Илья Криштул Мастер

Молдавия: чем удивит туриста этот благодатный край?

Бескрайние, залитые солнцем виноградники и живописные долины, зелёные полотна холмов и отары овец, кишинёвская ссылка-командировка Пушкина и винные погреба, мамалыга и монастыри, длинные каракулевые шапки гагаузов и начало политической карьеры Л. И. Брежнева, Михай Волонтир и Надежда Чепрага — это, наверное, всё, что приходит на ум, когда мы слышим слово «Молдавия».

Фото: Depositphotos

Нет, ещё, конечно, песня о бессарабских партизанах — знаменитая «Смуглянка», прогремевшая в прекрасном фильме Леонида Быкова «В бой идут одни „старики“»: «Как-то летом на рассвете заглянул в соседний сад, там смуглянка-молдаванка собирает виноград…»…

Всё вышеперечисленное действительно является достоянием Молдавии — природным, культурным и историческим. За исключением, разумеется, «Смуглянки», которая давно уже принадлежит всем. А насчёт винных погребов… Но о них позже.

Молдавия: чем удивит туриста этот благодатный край?
Фото: Depositphotos

Виноградники, о которых в описании страны мы вспомнили в первую очередь, занимают почти четверть всей ее территории, да и сама Молдавия — кстати, очень небольшая, меньше нашей Брянской области — своими очертаниями очень похожа на виноградную лозу. На зелёных холмах Молдовы пасутся бесчисленные отары овец, из шерсти и меха которых гагаузы издревле шьют свои шапки-колпаки.

Молодой Пушкин действительно прожил в Кишинёве три года, прославившись там не только стихами, но и дуэлями. Дело в том, что он на всех своих кишинёвских дуэлях либо не стрелял вовсе, либо стрелял намеренно мимо, а однажды, в ожидании выстрела соперника, спокойно ел черешню из своей фуражки. Этот случай он, кстати, использовал позже в своей повести «Выстрел».

Так, может, не только из-за стихотворного гения, но и из-за пушкинской благородной отваги кишинёвцы на свои деньги поставили поэту памятник, заказав его Опекушину, автору памятника поэту в Москве? Скульптор, конечно, немного схалтурил, прислав в Кишинёв точную копию верхней части московского памятника, но жители остались довольны. К тому же, это был всего лишь третий памятник великому поэту в России…

Малые Милешты
Малые Милешты
Фото: Источник

А что не так с винными погребами? Всё так, но разве можно назвать винным погребом, к примеру, Малые Милешты? Это подземное царство виноделия с дверями, открытыми в рай вина, целый подземный город со своими улицами и проспектами, которые протянулись на 200 километров! Там можно пройти по проспекту Шампанского, свернуть на улицу Каберне, пройтись по бульвару Шардоне и отдохнуть в проезде Фетяски… Можно назначить свидание на Мускатной… А можно и заблудиться, как заблудился некий посетитель, оставивший в книге отзывов такую запись: «Вошёл 18-го, вышел 20-го. С вашими подвалами трудно расстаться!»

Кишинев
Кишинев
Фото: Depositphotos

А в начале октября наступает лучшее время для посещения Молдовы. Заканчивается сбор урожая и грядёт грандиозный праздник молодого вина, описать который невозможно. На площадях и улицах выставляются длинные столы, играют оркестры, молодое вино, которое называют здесь «тулбурэл», льётся рекой, народ веселится и танцует, поёт и общается. Удивительно, но совершенно нет пьяных — за этим следят строго. И что ещё удивительней, нет такого привычного для наших праздников запаха шашлыка. Шашлык запрещён — только перепёлки, колбаски и другие местные блюда.

Никаких шашлыков, только перепела и местные колбаски
Никаких шашлыков, только перепела и местные колбаски
Фото: Источник

И вы ещё успеваете всё это попробовать!

P. S. Кстати, в Молдове очень качественная стоматология с очень низкими ценами. Пол-Европы уже лечит зубы в Кишинёве. Так что, если у вас есть проблемы — добро пожаловать. Только успейте до праздника вина, потому что потом вам будет не до зубов!

