До этой крайности не дошли, 159-й истребительный полк разместили в Сосновке. В блокадном Ленинграде осенью 1941 были созданы временные аэродромы Сосновка, Касимово, Пискаревка, Каменка. Активно использовался и Комендантский аэродром. И еще в мирное время были аэродромы Агалатово и Левашово.
Аэродромы в Левашово и Агалатово еще до войны создавались как аэродромы дальней бомбардировочной авиации ВВС РККА, а в начале блокады использовались для взлета-посадки самолетов Ли-2, которые тогда использовали для прорыва блокады города.
Комендантский аэродром существовал с начала XX века. Перед войной рядом с ним находился авиазавод № 23, который в основном был эвакуирован, но на его основе в войну была создана ремонтная база для сильно поврежденных советских истребителей. Сам же аэродром использовался в основном для транспортной авиации. Летали с него и легкие ночные бомбардировщики По-2.
Сосновка в XIX веке была популярным местом для дуэлянтов — именно тут Лермонтов дрался на дуэли, за что и был отправлен на Кавказ.
Перед Первой мировой Сосновка была пригородным дачным поселком, планы по его расширению и превращению в городской район прервала война и революция. В холодные и голодные 1919−1920 годы многие дачи пошли на дрова, дачный поселок на этом закончился.
В 20-е годы с появлением Политехнического института бывший пригород все же стал городской окраиной. Некоторое время в Сосновке находились исследовательская и учебная база Лесного Института.
С началом блокады Ленинграда в Великую Отечественную войну возникла необходимость в новом аэродроме. Строили его трудармейцы и бойцы инженерно-строительного батальона. В начале зимы 1941−42 годов аэродром принял боевые самолеты. Для пущей маскировки прямо в лесу была пробита просека, с которой самолеты взлетали и на которую садились. Рядом, под деревьями, были выкопаны землянки для летчиков, техсостава и склады горючего и боеприпасов.
Со временем летчики переселились в ближнюю деревню, вставая на постой в частных домах. Часто это было спасением для хозяев домов, т.к. летчики получали довольствие по специальной летной норме и делились продовольствием с хозяевами, подкармливали деревенских детей.
На аэродроме базировались три истребительных полка (26-й, 44-й и 159-й ИАП), один бомбардировочный (44-й БАП), разведывательный полк, эскадрилья связи и транспортный авиаотряд. До установления по льду Ладоги Дороги жизни на аэродроме часто садились самолеты транспортного моста с Большой Землей — в Ленинград они везли продовольствие, а из него эвакуировали специалистов и их семьи по специальным спискам.
Погибших хоронили возле аэродрома. В самом центре Сосновки до сих пор находится мемориальное кладбище, на котором похоронены погибшие летчики и техперсонал полков, базировавшихся в Сосновке (105 могил).
Пискаревка (иногда его называют Гражданка) — этот аэродром был построен на землях совхоза Ручьи осенью 1941 г. С него летали самолеты 57-го штурмового полка (впоследствии — 7-й гвардейский штурмовой), пикировщики 12-го гвардейского бомбардировочного полка и эскадрилья 1-го гвардейского минно-торпедного полка.
Взлетно-посадочная полоса аэродрома начиналась там, где в наше время перекресток пр. Науки и Гражданского пр., и шла далее по нынешнему пр. Науки в направлении железнодорожной станции Ручьи. Сейчас на пр. Науки стоит памятник летчикам-героям.
Северо-западнее поселка Каменка был небольшой аэродром Каменка. В наше время от него ничего не осталось — только небольшое кладбище погибших авиаторов.
В районе Левашово был аэродром, который называют и Левашово, и Озерки.
Ситуация с большинством временных аэродромов блокадного города похожа: для военной авиации быстро сделали ВПП, выкопали землянки. Летчики летали, аэродромы обстреливали и бомбили, люди гибли, как это всегда бывает на войне.
Кончилась война, погибших перезахоронили на обычных кладбищах, ВПП или распахали, или проложили по ним улицы — и забыли об этих аэродромах.
Из всех сколько-то мемориальной осталась только Сосновка. И то лишь потому, что тут до сих пор — лесопарковая зона.
Был аэродром " Гражданка", во время войны был и аэродром "Сосновка", а, так же, был и "Комендантский" аэродром. Так что тут имеются ошибки или "фальс" антирусских сообществ. Необходимость такого количества аэродромов была продиктована положением на Ленинградском фронте. Т.н. "аэродромное маневрирование". По местности вполне можно понять где была ВПП, а где нет. А так же, по истории района. Много фото и исторических записей, летописи боевых действиий. Но, только, до них в интернете не докопаться. И политика государства нашего теперь - это политика вранья, уничтожение роли, именно, русского народа.
0 Ответить
Спасибо за статью, Игорь!
Оценка статьи: 5
1 Ответить