Представления о материнстве, принятые в современном обществе существенно отличаются от образов матерей, присущих предыдущим эпохам. Так, Ллойд де Моз описывает типичный случай для колониального Бостона: «После ужина мать уложила детей в комнате, где они спали одни, и родители отправились в гости к соседу. По возвращении мать подошла к постели и не нашла младшего ребенка (девочку около пяти лет). После долгих поисков, ее нашли упавшей в колодец в их подвале, родители сочли смерть ребенка „наказанием“ за работу в праздник». Как видно, смерть ребенка не была оценена ни матерью, ни отцом как результат их халатности, а лишь как «божья кара» за нарушение религиозных правил, не имеющих прямого отношения к родительству.
Этот пример — лишь малое свидетельство того, как относились к детям, к материнству и родительству вплоть до конца XVIII века. Здесь, как нельзя лучше, подходит поговорка: «Бог дал, бог взял». В бедных пролетарских и крестьянских семьях (а именно такие семьи составляли большую часть населения как России, так и Европы), очередная беременность не воспринималась как радость, ибо в семье появлялся «лишний рот», а женщина на некоторое время теряла былую работоспособность. И, напротив, смерть детей зачастую воспринималась положительно, так как семья избавлялась от «лишнего рта». Женщины же из знатных семей считали зазорным грудное вскармливание и нанимали для своих младенцев кормилиц (женщин бедных сословий, чьи дети умерли вскоре после рождения).
Материнская любовь, в том виде, в котором мы говорим о ней сегодня, как норма стала формироваться только к концу XVIII века. «Новая мать» в конце XVIII — начале XIX века начинает иначе заботиться о ребенке: становится немодным отдавать ребенка в интернаты, модным — общаться с ребенком, приемлемым становится также грудное вскармливание, на которое решаются матери-дворянки (в литературе это нашло отражение в образе Наташи Ростовой). Не любить детей стало стыдно.
Если задаться вопросом, что такое материнский инстинкт в представлениях большинства людей, то получим примерно такой ответ: «Это любовь матери к ребенку, стремление заботиться о нем и опекать, стремление защищать его от невзгод, готовность отдать свою жизнь за него»
В то же время, нам известны случаи, когда матери жертвуют собственными жизнями, ради сохранения жизни ребенка (помните рассказы о войне, когда женщины накрывали детей собственным телом, подставляясь под пули, но сохраняя жизнь детям?), годами (а иногда десятилетиями) переживают горе, связанное со смертью рожденных или так и не успевших родиться детей, самоотверженно выхаживают тяжелобольных малышей, отказываясь от любых благ и комфорта…
Даже если не говорить о случаях экстремальных, из ряда вон выходящих, то почти каждая благополучная (примем это условное понятия для описания здоровых матерей здоровых младенцев) мать преданно заботится о своем чаде, жертвует сном и отдыхом, а иногда и отношениями с мужем, отказывается от многих благ и удовольствий, отдавая всю себя младенцу. Иногда ее одолевает усталость, и она плачет от бессилия, но все равно продолжает исполнять свой материнский долг, чувствует физическую связь с младенцем, плохо переносит, даже кратковременную, разлуку с ним.
Исследования ученых достоверно подтвердили, что на формирование материнского поведения значительное влияние оказывает социальное окружение (ожидания окружающих от женщины, угроза социальному статусу, отношение к внебрачной беременности, карьерные интересы
Так, в тех случаях, когда рождение ребенка не приветствуется или даже осуждается социальным окружением, женщины используют различные, в том числе весьма жесткие способы, чтобы избавиться от ребенка. И это уже касается не только прошлых времен, но и настоящего. Так, до сих пор в деревнях встречаются случаи, когда внебрачный ребенок одинокой женщины (молодой и не очень) либо оказывается убит собственной матерью, либо подкинут чужим людям, либо оставлен в роддоме. Непутевая мамаша скрывает факт своей беременности и родов (зачастую ей это успешно удается) и надеется на то, что жизнь потечет своим чередом, как раньше.
Кроме того, на формирование материнских качеств и того, что мы называем материнским инстинктом, существенное влияние оказывает опыт женщины во взаимоотношениях с собственной матерью. Материнство зарождается в женщине не тогда, когда она родила, а тогда, когда она родилась сама. Именно самый ранний опыт взаимоотношений девочки с мамой закладывает в ней необходимые для осуществления материнства способности, такие как: чувственность и чуткость, доверие и способность к самоотдаче, искренность и нежность, а также безусловную любовь к детям.
Женщины, имевшие трудности во взаимоотношениях с матерями, испытывавшие недостаток материнской любви и ласки испытывают серьезные трудности в собственном материнстве. Как крайний вариант, они отказываются от материнства вообще, отдавая предпочтение карьерным интересам, либо перекладывают заботы о ребенке на плечи государства (помещая ребенка в социальные учреждения), в более легких случаях — заботы о ребенке перекладываются на плечи родственников (бабушек и тетушек), наемных помощниц (нянь). При этом, если женщина-мать принадлежит к социально благополучным слоям населения, то передача материнских функций третьи лицам всегда происходит под благовидным предлогом (нельзя прервать учебу в вузе, нельзя потерять престижное место работы, необходимо срочно защитить диссертацию, и пр.), который, однако, при ближайшем рассмотрении оказывается несостоятельным (всегда можно взять академический отпуск, карьеру можно сделать и после отпуска по уходу за ребенком, как и диссертацию).
