Туристам, следующим здесь пешим порядком, приходится потрудиться немало. Это хорошо для здоровья, пожалуй. И при этом в крутой холмистости Белграда есть своё очарование. Но не только рельеф вызывает умильные чувства.
Славянский град
Удивляет и радует на улицах Белграда тот факт, что город остался славянским. Здесь нет толп мигрантов, как в европейских столицах, нет запредельного количества приезжих, как в Москве, Петербурге. Так как Сербия не входит пока в ЕС и не из ряда богатых, то привлекательность страны для потоков беженцев пока невысока.
Белград — это светлый город, здесь светлые лица. Девушки и женщины носят яркие, чаще всего светлые, одежды. Красят волосы в светлые тона. Белград — некий светлый оазис среди центра Европы.
Безопасность
Полицейских во время нашего пребывания в столице Сербии мы видели всего пару раз и то на центральном проспекте, возле разбомбленного натовцами здания Министерства обороны. При этом даже ночью можно гулять спокойно. В частном секторе, где мы жили в черте города и нескольких остановках от центра, хозяева выходили гулять или за хлебом, даже не закрывая калитки.
По выходным, вечерами можно изредка видеть пьяных людей (все-таки Сербия — страна славянская), но они обычно не агрессивны, расхаживают с бутылкой, иногда даже с бокалом, и прохожих не задирают. Таким образом, возможно, преступность в Сербии и есть, но мы никаких её проявлений не заметили. Даже по ночам.
Состояние города
Наверное, состояние жилого фонда в Белграде и дорог подчас наихудшее, что мне приходилось наблюдать в Европе. Но это не значит, что город весь разваливается, с одной стороны, но это и не сильно далеко от истины, с другой. Когда мы приехали на старом трамвае (у которого что-то так мощно громыхало под днищем, что мы думали, сейчас взлетим) на конечную остановку у крепости Калемегдан и вышли, то нам надо было перейти на другую сторону дороги. Мы встали у светофора, и я нажал на большую кнопку для пешеходов.
Кнопка никак не реагировала и не нажималась, тогда я большим пальцем правой руки приложил большее усилие — и вдруг… Светофорный столб зашатался! Я испугался, что он сейчас вот так рухнет на дорогу от моего давления одним пальцем. Как его крепили? Светофор чуть не упал, но зато включился обратный отсчет и спустя полминуты мы оказались на нужной нам стороне.
Бывает, Белград выглядит в некоторых районах буквально как конфетка. Красивые домики, ухоженные газоны. Но прямо в центре, если зайти во дворы, можно наблюдать обваливающиеся балконы, стены с трещинами, ржавые ливневые трубы свисают, словно обезглавленные змеи с крыш. Асфальт даже в центре, кажется, лежит еще с советских времён и не обновлялся, скамейки перекошены. Да, есть ощущение попадания в а-ля Советский Союз. Турист видит, что Сербия — не самая богатая страна Европы, но это страна гордая.
Белград, как город, не отличается широкой цветовой гаммой. Подавляющее большинство зданий имеют серый оттенок. Памятники сплошь зеленоватые, часто не реставрированные. Ярких, цветастых объектов тут практически нет, поэтому сюда стоит ехать не столько за архитектурными достопримечательностями (хотя и они есть), сколько за удивительной атмосферой города, попробовать местную кухню, подышать воздухом Дуная. Как мне кажется, тут всё еще жив славянский дух. В Белграде ценна атмосфера дружеского отношения сербов к русскоговорящим туристам.
Общественный транспорт
Автобусы в Белграде — основной вид транспорта, с советских времен еще проложены трамвайные и троллейбусные ветки. Надо сразу предупредить, что интервал движения автобусов подчас очень большой, вплоть до 40 минут ожидания нужного номера. После московского транспорта это, скажем прямо, не вызывает восторга, но и город тут меньше Москвы в десятки раз, да и бюджеты этих столиц не сопоставимы.
РКН: сайт нарушает закон РФ
Трамваи в основном — видавшие виды, громыхают, кажется, подчас, что развалятся на ходу. Но — ездят, и то хорошо. Бывает, подвижного состава трамваев не хватает, и тогда вместо них по рельсам пускают автобусы или маршрутки с одноименными номерами. Опять же, интервал между требуемыми номерами может достигать 20 минут. Впрочем, тут и темп жизни другой по сравнению с Москвой. Народ не спешит, а живет размеренной жизнью.
Контролеров мы за все время пребывания в Белграде ни разу не встретили. Местная молодежь часто ездит «зайцами». Сколько мы пытались заплатить прямо водителю за проезд, протягивали наши динары — и сразу на лицах водителей появлялась кислая мина, как будто они глотнули немалую дозу испорченного молока. Наши деньги не брали. Каюсь, мы тоже «зайчатничали», потому как далеко не везде можно купить билеты.
Проезд, кстати, стоит тут около 70 динаров и можно кататься на любом общественном транспорте 90 минут. Водители махали нам рукой, проходите, мол, не мешайте выполнять важную работу по управлению большой машинкой. Мы и уходили без билетов…
Проездные карты можно покупать заранее в киосках с прессой, что расположены рядом с остановками. В сети государственных киосков «Мой киоск» можно прикупить транспортную карту на 24 часа без ограничений количества поездок за 300 динаров.
На остановочных пунктах нет расписания, поэтому узнать, когда будет следующий автобус, трудно. Внизу табличек с номерами автобусов указан местный телефон, по которому можно позвонить и навести справки о следующем автобусе: когда его ждать и ждать ли вообще. Но понять, что говорит оператор, невозможно, несмотря на то, что сербский язык — славянский, как и русский.
Курение
Это большая проблема для некурящих туристов. В Сербии курят много и охотно, почти везде. Туристу, если он не курит, трудно найти такое кафе, где не висел бы табачный смог. Да, тут не действует запрет на курение ни в кафешках, ни в ресторанах. Как в СССР, курящие и некурящие делили свою трапезу вместе, так и в Сербии. Поэтому некурящим лучше стараться выбирать кафе на открытом воздухе или на палубах корабликов, что курсируют по Дунаю.
Мой вывод из описания города — Белград стоит посетить, но долгое пребывание здесь не совсем целесообразно. Зато тут удивительная атмосфера славянского центра и много красивых девушек и женщин.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...