• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

Какое сооружение является визитной карточкой северной Черногории?

Мост Джурджевича

Общая длина пятиарочного моста Джурджевича, что лежит в северной Черногории, на территории муниципалитета Плевле, соединяя собой два берега каньона реки Тара — 365 м, протяженность самого большого пролета — 116 м. Расстояние от водной плоскости реки до проезжей части моста — 172 (!) м. На момент, когда закончилось строительство (1940 г.) и мост был введен в эксплуатацию, это был самый большой автомобильный бетонный арочный мост Европы.

Мост Джурджевича Фото: Vlada Z, по лицензии shutterstock.com

Спроектировал это чудо инженерной мысли Мият Троянович. Главным инженером проекта всё время строительства моста (1937−40 гг.) был Исаак Руссо. Ни первый, ни второй даже в самых страшных снах не могли себе представить, что уже через два года их творение будет разрушено.

В апреле 1941 года немецкие войска при поддержке своих союзников по «Оси» (Италии и Венгрии), а позже провозгласившей независимость и присоединившейся к ним Хорватии, буквально за 12 дней (06−17.04.1941 г.), с минимальными потерями (151 погибший, 15 пропавших без вести и 392 раненых) наголову разбили армию Королевства Югославия. Почти вся Черногория, в т. ч. и долина реки Тара, попали в зону итальянской оккупации.

Каньон реки Тара. Вдали - мост Джурджевича
Каньон реки Тара. Вдали — мост Джурджевича
Фото: Анна Монакова, личный архив

Для того чтобы в 1942 году итальянцы и воевавшие на их стороне четники (югославская партизанская организация, ориентировавшаяся на королевское правительство Югославии в изгнании и состоявшая в основном из этнических сербов) не смогли использовать мост Джурджевича для переброски войск и организации наступления на остававшийся не подконтрольным им горный район Дурмитор, командование Народно-освободительной армии и партизанских отрядов Югославии приняло решение взорвать мост. Но разрушить его надо было таким образом, чтобы после войны можно было бы восстановить, затратив на эту работу минимум времени и материальных ресурсов.

Выполнить приказ командования было поручено одному из разработчиков проекта моста, инженеру Лазарю Яуковичу. Он, рассчитав силу заряда и направление взрыва, подорвал только самый длинный пролет центральной арки. Мост был разрушен, и переброска войск по нему стала невозможна.

Сказать, что итальянцы были взбешены, значит, мало что сказать. Они были в ярости! Практически сразу же начались активные поиски того, кто взорвал мост. Но навряд ли итальянцам удалось бы найти Яуковича, если бы не четники. Свои всегда опаснее чужих. Потому что они вместе с тобою играли в одни и те же детские игры, пели те же самые песни. И уж они-то куда лучше чужих знают, где ты можешь спрятаться в случае опасности.

2 августа 1942 г. четники выдали Лазаря итальянцам. И те расстреляли его. А тело сбросили в реку.

Бывают в жизни совпадения. Иногда — самые удивительные. Но совпадения такой силы трагизма — очень и очень редко. Лазаря Яуковича расстреляли на том самом месте, где когда-то казнили его прапрадеда — Йоксима Яуковича, одного из лидеров антитурецкого освободительного движения.

Спроектировал мост Джурджевича профессор инженер Мият Троянович
Спроектировал мост Джурджевича профессор инженер Мият Троянович
Фото: Анна Монакова, личный архив

В 1946 году мост восстановили. И у входа на него поставили мемориальную доску, на которой выбили такую надпись:

Лазарь Яукович. Инженер. Во время третьего неприятельского наступления в 1942 году он подорвал мост по приказу Верховного командования Народно-освободительной армии и Партизанских отрядов Югославии. За это он был казнен на том же самом мосту оккупантами и предателями-четниками 2 августа 1942 г. Когда мост был восстановлен в 1946 году, народ воздвиг этот памятник в его честь.

И сегодня по мосту идут люди, едут автомобили. От его опор начинается один из самых популярных рафтинг маршрутов по Таре. А с когда-то разрушенного самого длинного пролета центральной арки можно испытать себя в банджи-джампинге: взять и прыгнуть вниз (172 м!) с привязанным сзади длинным резиновым канатом.

Конечно, не так много шансов, что кто-то из нас в ближайшее время попадет в северную Черногорию и решит пройти на рафтах по бурной и порожистой Таре. Но посмотреть и сам каньон, и мост Джурджевича… Почему бы и нет?

Статья опубликована в выпуске 16.07.2014
Обновлено 28.11.2024

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: