Довольно сложно вспомнить все наши детские деяния и приключения. К тому же, у девочек и мальчиков подчас были разные увлечения. Поэтому мы вспомним то, что было общим для всех детей.
Мы, дети наших дворов, составляли некую общность, сплочённый детский коллектив, где все друг друга знали как облупленных, где все друг друга любили, несмотря на ссоры, конфликты, драки и примирения.
Мы и жили по своим особым негласным законам. У нас были свои десять заповедей: не ври; не зазнавайся; не хвастайся; не подавай вида, когда больно; не бери чужого; поделись тем, что имеешь; выручи в беде; умей держать язык за зубами; будь искренним; будь другом.
Мы всё своё свободное время проводили вместе: рассказывали друг другу различные истории, делились своими проблемами, помогали друг другу, кто чем мог, играли в разнообразные игры. Причём все игры были общими, даже «дочки-матери», «скакалки» и «классики».
Игры, в которые мы играли, учили нас находить общий язык, помогали решать споры и конфликты, давали возможность каждому из нас узнать себя, учили соблюдать определённые правила, воспитывали такое качество личности, как инициатива, развивали дисциплину и способность действовать сообща всей командой.
Но самое главное заключалось в том, что наши игры просто доставляли нам огромную радость.
Невозможно перечислить все игры, в которые мы играли. Вот только некоторые из них: казаки-разбойники, штандер, лапта, квач (догонялки), жмурки (прятки), 12 палочек, вышибалы, итальянка, земли (ножички), цепи (кандалы), слон, гуси-лебеди, ручеёк, козёл, отмерной, колечко, города, поездка на бал, испорченный телефон, расшибалка и пристенок (на деньги), лянга (пушок, жёстка) и ещё многие другие.
А когда во двор заходили стекольщики или точильщики, мы бросали все игры и, как завороженные, глазели на их работу.
А сколько радости нам доставлял старьёвщик, которому мы волокли всё, что могли найти. А взамен чаще всего получали жестяные свистки или набитые деревянными опилками мячики на длинной тонкой резинке.
Что мы только ни подкладывали на трамвайные рельсы: и монеты, и пистоны, и гвоздики, из которых получались сабли, и всякие железки.
Мы играли в привидений, вырезая в простыне дырочки для глаз. Мы придумывали маскарадные костюмы и наряжались в них.
Мы придумывали концертные номера и сочиняли пьесы, а потом устраивали во дворе концерты или спектакли для всех жителей. Кроме обычного театра, мы показывали также театр теней или играли в кукольный театр.
Мы бегали по крышам сараев и гаражей, а затем спрыгивали с них, чтобы показать всем, что не боимся высоты. Мы прыгали с зонтиком и без него в кучи осенней листвы или снежные сугробы.
Мы бегали под дождём босиком по лужам, пускали щепки и спички по течению, рыли каналы и делали запруды, а также прыгали на спор в центр огромной лужи.
Мы запускали в небо воздушный шар или воздушного змея. Иногда мы привязывали к змею авоську, в которую сажали кошку. Если под рукой не было воздушного змея, то мы привязывали авоську с кошкой к самодельному парашюту и спускали всё это с крыши сарая или со второго этажа дома.
Мы проводили «химические» опыты: делали жжёный сахар в столовой ложке, делали извержение вулкана из лимонной кислоты и соды, выпаривали чистую соль из грязного раствора.
Мы ели заячью капусту, сосали смолу, слизывали берёзовый сок или кленовый сироп, жевали травинки. Мы оставляли веточку или травинку в муравейнике, а потом слизывали с неё кислый муравьиный сок.
Мы разводили во дворе костёр, сидели возле него, разговаривали, пекли картошку и жарили хлеб или кусочки сала на прутике. Очень вкусно было!
Мы строили замки из песка, пещеры из снега, халабуды из фанеры, досок, веток, старых столов, стульев и коробок.
Мы выжигали солнцем через лупу свои имена на скамейках, смотрели на солнце сквозь тёмную стекляшку, а на мир — через цветные стёклышки.
Зимой мы катались с высокой ледяной горки на санках, фанерках, досках, картонках, а то и просто на ногах или, как говорил Аркадий Райкин, «на всём». Мы делали дырки в льдинке, подставив её под струю воды из крана. Мы играли в снежки, ловили языком снежинки, лизали, сосали и грызли сосульки.
Мы катались по улицам на самодельных самокатах с подшипниками или гоняли колесо от бочки специальной железной скобой.
Мы лазили по деревьям и сооружали на них что-то в виде шалаша или гнезда. Мы трясли ветки деревьев и, в зависимости от времени года, устраивали дождик, листопад или снегопад.
Через заборы мы пробирались в чужие сады за фруктами, ягодами и сиренью, среди которой искали цветки с пятью лепестками, ели их и загадывали желания.
Мы стреляли из трубочки тополиными семенами, свистели через стручок акации, делали носики из крылаток клёна, ордена из репейника и серёжки из черешен.
Мы забирались в глухие заросли, ловили там белых бабочек-капустниц, стрекоз и исследовали муравейники.
