Статья адресована, прежде всего, для обывателя, простого человека, прямо или косвенно связанного с таким понятием как «пианино». Профессионалы ремонтники, настройщики-ремонтировщики, «тюнера от Бога», пусть поберегут своё драгоценное время и нервы, нечего нового я им не расскажу. Всё о чём будет сказано далее, они очень хорошо знают, но потеря клиента не позволяет им даже заикнуться о реальном положении вещей, связанных с настройкой и ремонтно-восстановительной практикой фортепиано. Признать то, о чём будет сказано, значит расписаться в теоретической близорукости и упущенных возможностях собственного самообразования, нарушить корпоративную этику. Катастрофически ухудшающийся образовательный уровень на постсоветском пространстве, в том числе и в музыкальном мире, последних двух десятилетий, даёт мне некоторое право расставить некоторые точки над i в данном вопросе. Однако я не считаю в полной мере возможным, брать на себя ответственность в непогрешимости тех истин, которые изложу, и уж тем более быть арбитром для всех заблуждающихся в этом непростом вопросе.
За долгие годы практики по обслуживанию и настройки фортепиано, и, особенно в последние 2−3 года, у меня сложилось устойчивое представление, что настройка (теперация) звуков, процесс не только сложный, как для профессионалов практиков, так и, к сожалению, мало изученный для широкой общественности. В связи с этим, считаю, что было бы правильно и полезно изложить свои, возможно субъективные, познания по этому вопросу на всеобщее рассмотрение и последующую конструктивную критику. Главной целью моих размышлений, смею надеяться, станет полное представление о принципах и возможностях темперации инструмента для неподготовленных, но вынужденных покупать, а далее обслуживать пианино, родителях их детях, а также всех людей доброй воли, желающих расширить своё представление о настройке и возможностях фортепиано.
Так, как было сказано ранее, что излагать свои мысли для людей, по большей части, неподготовленных, имеющих смутные представления о предмете, то и терминология, я попытаюсь это сделать, будет житейская.
Очень часто приходиться слышать подобные вопросы от клиентов и просто обывателей, несведущих в данном вопросе. Дело в том, что действительно, простому, неискушённому человеку в тонкостях музыкального искусства порой, очень сложно разобраться и найти оптимальное решение проблемы. Музыканты, имеющие дома пианино, имеют некоторый опыт общения с настройщиком и примерно могут охарактеризовать свои требования к обслуживанию своего инструмента. Так, приглашая мастера для настройки или небольшого планового ремонта пианино, они могут оценить динамку положительных изменений технической составляющей, осуществлённых мероприятий, почувствовать правильность звучания некоторых до этого фальшиво звучащих клавиш. Для музыкантов профессионалов не составит большого труда выявить какие-либо несоответствия по поводу строя инструмента и в рекомендательно-настоятельном тоне заявить претензии уже к настроенному инструменту. Оценить вклад в решении их проблем со строем клиент сможет, сравнив с предыдущим посещением мастера. Безусловно, их оценка будет отчасти субъективна и не всегда положительная, если всерьёз учитывать человеческие возможности настройщика и не только. Но что делать человеку, технически необразованному, имеющего небольшие познания по предмету «музыка», поставленному в жёсткие условия, я бы даже сказал принудительно-исполнительные, в случае появления в его жилище пианино?! Вот для этой категории граждан я и попытаюсь изложить мои мысли по этому вопросу.
И так, начну по порядку. Всех волнует не стоимостное выражение услуги, а скорее её соответствие тем техническим требованиям, которые должны исполняться или не быть таковыми. А, именно, как работает моё пианино, после посещения настройщика? Ту ли сумму вознаграждения я отдал настройщику, не переплатил ли за его услуги? И, вот тут то и «открывается главная тайна», что пианино даже теоретически не может быть правильно настроенным на продолжительный период времени, скажем, на год, не смотря на опыт настройщика-ремонтировщика, его регалии и послужной список. Что же получается, что ВСЕ настройщики пианино заведомо вводят клиента в заблуждение, преследуя одну единственную цель — обогатиться за Ваш счёт? С одной стороны это действительно так, но всё же необходимо расставить правильно акценты в данном вопросе.
