«Люди ревнуют только к одному: одиночеству. Не прощают только одного: одиночества. Мстят только за одно: одиночество. К тому — того — за то, что смеешь быть один» (Марина Цветаева).
Одиночество, как окончательный приговор, несет в себе все смутно-подспудные смыслы только с обязательным отрицательным зарядом: что все еще может быть горче «одинокой женщины» и «матери-одиночки», «одинокого старика», которому «некому стакан воды подать на старости лет», или подростка, с которым «никто не хочет дружить»?
Страх быть не принятым, быть отвергнутым твоим социумом, остаться одному. Когда ты никому не нужен, то ты не нужен и самому себе. Когда ты нужен хотя бы одному человеку, то ты нужен всему миру…
…Когда мне было лет девять-десять, я впервые осознанно столкнулся с этим леденящим нутро, отвратительным чувством-проказой, от которого душа влажной волной уходила в пятки. Я тогда впервые приехал в санаторий, был оторван от дома, своей солнечной комнаты, своих книг и школьных товарищей и, как и все, должен был как можно скорее наладить новые социальные контакты из ближайшего, нового для меня, окружения. Чего я вовремя, конечно, не сделал. Не умел.
А когда пришло время разбиваться на пары, как это было тогда принято, чтобы идти то ли в столовую, то ли еще куда, я оказался в одиночестве. Со мной никто в пару не стал. И вот тогда впервые щемящее и обдающее загробным холодом, непонятное чувство отверженности, ненужности и ничтожности накрыло меня с головой. По ту сторону, в лучах золотого солнца, счастливые — мои однолетки, стройно выстроившиеся парами. Мальчики с мальчиками, девочки с девочками. По эту сторону, на темной, печальной стороне — я. Один, никому не нужный и неинтересный. Это было оно: Вселенское Одиночество…
Понятным образом, в каждом живет инстинктивный страх одиночества. Еще с пещер. Страх остаться одному и погибнуть от голода, холода или диких зверей, так как один ты ничто. Щепка. Песчинка. Еда. Страх слабого человека перед стихией или перед другими людьми. Отсюда мы — такие же социальные животные, не меньше чем пчелы, что живут роем, или овцы, что ходят отарой.
Одиноко сидящий где-нибудь на скамейке в парке или на задней парте в классе человек у нас всегда подсознательно вызывает отрицательный интерес. Вопросы. Жалость. Или презрение и инстинктивную агрессию собратьев по роду. Но редко оставляет равнодушным.
Знакомое многим чувство, когда одиночку почему-то хочется сначала пожалеть, поддержать, а если его одиночество затягивается — растерзать. И отсюда, например, такое культурное (заложенное нашей культурой) стремление у наших братьев и сестер женить одиночку: «Ты еще не женился/ты замуж случайно не вышла?» Радость от прибавления в семействе, огорчение от смерти родственников
Примерно так же, как человек в компании, шумный и веселящийся должен инстинктивно вызывать у окружающих интерес положительный. Восторг. Зависть. Любовь. Отсюда большинство сознательно или бессознательно так стремится поскорее слиться с толпой, коллективом или вернуться в лоно семьи, тем самым продемонстрировав окружающим и себе свою силу: смотрите, я не один.
И отсюда такая неловкость во всем теле у тех, кто не умеет веселиться в компаниях, сходиться с коллективом, приживаться в новых условиях. И чтобы сегодня толерантно ни говорили, быть компанейским и общительным — хорошо, быть одиночкой — некрасиво.
Быть одному в нашем еще недавно коллективном социуме, в отличие от давно индивидуалистичного западного общества, где так ценят «privacy» (личное пространство), и некрасиво, и подозрительно, и по-прежнему дурно. Одинокий человек — или слаб и болен, отвергнутый здоровым обществом, или, что хуже — сильнее, умнее и лучше того самого коллективного общества, в которое он не стремится.
