«Лихтенштейн», или же «Лихтенштайн» (по-немецки, «Liechtenstein» — «Светлый камень») — довольно распространенная немецкая фамилия. Самые известные среди всех Лихтенштейнов — князья Лихтенштейнские. Они же, вероятно, и самые богатые из всех Лихтенштейнов.
В исторических хрониках первые из Лихтенштейнов появляются в 12-м веке. Основателем династии считается Хуго фон Лихтенштейн. Он же построил замок «Лихтенштайн» под Веной. Замок был сложен из светлого камня, отсюда произошло и его название, которое со временем стало фамилией владельцев. Замок этот на краю Венского леса до сих пор показывают организованным туристам, приезжающим в столицу Австрии. Выглядит он внушительно и дико-романтически, хотя на самом деле это — новодел, заново построенный в 19-м веке.
Захудалым и бедным род Лихтенштейнов назвать было нельзя. Они кредитовали императорское семейство Габсбургов, а те расплачивались с ними раздачей земель, в основном, земель в Богемии и в Силезии.
Реформация расколола Германию на два лагеря. Лихтенштейны традиционно принадлежали лютеранской церкви. Однако связи с императорским домом оказались важнее. В 1599 году барон Карл фон Лихтенштейн переходит в католичество и становится главным интендантом императора Рудольфа II, фактически начальником всей торговой и финансовой деятельности империи. Наследник императорского престола даровал Карлу титул князя, передаваемый по наследству. Во время жестокой Тридцатилетней войны князь Карл фон Лихтенштейн воевал на стороне католиков, уничтожая протестантов в Богемии. Воюя за католическую веру, князь конфисковывал поместья протестантов (очень часто в свою пользу), и по окончании военных действий семейству Лихтенштейнов принадлежала пятая часть земель Богемии. Богу — Богово, а Лихтенштейну — Лихтенштейново.
Как известно, пределов для желаний не существует. Лихтенштейны были богаты, Лихтенштейны были князьями. Чего же более?
Оказывается, в Австрии были князья обычные и князья суверенные. Первые владели только землями, полученными от императора. Поэтому они признавали императора своим сюзереном и находились по отношению к нему в подчиненном положении. Князья суверенные среди прочего владели землями, которые исторически императору не принадлежали. Считалось, что эти властители добровольно перешли вместе со своими владениями под власть императора и поэтому в некотором смысле ему равны. При дворе суверенные князья пользовались большим почетом и входили в высший совещательный орган при императоре, который назывался Рейхстаг Священной Римской Империи.
В конце 17-го — начале 18-го веков тогдашний глава семейства князь Антон Флориан (Anton Florian Fürst von Liechtenstein) (1656−1721) удачно конвертировал часть своего богатства в приращение знатности своего рода. Обедневшие графы Хоэнемса, находящегося на самом западе Австрии, в предгорьях Альп, продали ему два маленьких владения в верхнем течении Рейна, Шелленберг (Schellenberg) и Вадуц (Vaduz). Общая площадь приобретения была невелика — всего 160 тыс. кв. км. Пользы от этих владений тоже не было никакой. Людей — чуть-чуть, да и те — дикие и некультурные горцы, живущие впроголодь. И то сказать, много ли может вырасти на этих каменистых клочках земли? Кого там можно выпасти, кроме небольшого стада овец?
Но это — как посмотреть. Формально Шелленберг и Вадуц не подчинялись императору. Проявив некоторую юридическую ловкость и воспользовавшись своим огромным влиянием при австрийском дворе, Антон Флориан добился создания княжества Лихтенштейн, сувереном которого он являлся. Как пелось в одной советской песенке, кто хочет — тот добьется. Князь Антон Флориан Лихтенштейн занял самую высокую ступень в австрийской придворной иерархии. А на карте мира появилось одно из немногих государств, названных по имени реально существовавшего человека: Саудовская Аравия, республика Сан-Марино, княжество Лихтенштейн…
Создание «независимого» княжества было, конечно, юридическим трюком. Но то, что императорская фамилия считала князей Лихтенштейнских ровней себе, несомненно. Об этом свидетельствует состоявшаяся в 1903 году свадьба Алоиза Лихтенштейна с дочерью эрцгерцога.
Сами князья Лихтенштейнские свою «вотчину» не навещали более ста двадцати лет. Вместо них этими местами правил утверждаемый князем администратор. Не думаю, чтобы жители Лихтенштейна сильно страдали от того, что находятся вдали от княжеского глаза и от княжеской руки. А в «больших» вопросах княжество было полностью ассоциировано с Австро-Венгерской империей. Здесь имели хождение австрийские кроны (а чаще всего, по бедности этих краев, более мелкие монетки, геллеры), здесь на границе со Швейцарией стояли австрийские пограничники. Местные жители служили в австрийской армии, и за нарушение законов их сажали в австро-венгерские тюрьмы.
Установленный порядок полетел ко всем чертям после окончания Первой мировой войны. Австро-Венгерская империя из этой войны «живой» не вышла, распавшись на несколько крупных или мелких государств. Княжество Лихтенштейн «прибило» к другому, швейцарскому, берегу Рейна. Оно ассоциировалось со Швейцарией.
Этот союз сохранился и по сей день. Во многом благодаря союзу со Швейцарией Лихтенштейн остался нейтральным во время Второй мировой войны. Да и сами князья Лихтенштейнские, когда после «воссоединения» с гитлеровской Германией в 1938 году жизнь в доброй старой Вене перестала быть привлекательной, нашли убежище в «княжестве имени себя».
просто шикарная статья по всем параметрам!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить