Вполне разумно, что многие выдающиеся российские педагоги и специалисты, рекомендуют выезжать на краткосрочный период. Например, во время летних каникул в спортивный, цирковой, туристический и другие школьные лагеря для изучения иностранного языка. По стипендиальным программам можно и нужно выехать на стажировку, особенно полезно для участия в совместном проекте. Но отправлять детей в ясли, детский сад или школу за рубежом, это еще не гарантия того, что ребенок будет семь пядей во лбу.
В настоящее время моя семья находится в зарубежной командировке в Австрии, и вопрос об образовании затронул и нас. Сначала дети ходили в российско-австрийский садик, затем они вынуждено перешли в австрийский садик. Причина была одна — неграмотная русская и немецкая речь, низкой квалификации занятия. Это же явилось следствием поступления в австрийскую школу.
Однако после года пребывания в австрийском садике, мои дети мне делают замечания. Это-то в три с половиной года и пять лет! Они знают, что кричать и ругать ребенка нельзя. Что такое права ребенка. Что есть полиция и бдительные соседи, которые могут позвонить и вызать социального работника. Что такое ЮНИСЕФ и ООН, а также люди, на которых нельзя показывать пальцем. Не хорошо парковать машину на местах для семей с детьми или людей с ограничеными возможностями. Все это им рассказывают воспитатели. Несмотря на то, что с детьми в детских садах Австрии начинают заниматься (рисовать, лепить, обучать, как это принято в российской практике) только с пяти лет!
Когда ребенку исполнится шесть лет, он идет в первый класс. К концу года он должен знать весь алфавит. Во втором классе школьник должен будет уметь читать и писать. К концу третьего класса считать до 100. Никаких учебников и тяжелейшего ранца. Список к школе из семи пунктов ограничивается самым минимальным: дешевыми, но качественными товарами. Ремонт в классе и подарки учителям — запрещены. Завтраков и обедов нет, если только школьник не на продленке.
Когда спрашиваешь родителей, в какую школу будете отдавать детей — половина в один голос отвечает — в австрийскую, другая — в частные по национальному принципу (японскую, американскую, российскую, украинскую
В мае месяце лично нашей принцессе, на ее имя, пришло по почте письмо о том, что ее ждут на собеседование. После того, как она его прошла (благодаря российским учебникам), через две недели вновь пришло письмо -приглашение на пробный урок в июне этого года. Оно было лично написано и подписано ее классным руководителем.
Когда долгожданный пробный урок настал, где разрешается и впредь, на протяжении всего первого класса во время занятий, лежать на полу и рисовать, собирать пазлы, используя игровую технику, изучать материал, дети радовались. Представляете, директор школы лично проводил во всех классах первую часть урока.
По моему мнению, нельзя ругать российскую систему образования. Надо самим лелеять и бережно относиться не только к близким людят, но и к тем, кто тебя окружает. Представляется, что из западной системы образования нужно взять все то положительное, что эффективно будет реализовываться в российских реалиях.
Во-первых, это необходимость специального предмета в школе с первого класса «Права ребенка». Все это могло бы объясняться в простой игровой форме. Плакаты и фильмы были бы прекрасным дополнением. Как себя вести, куда звонить, что говорить. Многие зарубежные школьники знают, что есть вещи, которые стоит говорить в открытую. Если кто-то стесняется заявить о чем-либо, в классе и в школе есть анонимный почтовый ящик.
Во-вторых, правовое просвещение будет эффективным в том случае, если будут регулярно осущестляться мастер-классы, семинары, экскурсии в местный парламент, муниципалитет, суд, полицию, музеи. На какие средства? Безвозмездно. Эта прекрасная реклама для всех, так считают в Австрии. Ведущие и авторитетные лица, как в Европе и Америке, будут приходить в обыкновенные школы или на муниципальные мероприятия, и тет-а-тет отвечать честно на все вопросы, которые так волнуют молодежь.
Не ругать надо, а собственным примером показывать, что и как делать.
Например, довольно-таки эффективным стал пример для всей Европы такой прекрасный пример. Школьники Германии одного города начали наркоманить, пить алкоголь возле школы, перестали уважать педагогов, увеличилось число прогулов, школьницы начали частенько бегать к школьному врачу. Тогда директор решился на крайнюю меру. Были организованы три проекта с согласия родителей.
Первый «Спорт и наркотики» начали устраиваться спортивные состязания со школьниками -наркоманами и наркоманами, состояющими на учете и проходящие реабилитацию, была проведена экскурсия в медицинские заведения. Школьники во очию смотрели, как происходит лечение и кем стали их ровесники.
Второй проект, «Тюремные экскурсии». В школу приходили подростки из колоний, конечно, с конвоем, и рассказывали про себя и свою жизнь.
Третий, школа стала соревноваться с другими немецкими школами за участие в бесплатной путевке на весь класс на отдых за рубеж. Было маленькое условие, в течение определенного времени никому из школьников не разрешается курить. Если кто-то один хотя бы затянется, автоматически весь класс выбывает из игры.
И наконец, инициатива общественности (дедушек, бабушек, мам, пап, соседей, пенсионеров) должна быть высокой. Участие некоммерческих организаций в правовом просвещении детей желательна с детсадовского возраста. Внимательней мы должны быть не только к себе, но и друг другу. В чем это может проявляться? Опять же из австрийской практики. На каждое мероприятие обязательно соберется инициативнаяя группа через сарафанное радио, интернет, объявление или, как правило, НКО и организует игру, информационный стенд для детей с 3 до 18 лет. В частности, детям предлагается выбрать на картинке права людей (на образование, еду, равенство полов
Было бы прекрасным, если в российских школах, как и на Западе, была горячая анонимная линия на прямую к диктору школы или психологу. Была круглосуточная анонимная линия для девочек, для мальчиков в любом социальном учреждении. Были организованы при каждом муниципалитеты кафе и комнаты отдыха для школьников. В Совете Федерации и Государственной Думе России, а также в парламентах регионах страны по-настоящему устраивались не только детские экскурсии от 5 лет, но и школьники начальной и средней школы на конкурсной основе (сочинение или просто рисунок) могли сами заседать в игровой форме и под руководством специалиста по связам с общественностью обсуждали школьный вопрос правового характера. Не смешно, а реально при желании.
Поразил меня и тот факт, что стоят автоматы в туалетах с гигиеническими средствами для мальчиков и девочек, а также проводится информационная работа с участием специалистов. Кто-то скажем, что такого характера работа организуется на местах. Я возражу: занудным тоном и стеснительными школьниками, которые якобы все знают, но воды в рот набрали? Почему бы не провести ее в другом режиме? Хотя бы как в Германии и Австрии. Дети общаются так доверительно на «ты», задают вопросы любого характера, никто не хихикает, так как с первого слайда специалиста — все понимают, начинаются взрослая жизнь. Что на слайдах? Этот материал достоин отдельной статьи.
Мне отрадно, что сейчас дочь идет в государственную австрийскую школу, где 65% мигранты. Этот богатейший опыт по интеграции и взаимному уважению людей можно изучить, проанализировать и применить в России. Ведь на уроках математики ей будут задавать задачки из ее личной жизни и она сможет сберегать капитал и правильно его инвестировать. В частности, сколько карманных денег, по законам Австрии, она может потратить в неделю. Какие документы и какая сумма необходима, чтобы открыть свой счет. Как посчитать, имеет ли наша семья право на получение материального пособия или какой спортивный клуб выбрать, где членство нужно оплачивать по квартально или единовременно. А папе какой выгодно купить проездной — на одну поездку или сразу на несколько дней?
Соседи тоже рады, что ребенок будет тише себя вести дома. Школьник будет знать, что каждый в Европе предпочитает не нарушать личное пространство другого. Не будет ломиться в лифт, а подождет следующий. В банке, на почте или в магазине, у кассы, не будет дышать в спину, а отойдет на расстояние вытянутой руки. А вдруг, не понравится запах человека или как тот рассматривает его кошелек. Не будет громко смеяться, если пятнидцатилетний школьник будет выделяться из массы своей нетрадиционной ориентацией, или разговаривает заикаясь, поет песни и беспричинно разговаривает сам с собой. Если кому-то станет плохо, или одинокий котенок будет жалобно мяукать, или кто-то будет осквернять австрийский флаг. Школьник немедленно вызовет полицию. Он знает, что у каждого есть права и обязанности, а также ответсвенность. Потому что в современном европейском обществе все больше и больше основной упор делается на возрождение патриота своей страны, гражданина со всеми правами и свободами, начиная уже с детского возраста.
Я верю, что в России это тоже возможно и осуществимо. Для скептиков ответ прост: коррупцию и халатность никто ни в одной стране мира не отменял. Это значит, что при всех недостатках системы на все надо смотреть с оптимизмом и действовать шаг за шагом.
Ох, Тюфелеву рощу пока можно вычеркивать...