Вероника Нистоцкая Мастер      29     Распечатать

Каким становится образование? Компетентностный подход

Система образования в России кардинально меняется. Все стандарты обучения пишутся с нового листа. Вводятся кредитные единицы (временные затраты). Обучение в школах и в университетах ставит учащегося в центр интересов. Ученик становится более активным в образовательном процессе (используются проектные формы обучения, моделирования, различные игры).

Ученые и педагоги стремятся решить проблемы, которые возникают в связи с новыми переменами. Решением многих проблем становится компетентностный подход.

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов (Лебедев О.Е.).

Какие же это принципы?

1. Смысл образования заключается в том, чтобы развивать у учащихся способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта.

2. Содержанием обучения становятся действия и операции, соотносящиеся с навыками, которые нужно получить.

3. Необходимо создавать условия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения поставленных проблем.

4. Оценка результатов обучения основана на анализе уровня образованности, достигнутого учащимися, т. е. на уровне его компетенций.

Проще говоря, знания в обучении перестают играть главную роль (вызубрил, молодец!). Знания, безусловно, важны, однако главная задача образования — научить учащегося пользоваться этими знаниями для решения различных проблем.

Компетентностный подход строится на необходимых компетенциях, которыми должен обладать учащийся, т. е. общекультурными и профессиональными компетенциями.

Этот подход акцентирует внимание на результате образования, при котором его итогом рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Акцент делается на деятельностном содержании, на том, какими способами обучать.

Компетенции — это уровень образованности учащегося. Этот уровень оценивается в зависимости от сферы деятельности и степени неопределенности ситуаций, в которых ученик может действовать самостоятельно. Также он зависит от возможных способов деятельности, которыми владеет учащийся, и от предпочтений в выборе одного из этих способов.

Что касается школьного обучения, то здесь компетенции понимаются в следующих формах. Ученик должен быть способен эффективно действовать не только в учебной деятельности, но и в других сферах. Он должен уметь решать проблемы, которые являются актуальными для школьников. Ученику необходимо принимать самостоятельные решения и способы реализации этих решений, а также самостоятельно оценивать полученные результаты.

Цели школьного образования с точки зрения компетентностного подхода заключаются в следующем:

1. Научиться учиться, т. е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность.

2. Научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат.

3. Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т. д.).

4. Научиться ориентироваться в мире духовных ценностей.

5. Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.

6. Научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности.

7. Научиться решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению.

Таким образом, обучение принимает совершенно новую форму. Принципы, заложенные в компетентностный подход, должны в итоге обучать самостоятельных, уверенных в себе личностей. Личностей, обладающих достаточными компетенциями для дальнейшей жизни, для самореализации и раскрытия своего потенциала.

Вот только сможет ли новое образование переломать изжившую себя систему и реализовать эти принципы не только на бумаге, но и в стенах школ и университетов? Время покажет.

29 комментариев (комментировать)
Теги: ученики, принцип, новинки, школьник, образование, учеба
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Опубликовано 4.01.2011

Обсуждение статьи:

  • Валерий Сатокин Валерий Сатокин Профессионал 6 января 2011 в 09:54   # Ответить 0 +1

    Вероника Нистоцкая, шикарную тему Вы осветить попытались. Но... Совершенно солидарен с Екатерина Мазуренок, Олег Антонов, andry andry, - "компетенстный подход" всего лишь новопридуманная фраза ничего под собой не имеющая. Надо бы зарплату учителям (и начальным, и средним, и высшим) достойную обеспечить, да в вузы педагогические не брать кого зря, лишь бы количество обучаемых добрать. Те, кто по призванию работают, давным-давно учат именно применению полученных знаний. Мне и за примером ходить не надо. У меня жена - учитель истории в школе и она, несмотря ни на что, старается учить детей учиться. И даже победив на Всеукраинском конкурсе "Учитель года - 2008", получив массу выгодных и карьерных, и финансовых предложений никуда из школы не ушла, пояснив: моё дело - учить детей. Я это умею, я знаю об этом безо всяких конкурсов и ничем другим заниматься не хочу.
    А, кстати, именно об этом говорит главная героиня "Иронии судьбы" "я учу их, они учат меня..." ну и далее по тексту. А еще раньше о том же идет речь в "Доживем до понедельника". И безо всяких "инновационных" мудроствований.

    Оценка статьи: 5

    • Вероника Нистоцкая Вероника Нистоцкая Мастер 7 января 2011 в 12:50   # Ответить 0 +1

      Валерий Сатокин, согласна с Вами, если есть призвание у педагога - то ребята будут учиться хорошо. Но часто бывает ситуация, когда учителя и преподаватели просто передают знания, не учат думать и осмысливать полученную информацию. В таком случае, "инновационные штучки" пытаются направить обучение в нужное русло

      • Валерий Сатокин Валерий Сатокин Профессионал 7 января 2011 в 13:47   # Ответить 0 +1

        Вероника Нистоцкая, да, конечно, нововведения должны иметь место. Но не превалирующее над призванием. Вернее, новизна должна служить выявлению, обучению, пестованию педагогов. А предлагаемые реформы образования чаще чиновничьи, о чем здесь уже писали. Они сути не затрагивают. Они так рассчитаны, чтобы потом снова и снова можно было поднимать вопрос о реформах, тем самым оправдывая пребывания сих лиц на специально оборудованных должностях. Ведь если поднимится престиж и уровень преподавателя, то вынуждено резко сократися количество ртов у кормушки минобраза.