Так, что же я имею в виду, обвиняя армию настройщиков в заведомом обмане клиента? Давайте рассматривать вопрос с точки зрения морали. Кто такой среднестатистический настройщик пианино, на бывшей территории СССР, каков его, если так можно выразиться портрет? Это, как правило, мужчина за 45, музыкант-неудачник, вынужденный заниматься нелюбимым, немодным ныне ремеслом, часто злоупотребляющий алкоголем, так как кроме нот, он как правило, нечего не знает, а музыка по большому счёту невостребованна, платить за неё никто не собирается, вот и приходиться, проклиная судьбу, «разводить на бабаки» доверчивых граждан. Профессия настройщика трудная, как с моральной точки зрения, зачастую приходиться угождать и нахваливать пианино, которое, по сути, давным-давно является рухлядью, так и с физической — приходиться вертеть колки, а это требует некоторой силы. К тому же, если так можно выразиться «давят со всех сторон, неизвестно откуда свалившиеся конуренты», «отбивая потенциальных жертв».
Обозлённый и неустроенный в современных реалиях жизни, настройщик вынужден набирать побольше заказов, что бы хоть, как-то выжить. Придя к Вам на заказ, он нервно посматривает на часы, сожалея, что пианино ни как не хочет настраиваться, а его ещё ждёт пара-тройка вызовов, в разных концах города. Так в чём же причина такого отношения к своему ремеслу огромной армии настройщиков? Она банальна, клиент не знает, что представляет собой его собственное пианино, а настройщик НИКОГДА даже не обмолвится о непригодности Вашего пианино к обслуживанию. Для того чтобы не быть голословным, обвиняя всех настройщиков в нечистоплотности, способных лишь к выуживанию с Вас денег, давайте проанализируем примерную схему работы мастера. И так, как и все незнакомые, с проблемой настройки-ремонта пианино, попробуем установить, как Вы находите мастера и соответственно он Вас.
За что мы платим деньги, приглашая домой настройщика? Как, за настройку, безусловно, скажите Вы, а за что же ещё? Так, что же понимать под термином «настройка пианино»? Для клиентов, особенно неподготовленных и неизбалованных в изысках и тайнах «около музыкального мира», думаю, что это вкладывается в понятие «любое позитивное изменение в звучании инструмента». И, это действительно, отчасти правильно, так как играть на дурно звучащем инструменте не только вредно для окружающих, но и утомительно трудно для самого исполнителя. Наше ухо устроено так образом, что за редким исключением, его «раздражает неправильный звук». Вот тут то и срабатывает главная, как теперь модно говорить «фишка настройщика», сделать всё предельно быстро, слупить деньги и ретироваться. Увы, это наиболее распространённый метод работы настройщика. Что Вы можете предъявить, такому мягко сказать, дельцу от музыки, да нечего. Даже, если через непродолжительное время после подобной настройки, пригласите к себе домой знакомого музыканта-профессионала, и тот в свою очередь засвидетельствует плохое качество настроечных работ, Вы ровным счётом нечего не докажите.
Это связано не только с личностью горе-настройщика, который сознательно ввёл Вас в заблуждение, убеждая, что «только ему, единственному профессионалу в городе подвластно настроить Ваше пианино». Конечно, Вы вправе вызвать мастера повторно, требуя устранить неточности в звучании, но тот в свою очередь потребует дополнительной оплаты, объясняя это «эксклюзивностью Вашего необычного, чудно звучащего инструмента», разглагольствуя о сложной работе, проделанной с данным пианино. С трудом верится, что вопрос со строем решится положительно. Главная причина заключается в том, что «настройка пианино» — категория субъективная, зависящая напрямую от множества субъективных и объективных факторов. Этим противоречием всегда пользуются недобросовестные мастера.
Критерием оценки понятия «настройка пианино» является совокупность технического состояния Вашего пианино, квалификация настройщика, его теоретические знания и возможность их полноценного применения на практике, Ваши собственные предпочтения темперации и множество ещё более незначительных моментов, влияющих на качество исполнения настроечных работ. Таким образом, можно констатировать, что требовать качество исполняемых услуг возможно только в случае, когда клиент понимает хоть что-то о предмете «настройка пианино».
Далее я попытаюсь развеять основные мифы о настройке пианино и, всё что с этим связано. Основой моих умозаключений по данному вопросу стала возможность собственных объективных физических экспериментов со звуками фортепиано и установления причинно-следственных связей в вопросе темперации. Подобные исследования стали возможными благодаря новым компьютерным технологиям, а именно с созданием цифрового тюнера (digital tuner). Иными словами, говоря проще, установить, что есть звук фортепиано, как его найти и от какой отправной точки начинать темперацию. Настройка пианино не должна стать какой-то чудодейственной операцией по распределению звуков в соответствии их классической звуковысотной организации посредствам вращения колков с последующей их фиксации. Действительно очень непросто распределить сначала одну из октав на 12, принятых в европейской классической традиции, равных долей. А, затем распространить эту темперацию на 88 клавиш фортепиано. Задача данной статьи не рассматривать правильность и последовательность такой операции. Попробовать разъяснить людям некоторые сложившиеся предубеждения по поводу особого дара настройщика, растиражированного ныне подобно модным экстрасенсам или колдунам. Дать объективную оценку работы настройщика, что он действительно делает, а что лишь провозглашает, пользуясь неведением простых людей.
Любая, даже выполненная «супер и профи» настройщиком темперация, скорее категория философская, нежели объективно-реальная с точки зрения законов физики и вот почему. Звук фортепиано (обычного акустического инструмента) возникает в результате внешнего воздействия (удара молоточка) по струне. Струна представляет собой глухо защемлённую балку, в результате такого внешнего воздействия вынуждена, отклонятся по определённой амплитуде движения, создавая звуковую волну. То есть колебания, которое наше ухо способно различать как музыкальный звук. Звуков при этом колебании возникает великое множество, но нам интересен, в контексте нашего исследования, так называемый основной тон, а не его гармоники. Далее речь всегда будет идти об этом основном тоне (звуке). При возникновении звука, мы его измеряем, для удобства, пусть это звук ля — первой октавы с частотой колебания в 440 Гц. Операция выполняется при помощи любого цифрового тюнера. На экране дисплея с особой точностью появляется латинская «А», таким образом данная струна отклонилась вправо-влево 440 раз за одну секунду. Вроде бы имеем точно звучащий звук ля-первой октавы. Но достаточно нам увеличить или уменьшить силу удара молоточка по струне, показания нашего камертона незначительно, но изменятся. Оказывается, существует прямая зависимость высоты, определённой ноты от силы звука. При «форто» и «пиано» слышатся условно «разные звуки». Но это скорее условность, с которой мы можем и должны мириться, так как это связано с звукоизвлечением повсеместно и на любых инструментах и не всякое «ухо» их слышит. Однако это частность, которая объективно доказывает непростую технологию природы музыкального звука.
Основная же трагедия исполнителя в том, что невозможно на долгий срок обеспечить точной фиксации требуемого звука по причине несовершенства конструкции фортепиано. Со времён изобретения фортепиано, в плане конструкции оно претерпело только некоторые количественные изменения, а фиксация струны обеспечивается до настоящего времени только силой трения в посадочном месте колка, которое, в процессе многочисленных настроек, постоянно разупрочняется. Даже примитивный, но более прогрессивный, червячный балалаечный механизм не нашёл применения в классическом фортепианостроении, а приверженцы такого усовершенствования подвергаются «гонениям» со стороны элиты настройщиков, «переживающих», что они впоследствии могут остаться без работы.
Таким образом, пианист большую часть своих занятий проводит на «условно темперированном» инструменте. Чтобы не быть голословным я нередко, в последнее время, применяю метод тестирования звуков. Так вот, результаты, увы, плачевны, так как расхождения в строе весьма значительны. В некоторых случаях звуки после недавней настройки не только занижаются, но и выявляются некоторые звучащие выше необходимого стандарта. И, причина не столько в непрофессионализме предыдущего настройщика, отсутствия для проверки в таком важном деле цифрового камертона, в большей степени срабатывает фактор несовершенства фиксации струны.
Следует сказать, что струны натянутые на металлическую (чугунную раму) позволяют себе расстраиваться. При этом несоответствие строя становятся наиболее ощутимыми, например, если струна ля-первой осталась и не расстроилась, а рядом си-бемоль значительно занижен. В теории получается, что оплата услуг настройщика клиентом осуществляется, лишь за мнимую, условную и самое главное, непродолжительную по времени фиксацию звука.
Однако одной констатации факта недержания строя нам мало. Нас больше интересует причина его устранения. Как было сказано ранее, фиксация определённых звуков с необходимой по стандарту высотой недолговечно. Можно констатировать следующее, что конструкция фортепиано требует не только периодической фиксации неправильно звучащих звуков, но и их детальной проверки посредством цифрового тюнера. Выявление быстрого расхождения в строе, например, строй «поплыл» через месяц, заставляет клиента-владельца пианино искать выход из сложившейся ситуации. Разумным решением было бы считать строй своего инструмента «условно темперированным». Что под этим следует понимать? «Да, я признаю, что большинство звуков моего фортепиано звучит, не совпадая с точным показанием тюнера, которые я самолично выявил в результате тестирования, но мои звуковые ощущения позволяют мириться с таким положением вещей. При этом я коплю средства для будущей настройки моего фортепиано».
Кардинальное решение — купить цифровое пианино, строй которого на все 100% будет всегда темперированным. Такое пианино нет необходимости тестировать на точность темперации. Звуковая карта такого «суррогатного брата пианино» выверена настолько точно, что не одна «псевдотеория» о гениальных настройщиках не выдерживает никакой критики, что, дескать, существует разница в строе и обычное пианино звучит по другому и, соответственно, настраиваться должно по биениям, цифровой тюнер, со слов тех же профессионалов непригоден для осуществления качественной настройки, разные звуковые сектора инструмента не улавливают в полном объёме всех обертонов и прочее. В «вину» цифровому тюнеру за его погрешности ставиться даже материалы, из которых изготовлен тот или иной инструмент, а также среда, в которой осуществляются подобные измерения.
Всё это досужие домыслы не имеющие нечего общего с наукой акустика. Все подобные, если можно так выразиться «погрешности» успешно решены при создании цифрового тюнера. МИДИ технологии более 30 лет вытесняют и надо сказать весьма уверенно и успешно аналоговое акустическое оборудование, «цифра», если так можно выразиться выхолащивает звук на всех уровнях. Постепенно возникает новая эстетика звука и окружающего нас мира. Не всем людям подобная революция по нраву. Но, как сказал кто-то из поэтов: «Времена не выбирают, в них живут и умирают».
Цифровое фортепиано открывает новые возможности в понимании, а далее, как следствие приобщения основной массы населения, к правильному темперированному звуку. Считаю неправильной и лишённой здравого смысла точку зрения о том, что существует разный подход в темперации обычного и цифрового пианино. Уйдут, в скором будущем, лживые «рассусоливания» настройщиков-ремонтироващиков с форума «Классика» об особенностях настройки, завышенных квартах и заниженных квинтах в угоду правильной темперации. Так называемых особенностей настройки просто нет, потому, что самый дешёвый и простой цифровой тюнер выявит не один десяток ошибок при настройке, выполненный настройщиком профессионалом. Подобные псевдотеории о звуке можно было бы «елозить» в средневековой Европе. Настройки технических характеристик цифрового тюнера превосходят и не дают сбоя в отличие человеческого, далеко не совершенного, уха даже самого «слышащего» настройщика. С уверенностью могу сказать, что тюнер для настройки пианино незаменимая полезная вещь, которая не только увеличивает работоспособность мастера и делает его действия более скоординированными, тем самым, способствуя меньшей силовой нагрузки как самого настройщика в процессе фиксации колка, так и создающим более щадящий режим для посадочных мест колка Вашего инструмента. В нашем случае тюнер является измерительным прибором не столько для мастера, приглашённого для темперации Вашего пианино, а скорее эталоном выполненных им работ. Показания тюнера — главный аргумент клиента, который вправе потребовать качество, где его нет. Такие требования не завышенная оценка требований клиента, основанная на его субъективных звуковых предпочтениях — это та шкала измерений звука, с которой трудно поспорить.
Приведу ниже пример, непростого подхода к использованию цифрового тюнера профессионалами с форума «Классика». Далее цитирую без купюр.
Раздел «Фортепианный тюнер»
Сообщение от Korgik
Почему до сих пор оркестранты по слуху настраиваются??? Даешь тюнерную настройку!
Оркестранты уже тоже настраивают по тюнеру. Почти повсеместно.
KLIZMA
Постоянный участник форум «Классика»
Был у меня случай в прошлом годе, так вот через этот случай я многое передумал, а случай вот какой. Перед репетицией одного оркестра на открытой площадке мне было велено настроить пианино на 441. Светило жаркое летнее греческое солнце, в воздухе висела полуденная тишина, и, несмотря на то, что я был под большим зонтом вместе с пианино, комфорта было мало. Обливаясь потом, я его настроил в 441. Была репетиция, все были довольны. Потом ушли на сиесту. После 7 часов вечера мне надо было поправить пианино, потому как оно всё равно бы поплыло, температура стала снижаться под вечер. Я не посмотрел уровень строя, а просто подправил его. Пришла гитаристка, ткнула в «ля» свой мерзкий палец и сравнила с тюнером: было уже 440. Она начала орать на меня, что не сможет так низко /!/ играть, и ваще, мы тут все- дилетанты
Теперь я имею с собой электронную прогу, и очень быстро всё подправляю. Подходят, проверяют тюнером, и молча отходят.
Хотим мы, или не хотим, но будущие поколения мастеров будут так-же использовать эти программы для настройки, как сейчас используют настроечный ключ. Убеждён!
Здесь следует также добавить, что если бы цифровые пианино, имеющее в своей основе МИДИ, не отвечали одной из основных характеристик звука, а именно правильной темперацией, то, скорее всего не имели бы ежегоднорастущих продаж и распространения по всему миру, признанию музыкантов профессионалов. Люди не стали бы платить больших денег, а на настоящий момент они стоят пока ещё относительно дорого, относительно своих аналоговых собратьев.
Я не призываю повсеместно и скоропалительно отказываться от обычных инструментов, заменяя их на цифровые, не объявляя «Крестового похода» всему миру настройщиков-ремонтировщиков, лишь призываю граждан к осознанному выбору в вопросах темперации. Не дайте ввести себя в заблуждения, платите деньги только за действительно настроенный инструмент, хотя, как я ранее писал, следует весьма скептически относиться к понятию «хорошо настроенное пианино». Если нет возможности в приобретении цифрового пианино, то купить тюнер и время от времени сверяйтесь с его показаниями, тестируя своё пианино.
Подводя итог всему вышесказанному, следует констатировать, во-первых механизм фортепиано требует постоянной настройки, так как не способен надолго обеспечить стабильность строя. Из этого следует, что настройщик должен приходить к Вам часто, что в свою очередь требует значительных материальных затрат, в противном случае, игнорируя вызывать мастера — Вы играете на условно темперированном строе. Во-вторых. Настройщик, такой же живой человек и может совершать ошибки во время процесса настройки.
К примеру, Вы приобрели ребёнку инструмент или пианино досталось Вам по наследству, надо как-то его настроить. Куда обратиться, безусловно, к профессионалам, мастерам своего дела. Да вот незадача, в Вашей музыкальной школе, куда поступил сын, уже более 5 лет настройщика музыкальных инструментов нет в штатном расписании и Вас это не останавливает, а как же школьные инструменты, что их никто не обслуживает? Наверное, школа приглашает приходящего настройщика, наивно полагаете Вы, но это не так. Музыкальные инструменты в Вашей школе, и в большинстве таких же средне специальных учреждений культуры, со времён перестройки никто не настраивал и не собирается ремонтировать в ближайшие годы и причина не только во всеобщей разрухе системы школьного образования и отсутствии мастеров, но и в банальной коррупции, сговоре педагогического коллектива.
Как правило, директор или завуч, на словах всей душой радеет за настройку, пока дело не доходит до оплаты работы настройщика. Здесь и возникает огромное поле для коррупции. Во-первых, зачем платить, когда можно не платить? Есть возможность «договориться о настройке с человеком, имеющим лицензию на подобную практику». Полагаю, что имеют случаи быть, когда и сам настройщик-ремонтировщик, что говориться «вживую» не был в стенах данной школы, всё, что от него потребовалось, так это расписаться в графах документов, да положить «свою долю» от афёры в карман. Кто из родителей и учащихся в современном обществе способен «вывести на чистую воду» чиновников-коррупционеров в лице администрации школы, себе дороже будет. Причём, как простой родитель сможет обвинять администрацию учебного заведения, что пианино не подготовлены к учебному процессу, не отвечает возложенным на инструмент необходимым техническим требованиям. Проблема по поводу плохого парка музыкальных инструментов и их ненадлежащего обслуживания, в первую очередь возложена непосредственно на администрацию учебного заведения. Но, чаще администрация умалчивает тот факт, что школа не должна функционировать по причине отсутствия должного технического обслуживания музыкальных инструментов. Педагоги ещё более зависимы от администрации в сложившейся порочной практике. Кому придёт в голову идея кричать во весь голос, что «Наши пианины давно не играют! SOS!». Завуч лишит часов и премиальных, и всякого рода привилегий, отсюда вывод: надо помалкивать. Вновь прибывшей гвардии молодых пианистов и их родителей, и вовсе лучше нечего об этом не знать, и до поры до времени не догадываться, куда они попали. Но оставим в покое музыкальную школу со всеми её «подводными течениями и рифами», сейчас Ваша первостепенная задача настроить собственное пианино, у «себя любимых» дома!
Несколько советов, которые помогут понять, как вести себя с приглашённым в дом настройщиком пианино. Что требовать и за что платить.
Если уж Вам выпал крест настроить пианино, необходимо чётко и с уверенностью установить для себя, какие непосредственные задачи после настройки пианино Вы будете решать на инструменте. Коль скоро после посещения мастером у Вас возникнут проблемы, то, как Вы будете их грамотно решать. Первое, что должно остановить от приглашения мастера в дом — это заявление, «что, дескать, завтра я не могу, а вот в субботу с 11 до 12, я весь в Вашем распоряжении». Подобные заявления должны натолкнуть на мысль, мастер не видя и не зная пианино с особой категоричностью, а самое страшное с уверенностью Гуру «наладит» ВСЁ за час, лишь бы была готова оплата 2000р. Если же на том конце трубки, Вас внимательно выслушивают и не прерывают, задают наводящие вопросы, живо интересуются о целях и задачах, высказывают некоторые сомнения о целесообразности настройки Вашей «Беларуси», вероятнее всего, что на проводе с Вами беседует действительно настройщик и в перспективе есть вероятность пригласить его на осмотр.