Мы пускали мыльные пузыри, стучали в самодельный барабан, выпиливали лобзиком, лепили из пластилина, делали лук со стрелами и стреляли из него, из бутылок делали брызгалки и устраивали сражения.
Мы рисовали на запотевшем стекле, делали секретные записи молоком на бумаге, придумывали секретные языки и общались на них, чтобы взрослые нас не понимали.
У нас не было компьютеров и всяких разных электронных игр. Телевизоры были в считанных домах. Мы не знали, что такое Интернет.
Но зато мы были все вместе! И у нас было очень счастливое детство, которое мы никогда не забудем!
Да, я тоже не завидую нашим детям...такое пропустили......А еще я помню пионерский лагерь, военную игру Зарницу,как мы брали высотку под пулеметный огонь, концерты для военных летчиков в Громово, КВНы, сплав на лодках по Вуоксе и порогам, ох, да все и не описать - веселая была пора
Оценка статьи: 5
3 Ответить
Галина Шубина, я уже ответил Лауре Ли на обвинения в "издевательстве" над животными. Так ка мы не могли сами стать парашютистами, то предоставляли это право нашим домашним животным, которых всячески страховали от ударов и падений.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Галина Шубина, исповедуюсь как на духу..Я тоже мучала кошек ! Вепнее, котят. Шила им одежду.Трусы и курточки.
И ходили они, переваливаясь и пища, а мама-кошка всё не могла понять, что с ними такое
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Развлечения мы придумывали себе сами. Жаль только что жили очень бедно. В 1967 году родители купили наш первый телевизор Енисей-3, соседские ребятишки, мои друзья приходили к нам смотреть передачи, рассаживаясь прямо на полу нашей однокомнатной квартиры, в которой уже тогда нас жило четверо. Вместо холодильника у нас был шкафчик у окна и дырка в стенке. В школе мы писали перьевыми ручками, в портфеле у меня чернильница и промокашка в каждой тетрадке. Учили нас хорошо, основательно. Учителя были добрые, проблем во взаимоотношениях не было. Дач не было, машин особо то - же. Бегали по городу и родители за нашу безопасность особо не переживали, что хорошо.
3 Ответить
Луч Света,уж это точно,учителя были что надо!!!И боялись их,и любили,и помним до сих пор с благодарностью и уважением!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Каждая эпоха имеет свое детство. Дети 50-х,60-х,70-х,80-х отличаются друг от друга. Может быть игры несколько разные, книги, фильмы, но везде одно - беззаботное детство. Мы мало думали о трудностях жизни, думать о них мы начинали, когда поступали в институт, или шли работать, но ведь и тогда заканчивалось наше детство.
Химию мы изучали не только на уроках химии, но и печатая фоторгафии. Это как волшебство- на белой бумаге появлялось изображение того, что мы фотографировали. Это как миниатюрная машина времени переносящая нас в прошлое. Мы знали в совершенстве типы проявителей, марки фотобумаг и умело применяли их. Мы занимались в фотокружках совершенно бесплатно. А о кружках речь особая. Можно было заниматься всем чем угодно, к чему у тебя лежит душа.
Физику мы продолжали изучать собирая простейшие радиприемники как дома так и в кружках радиолюбителей. Начинали с простейших - детекторных и заканчивая ламповыми и затем полупроводниковыми, соревнуясь - у кого приемник меньше.
А уж собрать радиостанцию, получить разрешение на ее эксплуатация и потом хвастаться полученными карточками за установленную свяь с Южной Америкой, или Антарктидой.
Вот так и жили, в те далекие годы и радовались жизни, и есть сейчас что вспомнить, перебирая старые выцветшие фотографии.
3 Ответить
А для меня было счастье, когда мама или бабушка выделяли кусочки ткани. Шила куклам наряды. Лоскуток голубой парчи - предел мечтаний . Потом собирали наших кривоногих пупсов на бал в длинных платьях "с золотом".
Дочку мне этим увлечь не удалось... Ее Барби были сразу в парче.
3 Ответить
Ирина Панасьян, а нарисованнные от руки фигурки красавиц, к которым потом рисовались и вырезывались наряды...
Кстати, у внучки тоже немеряно этих всяких Барби, тем не менее она любит сидеть с лоскутками и конструировать им что-то свое. И наряд, вырезанный из своего старого носка надевает на Барби чаще, чем парчу.
Может быть потому, что когда я шила что-то для неё самой, то непременно такую же модель шила и для Барби
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Ирина Панасьян,а мы барышень рисовали(лучше на картоне -дольше "жили"),потом и всякие наряды для них!Чего только мы ни придумывали....!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Как бы банально это ни звучало, но я всё равно напишу: меня до глубины души тронула эта статья.
Я читаю её и в каждой строчке узнаю себя и своих друзей. Всё, что описали Вы, происходило с нами, и я этому безгранично рада.
А теперь, благодаря Вам вспомнив своё по-настоящему счастливое детство, я готова вновь и вновь стрелять из лука, лазать на высокие деревья, бегать под дождём и многое, многое другое!
Спасибо Вам за Ваше умение возрождать когда-то забытые воспоминания!))))))
Оценка статьи: 5
2 Ответить