Спроектировал это чудо инженерной мысли Мият Троянович. Главным инженером проекта всё время строительства моста (1937−40 гг.) был Исаак Руссо. Ни первый, ни второй даже в самых страшных снах не могли себе представить, что уже через два года их творение будет разрушено.
В апреле 1941 года немецкие войска при поддержке своих союзников по «Оси» (Италии и Венгрии), а позже провозгласившей независимость и присоединившейся к ним Хорватии, буквально за 12 дней (06−17.04.1941 г.), с минимальными потерями (151 погибший, 15 пропавших без вести и 392 раненых) наголову разбили армию Королевства Югославия. Почти вся Черногория,
Для того чтобы в 1942 году итальянцы и воевавшие на их стороне четники (югославская партизанская организация, ориентировавшаяся на королевское правительство Югославии в изгнании и состоявшая в основном из этнических сербов) не смогли использовать мост Джурджевича для переброски войск и организации наступления на остававшийся не подконтрольным им горный район Дурмитор, командование Народно-освободительной армии и партизанских отрядов Югославии приняло решение взорвать мост. Но разрушить его надо было таким образом, чтобы после войны можно было бы восстановить, затратив на эту работу минимум времени и материальных ресурсов.
Выполнить приказ командования было поручено одному из разработчиков проекта моста, инженеру Лазарю Яуковичу. Он, рассчитав силу заряда и направление взрыва, подорвал только самый длинный пролет центральной арки. Мост был разрушен, и переброска войск по нему стала невозможна.
Сказать, что итальянцы были взбешены, значит, мало что сказать. Они были в ярости! Практически сразу же начались активные поиски того, кто взорвал мост. Но навряд ли итальянцам удалось бы найти Яуковича, если бы не четники. Свои всегда опаснее чужих. Потому что они вместе с тобою играли в одни и те же детские игры, пели те же самые песни. И уж они-то куда лучше чужих знают, где ты можешь спрятаться в случае опасности.
2 августа 1942 г. четники выдали Лазаря итальянцам. И те расстреляли его. А тело сбросили в реку.
Бывают в жизни совпадения. Иногда — самые удивительные. Но совпадения такой силы трагизма — очень и очень редко. Лазаря Яуковича расстреляли на том самом месте, где когда-то казнили его прапрадеда — Йоксима Яуковича, одного из лидеров антитурецкого освободительного движения.
В 1946 году мост восстановили. И у входа на него поставили мемориальную доску, на которой выбили такую надпись:
Лазарь Яукович. Инженер. Во время третьего неприятельского наступления в 1942 году он подорвал мост по приказу Верховного командования Народно-освободительной армии и Партизанских отрядов Югославии. За это он был казнен на том же самом мосту оккупантами и предателями-четниками 2 августа 1942 г. Когда мост был восстановлен в 1946 году, народ воздвиг этот памятник в его честь.
И сегодня по мосту идут люди, едут автомобили. От его опор начинается один из самых популярных рафтинг маршрутов по Таре. А с когда-то разрушенного самого длинного пролета центральной арки можно испытать себя в банджи-джампинге: взять и прыгнуть вниз (172 м!) с привязанным сзади длинным резиновым канатом.
Конечно, не так много шансов, что кто-то из нас в ближайшее время попадет в северную Черногорию и решит пройти на рафтах по бурной и порожистой Таре. Но посмотреть и сам каньон, и мост Джурджевича… Почему бы и нет?
Событиям вокруг этого моста посвящён художественный фильм "По следу Тигра". Красивый, романтичный фильм, несколько оторванный от реальных исторических событий.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE_%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%83_%D0%A2%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0
0 Ответить
Случайно нашел ещё один снимок этого моста. Надеюсь, кому-то он покажется заслуживающим внимания.
1 Ответить
Константин Кучер, какой загадочный мост здесь, даже захотелось поехать в Черногорию
0 Ответить
Если захотелось, Лидия, - НАДО ЕХАТЬ!!
0 Ответить