Друг мой сердечный, здравствуй!
Пишу тебе из мест не столь отдаленных, но все же далеких от города шумного, преисполненного пагубных желаний, убивающих дух мой.
Здесь же, среди размеренно текущей крестьянской жизни, я обрел душевный покой и преисполнился народной мудрости.
Вспомните, матушка, как писали Вы мне о праздновании Дня Ивана Купала. Вчера ночью воочию убедился я в праведности Ваших слов, однако, как оказалось, в русских деревнях этот праздник иначе проходит.
Давеча поутру видел я, стыдно сказать, маменька, нагую красавицу, трижды обежавшую вокруг ржаного поля. Ранее думал я, что это ведьминский обычай, оказалась, что дева сия юная в праздник Ивана Купала парубка своего привораживала. Заинтересовали меня русские обычаи… Захотелось и мне принять участие в дивном празднестве. В ночь на Ивана Купала никто не должен спать. Вот и мне не удалося, маменька, ибо увлекся я обрядами русскими. Так что читай и дивися…
Празднование сие длится с 23 на 24 светляра месяца, июня значится (по старому стилю — прим. автора). В день летнего солнцеворота. Поутру идут девушки собирать цветы да травы, и не всякие, а лишь крапиву, полынь и зверобой. Думал я, что зелье варить собрались, чертовки! Ан нет! Венки Купалу плетут, да не какие-нибудь, а приворотные, да обережные! Парубкам на головы одевают, сами прихорашиваются… и идут молодцы дерево срубать, а девчата украшают то дерево цветами и называют его в честь праздника — Купала.
Ох, маменька, как зажгли они под вечер костры высокие, как начали, бесноватые, сжигать символ праздника — куклу, именуемую Ярилом, а потом, к ночи как стали парами через оные прыгать. Ух, маменька! Думал я, что погорят всей деревней! Хвала Господу, уберёг он нас!
А пока костры горели, ну в точности, как Вы мне рассказывали, пошли молодые да смелые искать папоротник цветущий, ибо примета есть такая: кто найдёт огненно-красный папоротник, мерцающий цветом только несколько мгновений в Купальскую Ночь, тот получит возможность благодатную — угадывать будущее! Иные сулят, что дарует цвет-папоротник богатства несметные. Но не нашёл никто чудо-папоротника… Народ наш суеверен и падок на приключения, а потому ни ночь, ни силы злые, заставляющие папоротник цвести, его не смущают.
Еще, маменька, приметно, что в праздновании Ивана Купала принимает участие молодежь одна! Видно, жажда прогуляться в братии ночью по лесу под благовидным предлогом — преимущество молодцев да дев юных. Насмотревшись вдоволь на празднество русское, решил я повесть написать о том, что было бы, коли посчастливилось кому найти цвет папоротника… А назову я сию повесть «Вечер накануне Ивана Купала», что на сие скажете?..
Поклон Вам от меня, матушка, и сёстрам…
Любящий Вас сын, Николенька.
Писано сие 25 светляра месяца 1829 года.
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...