        Оценка статьи: 5

    • Кир Кутепов Кир Кутепов Читатель 11 января 2011 в 17:30   # Ответить 0 +1

      Валерий Сатокин,
      Вот неправда, что "ничего под собой не имеющая".
      Под эту фразочку убирются часы в "традиционных" дисциплинах (литература, география, т.д., т.п.) и вводятся дисциплины "на смекалку". Был период, я подтягивал свой английский посредством "погружения в языковую среду". И free-pay среда подвернулась у мормонов (уж извините- денег платить не хочется). Вот мы потешались, когда слышали, что до конца школы изучают американцы предмет "Math" (он же МАТЕМАТИКА), а геометрию начинают "в колледже". За то есть в школе "написание эссе", лепка, чечетка и проч. Это нас теперь и ждет. Ну, еще (дань нацспецифике) "история религии"...

      • Олег Антонов Олег Антонов Аксакал 11 января 2011 в 17:49   # Ответить 0 +1

        Комментарий был удален

        Комментарий отредактирован 11 января 2011 в 17:49

        • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 11 января 2011 в 19:37   # Ответить 0 +1

          Олег Антонов, учитываются комментарии к статье, а Кир Кутепов больше беседует с коллегами.

      • Олег Антонов Олег Антонов Аксакал 11 января 2011 в 17:59   # Ответить 0 +1

        Комментарий был удален

        Комментарий отредактирован 11 января 2011 в 17:59

        • Кир Кутепов Кир Кутепов Читатель 12 января 2011 в 10:19   # Ответить 0 +1

          Олег Антонов,
          В общем, да: ограничение в доступе к образованию.
          Только раньше (СССР) это было привязано к уровню подготовки/способностям, а теперь - имущественный фильтр (с учетом динамики роста доли платного обучения). А реальная цель: сокращение госрасходов на образование. Ну, не хватает им бюджета. Сколково ж, поддержка банков, е-мобили...

      • Валерий Сатокин Валерий Сатокин Профессионал 13 января 2011 в 11:07   # Ответить 0 +1

        Кир Кутепов, я до сих пор потешаюсь над таким предметом в некоторых наших вузах, как "Высшая математика". Но примеряюсь. "Издержки производства", так сказать.
        А что Вы думаете по поводу моего предложения по зарплате и отбору педагогов? У нас же как получается: не прошел на нововомодную престижную специальность - вперёд, в педагоги. А там..., не сумел стать преподавателем - вперёд, в методисты. И давай душить образование инновациями. Кстати, изначально и в основном "инновация" - это новая инвестиция. Потом уже наши "умники" привнесли в "красивое" словцо подходящий случаю смысл.

        Оценка статьи: 5

        Комментарий отредактирован 13 января 2011 в 11:07

        • Олег Антонов Олег Антонов Аксакал 13 января 2011 в 16:31   # Ответить 0 +1

          Комментарий был удален

          • Валерий Сатокин Валерий Сатокин Профессионал 13 января 2011 в 18:31   # Ответить 0 +1

            Олег Антонов, да не то чтобы плохого... Просто слишком много свалено "до кучи" в один учебник. Во всяком случае те, что мне попадались представляли собой странную смесь, в основном, матанализа, высшей алгебры и аналитической геометрии. Я, когда их читал, с большим трудом представлял себе, чему можно с их помощью выучиться. Но это мое личное мнение. Оно, может статься, предвзято.

            Оценка статьи: 5

            • Олег Антонов Олег Антонов Аксакал 13 января 2011 в 19:59   # Ответить 0 +1

              Комментарий был удален

              • Валерий Сатокин Валерий Сатокин Профессионал 13 января 2011 в 20:59   # Ответить 0 +1

                Олег Антонов, ну уж не знаю... В таком случае получается только знакомство с отдельными позициями высшей математики. Скажем, даже спустя десятилетия, когда я уж и не математик вовсе, мне непонятно, как можно вскользь пройтись по диффурам.
                Всего понемногу, по моим наблюдениям, на выходе дает дупель "пусто".
                В качестве параллельной ассоциации, вспомнилось. В нашем школьном курсе Общей биологии был параграф: "Полет птицы". Так наш учитель сразу сказал, что мы его рассматривать не будем, чтобы у нас не сложилось ложное впечатление простоты вопроса.

                Оценка статьи: 5

  • Василий Россихин Василий Россихин Читатель 13 января 2011 в 19:36   # Ответить 0 +1

    Олег Антонов

    "...что плохого в высшей математике?"

    Высшая математика – это здорово! Пример её использования в медицине:

    • Задача: Мама старше своего сына на 21 год. Через шесть лет она будет старше его в пять раз.
    Вопрос: ГДЕ ПАПА?????

    • ОТВЕТ:
    Допустим, что возраст сына Х, а возраст мамы У. Значит: Х+21=У.
    Через шесть лет: 5(Х+6)=У+6.
    Решаем эти 2 простых уравнения:
    5Х+30=Х+21+6;
    Х=-3/4.
    Таким образом, сыну сейчас минус 3/4 года, т.е. минус 9 месяцев, а значит папа в данный момент находится на маме ..

    Оценка статьи: 5

Посмотреть все комментарии (29)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: