В психологической литературе случай Мартина Идена приводится как пример разочарования, возникающего у человека после осуществления глобальной жизненной цели, из серии «Представьте, что все ваши мечты осуществились. И что вы теперь будете делать?». Мало кому удается достичь заветной «сбычи мечт», и что же, получается, неизвестно, что лучше?
Кризис цели может возникнуть у тех, кто жаждет именно достижения цели и часто цели одной единственной. Если сравнивать такого человека с альпинистом, то он мечтает взойти на Эверест, но не думает ни о том, как будет спускаться обратно, ни о том, что делать ему потом, внизу.
Представьте, что все ваши мечты осуществились. Что вы теперь будете делать?
К счастью, синдром развивается не у каждого успешного человека. Даже Мартин Иден, если внимательнее вчитаться в текст романа, пал жертвой вовсе не славы, хотя крушение надежд у него все же произошло. Мартин считал себя индивидуалистом, верил, что в жизни побеждает тот, кто сильнее, умнее, талантливее. Он прошел длинный путь от беспечного моряка, который с трудом мог выразить свою мысль, до знаменитого писателя, занимаясь самообразованием, работая в течение нескольких лет по 18 часов в сутки. Мечтая об успехе, он надеялся, что современники по достоинству оценят его талант. И именно это его убеждение было разрушено.
Писательство для него было всего лишь способом заработка, и Мартину было непонятно, почему его рассказы не публикуются газетами, ведь они были гораздо лучше, чем те, что там печатались. Но посредственные рассказы продолжали публиковаться, а его собственные, действительно талантливые сочинения возвращались к нему из редакций с отказами.
Депрессия появилась у него после того, как после многочисленных отказов, в одном из журналов была, наконец, опубликована поэма лучшего друга Мартина, Бриссендена. Но восторженные отклики критиков внезапно сменились оголтелой травлей поэта.
Депрессия Идена связана с потерей веры в справедливость. На примере судьбы своего друга он увидел, что талант не способен пробить себе дорогу. Что общество склонно доверять признанным авторитетам и не в состоянии оценить талант новичка. После этого собственный успех был ему уже безразличен. Он лишь воспользовался своим новым положением, чтобы отомстить издателям, которые упорно отказывались печатать его в те времена, когда он был никому не известен. Теперь издатели готовы были платить гораздо дороже, а Мартин продавал им как раз те рукописи, которые они десятки раз отвергали, но сейчас называли их гениальными.
Несомненно, что герой Джека Лондона остается книжным, литературным героем. И судьба его показательна — он кончает жизнь самоубийством, выпрыгнув в открытое море из парохода, который везет его к райскому тропическому острову.
Привет Сережа.Спасибо за оценку!Ей богу не знаю!