Но времена меняются. Мы вовсе не уникальны, со своим русским или еще каким там духом и миром, и вполне себе предсказуемо бредем по проторенному Западом пути, одновременно сопротивляясь и радуясь. Технический прогресс, капитализм и рыночная экономика с их личным комфортом, конкуренцией не только во внешнем мире, но и друг с другом, и основной целью — конечной прибылью — способствуют обособлению и индивидуализации человека. Еще вчера малопонятное и отрицательное «интроверт» — сегодня модное у молодежи чуть ли не течение. Еще вчера ругательное «индивидуалист» — сегодня нейтральное, а завтра положительное обозначение современного человека…
Уже сегодня все чаще можно наблюдать картины одиночек с компьютерами, планшетами и телефонами там, где еще вчера люди собирались в компании из трех, пяти, десяти человек. Компьютер и Сеть — как лучшее и все чаще добровольно выбираемое общество. Человек становится мобильнее, автономнее, информированнее и реже нуждается в других.
Впрочем, хоть в индивидуалистичном сегодня, хоть в коллективном вчера каждый из нас внутри осознает, что он приходит в этот мир одиноким и одиноким уходит. Единение и общность с другими — всего лишь иллюзия, от которой мы бежим.
Умному человеку скучно и одиноко не бывает.
1 Ответить
Такое впечатление что эту статью писал человек с другой планеты. Почему сидящий одиноко на задней парте или в парке на лавочке может вызывать презрение? Или вопросы, жалость? Бред какой-то. На задней парте отлично сидеть, никто не дышит в спину, подальше от учителя, а одному можно разложиться на всю парту и усесться поудобнее... всегда любила последние парты... а в парке? Сидишь на лавочке, размышляешь о чём-то, отдыхаешь, дышишь свежим воздухом.... а тебя оказывается кто-то презирает или задается вопросами .... никогда бы не подумала... россиянам не свойственны понятия о личном пространстве, а еще они почему-то очень любят на кого-то смотреть и кого-то осуждать. Моя твоя не понимает...
2 Ответить
Подумайте еще раз.) Ведь человек это животное, а животные обычно зализывают свои раны в одиночестве.)
Поэтому одиночество это еще и лекарство.
А может это листик подорожника?)
0 Ответить
В первую очередь, думается, что одиночество--психо-физиологическое состояние человека. Надумает сам себе болячек, тревог-ну не такой я как все, а бедный и одинокий. И засосет его это одиночество.А можно быть одному и не быть одиноким. Упорно ловить бабочек в том вашем лагере, быть вместе со своим делом, интересом. Втянуть всех туда и всем раздать сачки и морилки. А были ли одиноки подводники с " Курска ". И нет и да.Нет, потому что они сопротивлялись. А да, потому что их бросили. Узнали бы они об этом, у них бы было жуткое одиночество и счеты с жизнью. А так как,человек-животное стадное, тут еще вмешивается и общество, социум . Все становится еще интересней и запутанней. Когда ты косишься на всех одинокий, все моют тебе кости одинокому, это может быть и надуманным и реальным . И опять трагический финал.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Так уж и "загробный холод"? Эка, Вы, батенька, хватили! . Одинокий, во-Вашему, получается, отвергнутый? Не совсем. Одиночество ведь многолико.
И причём тут компьютеры, телефоны и пр.? Одиночество и без них одиночество.
Но статья хорошая. Спасибо
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Таисия Эверстова, я всего лишь прощупываю разные варианты, вовсе не исповедуясь здесь. С элементами экзажерации и где-то ненавязчивой провокации. Цель - скорее заставить немного пошевелиться застывшее серое вещество.
У меня как раз др. точка зрения на этот счет (в части 2).
1 Ответить
...Всё зависит от состава семьи. Неполные, в разводе семьи травмируют детей, загоняют их в это самое одиночество. По слухам, в Китае очень чтят семейное родство и поддерживают связи даже с дальними родственниками. Тема очень сложная, "не для телефонного разговора". Оценка: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, в Китае еще жесточайшая политика относительно все последующих за первенцем детей.
Суровые "законы" прописки, прибивающие жителей целых городов и деревень к местам своего рождения. И абортов примерно в количестве самих живущих в Поднебесной китайцев.
И одиноким в Китае быть сложнее, чем где либо-)))
1 Ответить
Игорь Ткачев, китайцам не позавидуешь, но они почему-то не унывают. Экономику они "раскочегарили", как ни крути. Как переносят одиночество в ограниченном пространстве подводники, шахтёры? Эта тема для Вас.
0 Ответить
Страшное дело - быть тонким и ранимым в этом холодном и жестоком мире!
3 Ответить