Прекрасная статья. Спасибо.