Женщины из более низких социальных слоев оправдания находят менее «возвышенные» — нет денег, негде жить, и совершенно потрясающий довод: «Нужно устраивать личную жизнь». Любая успешная и любящая мать подтвердит: все представленные доводы гроша ломаного не стоят. Но даже если женщина, недолюбленная собственной матерью в детстве, воспитывает своего ребенка сама, она чаще, чем прочие матери, раздражается на него, быстрее и чаще устает от него, острее переживает вынужденную социальную изоляцию, связанную с уходом за младенцем. Само собой разумеется, что дети таких матерей имеют более высокий риск по формированию эмоциональных и поведенческих расстройств, чаще болеют.
Исследователи, предпочитающие социоцентристскую позицию, убеждены, что материнский инстинкт — это миф. По их мнению, материнская любовь — это понятие, которое не просто эволюционирует, но и наполняется в различные периоды истории различным содержанием. Рассматриваются три главные социальные женские роли: матери, жены и свободно реализующейся женщины, — и в разные эпохи главенствуют разные женские роли: «Женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится или же обесценивается в обществе материнство». В таком случае, материнство — это одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на материнство.
Не стоит объяснять, что человек, невзирая на разум и духовность, еще и существо биологическое, и многое, что присуще животным, присуще нам. Так же, как все млекопитающие, женщины вскармливают детей грудным молоком, да и процесс зачатия и вынашивания плода не так сильно отличается от того, как это происходит у животных отряда млекопитающих. В связи с этим ученые-этологи, проводили и проводят исследования, касающиеся заботы о потомстве, наблюдая за представителями животного мира и находя признаки сходства с тем, как это происходит у людей. Одним из виднейших представителей этологии, Боулби, разработана концепция о формировании привязанности, которая является важнейшим условием не только для нормального развития ребенка, но и его выживания.
Феномен привязанности был изначально описан у животных и птиц, в качестве примера можно привести гусыню и ее выводок, который неотступно следует за ней. Оказывается, для человека так же важно формирование привязанности между матерью и младенцем. Формируется она постепенно, еще с момента зачатия и достигает своего пика через семь-восемь месяцев после рождения ребенка. Формирование привязанности матери к младенцу — процесс, скорее, биологический, чем социальный или психологический, и происходит он под воздействием как инстинктивных реакций (на улыбку и «воркование» ребенка, его выражение лица и зависимость от матери), так и гормональных изменений, происходящих в организме матери и во время беременности, и в период родов, и в период грудного вскармливания. Так, некоторые запахи, связанные с жизнедеятельностью младенца воспринимаются матерями как приятные, тогда как все окружающие морщат носы.
В целом, развитие привязанности матери к ребенку после родов, с точки зрения физиологии, содержит три важных компонента:
1. Присутствие ребенка изменяет уровень гормонов в крови матери (эстрогенов, прогестинов, тестостерона и пролактина), которые стимулируют в женщине материнское поведение. При разлучении матери и новорожденного уровень соответствующих гормонов меняется, формируется стрессовая гормональная картина.
2. Телесный и эмоциональный контакт между матерью и ребенком в первые 36 часов после родов обеспечивает адекватный гормональный ответ в организме матери и способствует формированию привязанности между ними на период новорожденности.
3. Грудное вскармливание, обеспечиваемое гормоном пролактином, стимулирует выработку эндорфинов, что дает физиологическую поддержку развития привязанности.
Итак, материнское поведение формируется под влиянием трех основных факторов:
1. Биологические (генетически заложенные формы поведения и реакции, гормональные изменения);
2. Социальные (традиции материнства, принятые в обществе, влияние ближайшего социального окружения);
3. Психологические (личная история женщины, опыт взаимоотношений с собственной матерью).
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что материнская забота и привязанность к ребенку настолько глубоко заложены в реальных биологических условиях зачатия и вынашивания, родов и кормления грудью, что только сложные социальные установки могут полностью подавить их. Женщины по самой своей природе являются матерями, разве что их специально будут учить отрицанию своих детородных качеств: «Общество должно исказить их самосознание, извратить врожденные закономерности их развития, совершить целый ряд надругательств над ними при их воспитании, чтобы они перестали желать заботиться о своем ребенке, по крайней мере, в течение нескольких лет, ибо они уже кормили его в течение девяти месяцев в надежном убежище своих тел» (М. Мид).
Там, где беременность наказывается социальным неодобрением и наносит оскорбление супружеским чувствам, женщины могут идти на все, чтобы не рожать детей. Если женское чувство адекватности своей половой роли грубо искажено, если роды скрыты наркозом, мешающим женщине осознать, что она родила ребенка, а кормление грудью заменено искусственным кормлением по педиатрическим рецептам, то в этих условиях обнаруживается значительное нарушение материнских чувств.
Что такое материнский инстинкт, не может точно объяснить никто, но изучая заданный в теме статьи вопрос, мы получили возможность узнать, насколько сложен и тонок путь в успешное материнство, и знание это лишь увеличивает его ценность.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...