История пастели как самодостаточного материала в живописи насчитывает около 300 лет. После Леонардо почти все великие художники так или иначе отдали ей должное (собственно, сангина, сепия, соус — та же пастель).
Но случилось так, что за несколько столетий своей жизни Пастель не единожды претерпевала периоды расцвета и забвения. К сожалению, существовавшее во все времена ложное мнение, что она — слишком хрупкая и капризная барышня, любящая тишину, покой и сумрак; боящаяся даже шагов посетителей музея, всё-таки сыграло свою роль — роль злой мачехи, которая пытается скрыть обаяние своей падчерицы за неприглядным платьем и пятнами золы на щеках…
Тонкость и изящество техники пастели в сочетании с необычной звучностью красок и богатством фактуры привлекала самых талантливых и именитых мастеров во все времена. В России это А. Венецианов, О. Кипренский, И. Крамской, И. Левитан, В. Серов, Б. Кустодиев, В. Борисов-Мусатов, М. Врубель Н. Рерих, М.Чюрлёнис. За рубежом — Эжен Делакруа, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега…
И всё же это были лишь отдельные работы, в которых уникальные достоинства пастели приоткрывались только отчасти, далеко не в полной мере… Пастель часто использовалась для эскизов, набросков — и причиной тому был, прежде всего, миф о хрупкости и недолговечности пастели. Суровые революционные времена и настроения тоже отнюдь не способствовали развитию столь нежного и аристократического искусства. «На балу «царствовала масляная живопись, а трудолюбивая очаровательная Золушка-Пастель в это время исполняла свой изящный танец на лесной полянке, где её могли видеть только птицы и облака…
Однако история искусства подтверждает, что пастель тлену времени не подвержена. Ведь она состоит из того самого минерального пигмента, который является первоосновой всех известных натуральных красок. Пастель не выгорает на солнце, не темнеет и не трескается, не боится температурных перепадов. Пожалуй, ее единственный недостаток — не терпит прикосновений (на холсте или бумаге она не «застывает», а продолжает жить…). Поэтому пастельные работы требуют хранения под стеклом — но это такая маленькая жертва, когда Любишь…
И все же пастель — живопись для Избранных… как художников, так и зрителей. Почему?
Ее волшебство потаенно и для многих непривычно; постигается больше не разумом, а душой. Пастель интимна и нежна — не случайно в наш обиход вошло словосочетание «пастельные тона»… Если художник работает в пастели небрежно, все ее достоинства умирают… Масляные краски позволяют многократно переписывать, счищать, накладывать множество слоев; пастель же требует точности, интуитивного «чутья» по отношению к выбираемому цвету, потому что после изменить его уже чаще всего невозможно: чистый, тот самый знаменитый «мерцающий» пастельный тон таков лишь при первозданном нанесении.
В то же время пастель позволяет удивительным образом смешивать и накладывать цвета. Лучшие пастели, которые доводилось видеть — это множество красочных слоев; чистых, но просвечивающих «сквозь»… Отсюда — бархатистость и глубина, которая неизменно притягивает. И это — в сочетании с удивительным ее свечением, призрачностью, сказочностью… Это впечатление тихого рассвета, когда мы еще не видим солнечного диска, но все вокруг уже наполнено магическим сиянием.
Пастель имеет более тысячи шестисот пятидесяти оттенков. Она и в самом деле и графична, и очень живописна! В пастели соединяются линия и цвет: ею можно рисовать и писать, работать штриховкой, живописным пятном, сухой или мокрой кистью. Особенность пастели в том, что при минимуме связующего красящая масса представляет отдельные частицы пигмента, отражаясь от которых свет рассеивается в разные стороны, придавая красочному слою особую лучистость, бархатистость, специфическую «пастельную» мягкость.
