Кенасса — молельный дом народа караимов, и странным образом увидеть этот дом можно именно в Литве. В Вильнюсе есть еще одна кенасса, но я так и не поняла — является ли она действующей, или пока еще нет. В Тракае, как пишут — единственная действующая кенасса в Восточной Европе. Что любопытно: не закрывалась эта тракайская кенасса и во времена Советской власти.
Сохранились здания кенасс в Крыму, в ряде украинских городов, в Турции. Но именно всегда действующая и никогда не закрывавшаяся кенасса — в литовском Тракае.
Тракай называют «караимской Меккой». «Малый город» — улица Караимов — старая слободка Караимщизна — и расположен по дороге к Островному замку. Там и дома караимов, и кафе караимской кухни, и небольшой музей, и сама кенасса. Откуда же взялся древний тюркский народ в Прибалтике?
Напомню, что Великое княжество Литовское успешно противостояло не только Тевтонскому ордену «псов-рыцарей», но и Золотой Орде. От монголо-татарского нашествия Литва не только отбилась, но и сама ходила в походы. Отдельная история у польско-литовских татар. По поводу же появления караимов существует несколько версий.
Общепринятая версия состоит в том, что караимы прибыли в Тракай по приглашению Великого князя Витаутаса (Витовта). После одного из этих походов в Крым в 1397—1398 годах в Литву приехало 383 семейства караимов. Поселились они как раз в Тракае, создав этот «малый город» между двумя замками Великого князя. По одной из версий, караимы-воины сначала как раз и охраняли Островной замок. Затем они занимались уже другими сферами деятельности. (Князя Витовта караимы помнят. Дома у них — трехоконные: одно окно посвящено Богу, одно — Витовту, и еще одно — для хозяина дома).
И караимы тоже, как и католики, и православные, пользовались в Тракае Магдебургским правом, что является также исключительным случаем. Больше нигде народам, исповедующим иудаизм, прав на самоуправление не давалось.
Караизм, или караимизм — особая религия. Для караимов имеет значение только Ветхий Завет, тем самым они являются отдельной ветвью или течением. При этом сам народ — тюркский, но пишет в Литве латиницей, проживает 600 лет среди католиков и православных, то есть литовские караимы являют собой уникальное этно-культурное сообщество.
Самый малочисленный народ тюркской группы, язык которого тоже очень древний — кипчакской группы, близок кумыкскому и карачаево-балкарскому, прожил на этой земле 600 лет (это 600-летие торжественно отмечалось в Литве). И никто никогда не забывал родную культуру. Подобное всегда вызывает огромное уважение.
Оставили тракайские караимы и письменное наследие, которое получило международную известность. Теолог-полемист Исаак Трокский, живший здесь в в XVI веке, написал труд «Укрепление веры», который, в свою очередь, вызвал большой интерес в кругах французских энциклопедистов. Высоко оценил этот труд и Вольтер.
В путеводителе очень смешно написано: «может быть, вам посчастливится увидеть караима». Но мне не надо было «счастливиться», он сам подошел. Поговорили. Поскольку никакого «интервью» не было запланировано, опишу лишь обрывки разговора.
Сейчас караимов в Тракае осталось 60 человек. (- У вас в Москве больше. — У нас всего больше). Многие уехали (- В основном, в Израиль. Не так давно сосед женился на египетской караимке — очень, очень красивой женщине, тоже уехали в Израиль. — А Вы почему не уехали? — Здесь мой дом, моя семья. Но раньше было веселее, много свадеб. Сейчас мало свадеб.)
Кенасса, действительно, действующая. Раньше кенассы назывались синагогами, но именно по просьбе караимов из Тракая в конце 19 века было подано прошение в Министерство духовных дел и народного просвещения Российской империи о переименовании своих молельных домов. Тракайская кенасса была построена в XVIII веке, разрушалась, восстанавливалась и никогда не закрывалась. Во время войны похозяйничали немцы — была увезена звезда с купола. После Второй мировой войны этот храм довольно долго был единственным действующим караимским храмом в Европе. Сейчас там тоже проводятся службы, рядом — небольшой домик, где проводятся культурные мероприятия и обучение языку, неподалеку — такой же компактный этнографический музей и, конечно же, кафе.
Уехать и не отведать знаменитые кибины — было бы неразумно. В принципе, вся караимская кухня довольно любопытная и вкусная, и о ней можно было бы отдельно написать. Но сначала я попробую сама что-то приготовить — по старинным рецептам литовских караимов.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...