Обновлено 30.06.2018
Статья размещена на сайте 20.06.2018

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Татьяна Пучкова Модератор 3 июля 2018 в 20:58 отредактирован 4 июля 2018 в 06:48

    Игорь Ткачев, вообще то памятник Пушкину был установлен в Кишиневе задолго до советской власти. В 19 веке. Инициаторами стали преподаватели Кишиневской гимназии, которые хотели установить бюст поэта возле гимназии. Потом подключились местные власти. Какие то деньги выделили по их просьбе в московском департаменте, часть собрали по подписным листам местные "несознательные" молдаване.)
    И скульптор не схалтурил. Изначально речь шла о бюсте, и собранных денег на полноценный большой памятник не хватало.
    Так что зря вы горячитесь, советская власть здесь ни при чем.
    Все остальные Ваши факты так же достоверны?
    Мне вот интересно, кто пересчитывал русских проституток в Париже. И по каким признакам идентифицировали их национальность? В чем для французов разница между белорусской, украинской и русской девушками? Наверняка русскоговорящие казашка или азербайджанка там тоже русскими считаются.

    Дописано.
    "где русский мир? "
    Ну хотя бы из последнего. Судя по акциии "Бессмертный полк" и активному участию уехавших соотечественников в выборах президента, русский мир есть везде.)

    • Комментарий удален
      • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 4 июля 2018 в 12:20 отредактирован 4 июля 2018 в 12:31

        Игорь Ткачев пишет комменты Игорю Ткачеву-))) Снова сбой?
        Мило...

        Татьяна:

        1) я ничего утверждаю, но предполагаю с немалой доле вероятности, аргументируя свою точку зрения и зная неплохо, как дела с такими ситуациями обстояли на Украине, в Беларуси или в Ср. Азии, например.
        А аргументация здесь очень понятная: памятники русским культурным деятелям были всегда "рекомендованы" из "центра", как минимум, и, как максимум, просто устанавливались в центре Киева, Львова, Минска или Ашхабада. По "заявкам местного населения".
        Мнения некоторых коренных деятелей мне знакомы также лично: многие (не все) были против, ратуя за своих, которым уделялось более скромное место, по периферии.
        2) вы там были в качестве туриста и вам рассказывал экскурсовод? Наверняка, вы полагаете, что это достаточное основание-))) Я - нет.
        3) вы сами отвечаете на свои вопросы: потому как территория входила в состав Российской империи, поэтому культурные ценности и насаждались. Они всегда насаждаются, как правило, в ущерб местным культурным деятелям, если последние полностью не разделяют имперскую идеологию (это понимает любой независимо здравомыслящий - мыслящие по-над экскурсионными мифами и сказаниями - популярными для плебса версиями).

        ПС Кстати, в Молдове был и я - если это достаточное основание для утверждения своей правоты (хотя это аргумент так себе, мягко говоря). Не далее как прошлой зимой. Там есть аллея своих культурных деятелей, в том числе сторонников сближения с Румынией, своей исторической и культурной колыбелью, как считают многие коренные молдаване. Которые писали на румынском языке (он же молдавский). И которым долгое время там, как и везде, было не место. Причины, думаю, не надо объяснять.
        До недавнего времени большая часть их была, скажем так "не рекомендована". И русских деятелей среди них нет.

        ПС 2 Мне всегда было интересно наблюдать за логикой некоторых культуроведов, которые ратуют за Пушкина или Толстого в каком Киеве или Ташкенте - а лучше в каждом городе Украины или Узбекистана, но никогда не настаивают на том, чтобы в центре Москвы стояли памятники Лесе Украинке или Алишеру Навои. Во-первых, потому что есть негласное понятие "титульные культура и язык" - это когда предпочтение, "по заявкам трудящихся", отдается именно своим, в данном случае русскоязычным деятелям, во-вторых, не ставить же памятники тем, кто призывал за самостийность и свой путь... Если это не свои культура, имперскость и путь.
        И Пушкин с Толстым здесь кон-но не при чем. Просто они становятся политическими заложниками.

        • Игорь Ткачев, кстати, погуглите в каких еще странах установлены памятники А.С. Пушкину. Вы поразитесь мощи имперской политки России.

          • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 4 июля 2018 в 18:03 отредактирован 4 июля 2018 в 20:03

            Татьяна Пучкова, дело не в "имперской мощи политики России". Вы намеренно абсурдизируете, или дей-но не хотите понять: памятники, культурные, не только, устанавливаются, как правило с подачи консульств, культурных центров и т.п. стран, представленных в той или иной стране. Это большая работа. Как, например, работа Гете-института. Или Корпуса мира США (с которым я лично работал - немного знаю также лично), которые проводят работу по распространению анг. языка, американской культуры, показа фильмов, в том числе и установки разного рода символических, мемориальных и памятных эмблематики, символики и памятников. Просто потому что и культурный памятник - как своя нога в дверях соседа: свое, дай бог, культурное присутствие там-)

            В Российской империи, а позже в СССР, под запретом были свои - их, националистические культурные гении. А вот гении земли российской, в виде тех же бюстов и памятников, активно насаждались. И не только и столько по "заявкам местных жителей", сколько по рекомендации и настоянию властей из С-Петербурга или Москвы.

            Я могу снова ошибаться в каких-то частностях, но примерно это выглядело так: Пушкин - "русское все", в ореоле гениальности и святости, был "расставлен" по всему СССР, и за его пределами. Или до СССР, как вы заметили.
            Но снова, не (только) потому что гагаузы так жаждали ему там памятника, как это предложил автор статьи.

            • Татьяна Пучкова Модератор 4 июля 2018 в 20:33 отредактирован 4 июля 2018 в 20:39

              Игорь Ткачев, мне кажется,это вы доводите все до абсурда и в русофобии берегов не видите.
              Мы говорим о русском поэте, чьи стихи стали достоянием мировой культуры. И памятники ему стоят в самых разных странах потому что он гениальный поэт, а не потому, что Россия с имперскими амбициями сунула ногу в двери Канады, Австралии, Китая, США, Бельгии, Испании, Египта, Боснии и Герцеговины и других стран. Причем во многих из них памятники поэту были установлены в конце двадцатого, начале двадцать первого века. Когда ни Российской империи, ни СССР не было и в помине. Надеюсь, вы помните это время. Понятно, что памятники ставят не с бухты-барахты. Но смешно говорить о влиянии в то время раздавленной, разворованной, только -только начавшей подниматься с колен России.

              • Татьяна Пучкова, "памятники ему стоят в самых разных странах потому что он гениальный поэт". Гениально-)))

                Как все просто оказалось. У кого больше памятников - тот и генильнЕЕ.

                У простого человека и истины простые.

                Благодарю за дискуссию.

        • Игорь Ткачев, насчет "всегда" спорно. Во что верить и кому доверять, личное дело каждого. Но... Памятник, не водопад "слезы невесты", где ничто не ограничивает фантазию экскурсоводов для подогрева интереса у скучающих туристов. У каждого памятника есть своя реальная история создания с документами, датами, именами.
          Конечно, можно встать в позу, все равно не верю, приплести "имперскую" политику. От этого ничего не изменится.)

  • Кишиневцы под советами не заказывали памятников АС - им было либо "до лозы виноградной" - по большому барабану, либо сознательные молдаване хотели, хотели своих местных Штефанов чел Маре, Василей Александри или Михаев Эминеску...
    Мифы про дуэлянта АС, в одной руке - черешня, другой - намеренные выстрелы мимо, порадовали.
    (Где я ни был в бывшем СНГ, везде мне рассказывали про АС, или, на худой конец, про ЛН или ФМ, "останавливавшихся здесь и здесь, тем самым, оказавшим нам великую честь").

    Пить шампанское, шардоне или каберне в Молдове (французские вина) не рекомендую. Нарветесь на шмурдяк. Лучше уж местные, из местных, проверенных погребов. Которые дей-но недурны.

    Мулцумеск.

    • Игорь Ткачев, под белыми, под красными, под советами...) Где сейчас большАя часть тех сознательных молдован?
      Гастрабайтеры в России? Или сами того не заметив, живут уже почти в Румынии? Власти Румынии и прорумынски настроенные унионисты Молдовы считают, что молдавского народа вообще нет. Есть единая " румынская нация". И до виноградной лозы им не только АС, но и молдавская поэзия.

      • Татьяна Пучкова, по вашей аналогии можно пойти дальше: а где русский мир? В 250 тыс. русских проститутках в Париже, пяти миллионах ваших соотечественников в Германии или примерно стольких же в США? Но знаю, не стоит.

        Откинув бесполезные политические споры, факт просто в том, что памятник велено было поставить из Москвы. Как и во всех столицах бывшего СССР.

  • Приятно читать компактную статью о Молдове, где довелось провести лучшие годы с 77 по 06г.г. Эт-то было феерично ! Впечатлений, случаев, эпизодов может набраться на целую книгу.
    К сожалению, "пейзаж Молдовы" был искажён политикой пресловутой перестройки.