Еще один маленький секрет для непосвященных…
Работа в технике пастели предполагает растушевку пигмента или «вбивание» его в основу — так, чтобы несколько штрихов или пятен, нанесенных рядом, соединились и «заиграли» цветом, не смешиваясь полностью. Лучше всего это достигается кончиками пальцев — ни один другой материал и инструмент с ними не сравним… Вы видели когда-нибудь в мастерской художника истёртые рабочие кисти? А теперь представьте работу чувствительных подушечек пальцев по грубой, фактурной бумаге или даже абразивному слою, который мы используем почти всегда, потому что он лучше удерживает пигмент… И все-таки — близость художника к своему творению, их «соприкасаемость» сообщает глубину и тонкость происходящему…
Эти работы, безусловно, требуют очень хорошего освещения — тогда проявляется бесконечность оттенков, игра просвечивающей многослойности… Лучше всего — дневной свет, но — рассеянный, падающий по касательной… При разном освещении картина будет производить совершенно разное впечатление. Новый луч или иной угол зрения — и вы увидите новые краски и детали. Это притягивает и завораживает… При достойном освещении пастель оживает, как юная девушка весной, сбросившая тяжелые зимние одежки, согретая солнцем и надеждой, тихим ожиданием праздника.
Да, Пастель требует Любви к себе, но она ее и возвращает…
Пожалуй, оценить по достоинству пастель может тоже не каждый… К счастью, люди, одарённые тонким восприятием и отменным художественным вкусом, не хотят лишать себя удовольствия созерцать тихое сияние Пастели и её магическую прелесть!.. К тому же, новые технологии изготовления пастельных красок, тонированных бумаг и абразивных холстов, современная окантовка уникальной графики подготовили базу для нового расцвета и широкого распространения искусства пастели как среди художников, так и среди любителей живописи.
Итак, Пастель начинает свои первые «выходы в свет»… Ещё робкая, застенчивая, что-то утратившая из-за периодов долгого забвения; пока недооценённая и не заблиставшая всей возможной красотой…
Но о ней уже говорят как о прекрасной пленительной незнакомке, покоряющей самые искушённые души!.. Пастель становится модной не только в Европе, но и у нас в России. Существует интригующее мнение авторитетных искусствоведов: в ближайшее время рождение новых шедевров следует ожидать именно в этой живописной технике!
Пастель ждет своего зрителя-Созерцателя, способного смотреть подолгу, вглубь; уходить в картину и путешествовать по ней… Ему она подарит тепло, свет и покой… Ощущение Полета… Вкус к Жизни и Вдохновение…
она подарит тепло, свет и покой… Ощущение Полета… Вкус к Жизни и Вдохновение…
хорошее было бы начало для другой статьи, в которой "пАстель" писалось бы через "о"
0 Ответить
Красивая статья!!! Скажите, автор картин совпадает с автором книги, или я что-то не поняла?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Автор статьи и автор пастельных работ, которыми иллюстрирована статья - Александр Бузланов...
Спасибо всем за тёплые отклики!
"Благодарность приемлющего побуждает дающего давать дары, больше прежних" (преп. Исаак Сирин)
0 Ответить
Спасибо вам огромное!!! Это как глоток свежего воздуха!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Обожаю рисовать этими мелками!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А в книжке "Приключения Гекльберри Финна" рассказывалось про девочку, которая рисовала пастелью и рано умерла...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Такое слово и правда может побудить творить. Коротенькая статья, небольшие иллюстрации и слова, написанные открытым нервом и сердцем, которое отдается тому, что делает, что любит - целиком. Написано интересно и вдохновенно. И дело даже не в прекрасной звенящей и прозрачной пастели, а, конечно же, в Вас. Пишите еще, пожалуйста!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Аххххх!!! На вторую вашу статью напала и так рада - такая прелесть! Пишите, пишите больше, радуйте!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Прочитала вашу статью и подумала: как жаль, что я не рисую.
Спасибо. Получилось очень красиво
0 Ответить
Вдохновенная ода пастели. Захотелось попробовать себя в этой технике опять.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Из-за того что далека от искусства, всегда им восхищалась.
0 Ответить
Восхищение - это уже некая степень близости к искусству. Возможно, иногда даже большая, чем у некоторых "причастных"...
0 Ответить
Интересно. 5.
0 Ответить
Замечательная статья! Очень понравились и иллюстрации... люблю статьи с иллюстрациями!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интересно. 5.
У меня интерес к пастели возник давно, когда в Омском музее увидел небольшую пастель Левитана.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
отлично!
.... захотелось достать свою коробочку со 120 цветами и попробовать что-нибудь изобразить.... ))
"Пастель имеет более тысячи шестисот пятидесяти оттенков." - не знала...)))
Оценка статьи: 5
0 Ответить
моя реакция на статью.... мне, конечно, далеко до Вас, но я не удержалась ...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Если Слово побуждает творить - это замечательно!
0 Ответить