В Шарм-Эль-Шейхе нет бедных и бездомных. Просто потому, что там — туристическая зона, которая охраняется автоматчиками. А вот в Хургаде (а еще в Каире, Александрии и прочих) можно увидеть настоящие трущобы: бедуины здесь, например, подчас живут в этаких землянках, куда заползают к вечеру и спят. Когда приходит свет, они выползают целым семейством наружу. Главное, чтобы был навес над головой.
Хургада — город контрастов. Антисанитария и нищета здесь соседствует с весьма роскошными дворцами местных нуворишей. Город, мягко говоря, оставляет неоднозначное впечатление. Русскому или европейскому туристу пройтись по центральной улице — это какие ж нервы требуется иметь! Впрочем, если свернуть буквально на одну улицу вглубь с центральной, наталкиваешься на горы мусора, на своры бездомных собак, трущобы местных жителей и убитые дороги.
Но самое сильное испытание для туриста в Хургаде — это местные торговцы. При прогулке здесь вас НЕПРЕРЫВНО дергают в прямом и переносном смысле. Вы хотите посмотреть город, найти достопримечательности (коих не так много, если честно). Но вместо удовольствия от познания нового места каждую минуту приходится отбиваться от назойливых продавцов, разного рода шулеров и попрошаек.
Торговцы преграждают путь чуть ли не грудью, направляя туриста в свои лавчонки. Примерно так меняется направление движения мяча в футболе, и называется сей прием «пас грудью»: кожаная сфера принимается на грудь и переправляется в нужном направлении.
При этом местные торговцы довольно точно и мгновенно определяют национальную идентичность туриста. Годы практики! Продавцы тут же, как хамелеоны, меняют свой «цвет» и язык: становятся Майклами и Джонами, если видят туристов американцев, Никитосами и Иванами — с русскими, Дитерами и Робертами в случае с немцами. Последних, кстати, египтяне недолюбливают, считая их высокомерными и закрытыми.
Торговцы на улицах Хургады не просто навязчивы: они — настоящие энергетические вампиры! Каждые пять-десять метров вы вступаете в своеобразный бой, объясняя, что вам не нужны часы а-ля «Сейко» (оригинальные) за 5 долларов, потому что на руке у вас уже есть свои часы. В этом городе на улицах продают все что угодно: «золотые» цепи с «бриллиантами», ремни, очки, одежду, сигареты «по доллару», мумии фараонов в миниатюре, мазь для суставов, от головной боли и для потенции одновременно (ТРИ в одном!).
Услышав о столь удивительной мази я остановился и спросил: «А куда ее, собственно, втирать, если, например, болит голова?» «В голову», — был ответ. «А если болят суставы?» «В сустав». «А если нужно усилить потенцию быстро?» Тут торговец морщится. Идет работа мысли. «В голову», — отвечает он, наконец. «Снова в голову?!» — возмущаюсь я. Пауза. И вот лицо египтянина озаряется медицинским светом: «Втирай туда! — и палец его указывает мне между ног. — Туда, друг! Туда!» Всё это на говорится на хорошем русском языке.
«Туда» я втирать мазь отказался, и вроде бы от меня отстали, но… Если турист «отбился» от одного продавца, то немедленно «вступает в бой» другой. Просто пройтись, посмотреть улицы, людей, местные мечети нет никакой возможности. Торговцы придумывают разные хитрости: если вас не затащить в их лавчонку, например, то они начинают играть на струне гостеприимства.
Приглашают вас и ваших спутников к себе в магазин «на чашечку чая». Ничего, якобы, покупать не нужно, только чай. Если вы отказываетесь и здесь, то торговец тут же заявляет что он — древний бедуин, и что вы смертельно его оскорбили, отринув предложение зайти в гости «на чаек». Вы можете возразить: у нас не принято принимать приглашение от первого встречного! Но тут это никого не волнует. «Бедуин» оскорблен в лучших чувствах, ему «полоснули по сердцу ятаганом» и он задается немым вопросом: «А не пора ли полоснуть слегка самого туриста, что отказался от приглашения и тем самым нанес оскорбление?»
Бедный «бедуин» в Хургаде может мгновенно «перекраситься» в миллионера на роллс-ройсе. Когда я отказал одному из таких торговцев посетить его лавочку, он неожиданно заявил, что у него «46 магазинов собственных по всему Египту». При этом на вид парню едва исполнилось 19 лет, а подошва не новых ботинок явно начинала просить «каши». «Владелец сети» тут же стал развивать мысль. Дескать, он жил долгое время в Германии, но там ему не понравилось, и он снова уехал в родной Египет. Где и развил свою бизнес-империю. При этом «миллионер» настойчиво втюхивал мне каменную «голову» то ли фараона, то немецкого Канцлера времен Первой Мировой. И еще обещал хорошую скидку на мужские носки!
Вообще мне кажется, обман в Хургаде на каждом шагу. Таксисту говоришь место, к примеру, а он специально останавливает у «прикормленного магазина». Туда он уже позвонил, и вас ждут. Только открываешь дверь такси на выход, как тебя окружает банда торговцев.
Еще пример. На улице стоит старый военный «Мерседес» времен ВОВ. На стекле указана модель, год производства. Никаких иных табличек нет. Глупые туристы (в числе оных и автор) сразу начинают делать видеофотосъёмку с машиной. Откуда ни возьмись, выныривает юркий египтянин и на прекрасном русском требует доллар за фотографирование с объектом (машиной).
Я ему: «А где табличка, где сказано, что за фото нужно платить?» Мальчик срывается на крик. Я заявляю, что платить не буду, и если тот не согласен, то вызываем полицию. Только тогда он отстает от нас, посылая ругательства в спину. Осадок от этих «подстав» в душе туриста остается тяжелым. В Европе я такого не встречал.
В Хургаде нет театров и музеев. Но есть море и отели. Если отель не имеет собственного выхода к пляжу, то дело — труба. Пройти к пляжу просто так трудно. Этим снова воспользовались дельцы: установили «пропускные пункты» в местах прохода к пляжу: 10 египетских фунтов или 1,5 $ на человека. В конце отдыха набежит неслабая сумма.
Я хотел бы написать что-то хорошее про пребывание в Хургаде, и эта вещь есть: Красное Море. Ни одно море не сравнится с ним по красоте подводного живого и неживого мира. Еще в Хургаде пологий спуск к морю, что хорошо детям. Наверное, есть в этом городе свое очарование, но найти его европейскому и русскому туристу очень непросто. Тут есть аквариум, несколько мечетей… Но в целом город, мягко выражаясь, не вызвал у меня и моих спутников чувства восторга.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...