Перейти к предыдущей части статьи
До недавнего времени он являлся единственным музеем России (но вторым во времена СССР, после литовского в Паланге), где все можно узнать о янтаре — о его зарождении в доисторический период из смолы деревьев, о добыче, обработке, полезных свойствах, и до произведений искусства из него, созданных в наши дни.
Однако 19 октября 2018 года в Санкт-Петербурге, на Перинной линии Большого Гостиного двора, состоялось открытие Музея янтаря Александра Крылова. Да, туда переехали все авторские работы заслуженного художника РФ, вице-президента Всемирного Совета по янтарю и участника проекта воссоздания Янтарной комнаты, её хранителя — Александра Михайловича Крылова. А мне повезло их увидеть 23 августа. Хотя, конечно, я побываю в его музее и в Петербурге.
Но вернемся в Калининградский музей.
Он очень изменился после того, как я была там в 2002 году. Стал просторнее, размещается на трех этажах знаменитой «Башни Дона», имеет 28 залов, а коллекция насчитывает около 16 тысяч единиц хранения. В музее появились технические возможности для людей с ограниченными возможностями, передвигающимися на колясках, есть подъемная платформа, которая доставит их на второй этаж здания.
На первом этаже, кроме гардероба, касс и информационного отдела, находится много киосков-прилавков с разнообразными изделиями из янтаря, на любой вкус и разной цены. Конечно, цены здесь выше намного, чем на острове Канта или на рынке, но, как говорят продавцы, есть гарантия, что янтарь натуральный, не подделка.
Музей оснащен интерактивными экранами, где можно получить различную информацию о янтаре и экспонатах. Постоянная экспозиция музея размещена в основном на втором этаже. Вся она делится на две части.
Первая, естественно-научная часть, представляет в витринах различные по весу, цвету, степени прозрачности образцы янтаря. Здесь экспонируется самый крупный из добытых в России «солнечный камень», который весит 4280 грамма. Можно увидеть образцы с инклюзами — застывшими внутри насекомыми, веточками. Правда, фотографировать не всегда получается из-за бликов и неправильно направленного света ламп.
Во второй, культурно-исторической части, собраны украшения и предметы быта из янтаря в разные эпохи, начиная с древности.
Ведь янтарь известен с очень давних времен. Например, на Руси его называли алатырь, или латырь-камень, и приписывали ему чудодейственные свойства. Я не однажды слышала, что якобы янтарные бусы помогают сохранить здоровье щитовидной железы.
В музее увидела янтарную картину о литовской легенде про Юрате и Каститиса, которая объясняет происхождение камня как слезы морской богини по своему возлюбленному. В Паланге когда-то даже было скульптурное изображение этих легендарных героев.
Кроме постоянной экспозиции, постоянно устраиваются временные выставки, они размещаются на третьем этаже. Кстати, на посещение выставок нужен отдельный билет. Выставки периодически обновляются, представляют зрителям настоящие произведения искусства, прекрасные авторские работы из янтаря! В августе экспонировались работы Петербургских художников по янтарю — уже упомянутого
Меня очень впечатлили прекрасные портреты Петра Первого, Александра Второго, Александра Невского, И. Канта, Л. Толстого, выполненные художником Александром Александровичем Журавлевым в его творческой мастерской.
Этот художник-реставратор работал вместе с А. Крыловым над воссозданием Янтарной комнаты, принимал участие в создании Калининградского Музея янтаря в 70-е годы, являлся членом Мирового Совета Янтаря, но, к сожалению, трагически погиб в декабре 2009 года.
Потрясающе выполнен цикл икон Александра Крылова. Они изготовлены в технике флорентийской мозаики с использованием янтаря, дерева, кости, фольги. Это «Святой Николай Чудотворец», «Святой Георгий Победоносец», «Царская семья», «Иверская Божья Матерь» и другие. Мне не приходилось прежде видеть икон из янтаря.
Перед нами Триптих, где в центре изображен Господь-Вседержитель, слева — Богоматерь, справа — архангел Гавриил.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...