Но подобная практика очень часто может разочаровать клиента, в момент непосредственного контакта с мастером. По телефону, всё, о чём говорится, будет ненавязчиво «гладко-келейно», но при вызове, мастер заявит о новой, дополнительной оплате за свои услуги, выявит «кучу, требующих безотлагательных решений вещей, о которых Вы и подумать не могли, приглашая на консультацию». Вы ведь хотели только настроить свой инструмент. Поэтому я бы очень не советовал искать настройщика по всякого рода объявлениям, в том числе и по интернету. Большинство сайтов провозглашают огромное количество услуг по обслуживанию фортепиано, но так ли это в действительности, столько ли стоят их услуги, отмеченные в релизах цен, и уж чему не стоит доверять в первую очередь, так это пестрящими фотографиями со знаменитостями.
Поясню почему. Максиму Галкину, настройщик разрекламированного сайта возможно и настроил рояль, но будет ли данный настройщик также качественно настраивать Ваш инструмент? Оптимально бы было решение пригласить мастера настройщика по совету-рекомендации своих друзей, не плохо бы, если есть возможность оценить его работу, посетив уже настроенные им пианино. Чем больше Вы будете располагать положительной информацией о предполагаемом потенциальном приглашённом настройщике, тем больше вероятность в успехе операции.
По стечению обстоятельств и Божьей помощи Вам удалось получить телефон мастера, так что же необходимо оговорить с ним по поводу предстоящей настройке. Далее я буду рассматривать слово «настройка», а именно выравнивания в соответствии с необходимым стандартом звуков Вашего пианино. Главный вопрос с Вашей стороны будет следующим: «На какой срок он гарантирует стабильность строя, на месяц, год?» Если в ответ прозвучит фраза: «я гарантирую, что год мы с Вами по-хорошему не встретимся. А, в случае рекламации, я по первому требованию приду и исправлю несоответствия» — следует с некоторой долей скептицизма доверять такому заявлению. В противном случае, когда за рекламацию придётся вновь вносить оплату, лучше отказаться. И, это не сколь предубеждения в некомпетентности настройщика, а скорее в особенностях конструкции фортепиано.
Так в чём же эти особенности. Или почему нельзя надолго обеспечить строй фортепиано.
Конструкция фортепиано, как было описано ранее, уходит своим корнями в глубокую древность и в настоящее время в техническом плане не претерпела существенных изменений. Используемые материалы и методы профилактики ремонта и технического обслуживания также остались в угоду классической традиции без изменения. Однако я не ставлю целью данной статьи подробно излагать «слабые места» в обслуживании пианино, это прерогатива специалистов и практиков. Одно лишь могу заявить открыто и прямолинейно, как я уже описал ранее, невозможно на продолжительно долгий период времени выполнить настройку пианино. Поэтому очень часто дети в музыкальных и прочих заведениях в течение года вынуждены обучаться на непригодных пианино, а в конце года директор приглашает в актовый зал настройщика. У родителей и приглашённых гостей складывается «положительное» впечатления от выступления и заботе об учениках со стороны педагогов и администрации".
Если правильно выразить мысль, то с технической, физической точки зрения «настройка, темперация звуков фортепиано-это фиксация на непродолжительный отрезок времени звуков в определённой частотной зависимости, подчинённых своим звучанием понятием «классического 12 ступенного лада». Почему «непродолжительной» фиксации? Причина в несовершенстве конструкции фортепиано. Даже не беря во внимание квалификацию настройщика, качество инструмента, климатические условия, атмосферное давление, качество материалов из которых изготовлен наш инструмент, он быстро расстраивается, причём это не, просто домысел, а реально проведённые опытным путём исследования. «Скорорасстраиваемость» пианино обусловлено весьма примитивным механизмом крепления струн. Имея в наличии всего лишь самый дешёвый цифровой тюнер, мы с лёгкостью убедимся, что по истечению, скажем недели, показания не соответствуют необходимым колебаниям. Хотя сам настройщик, во время работы показывал нам измерения, где нота «ля 1» = 440, мы сами это видели!
Как было сказано ранее и, подытоживая всё вышесказанное, хотелось бы отметить, что под понятием «настройка пианино» следует понимать условное, с определённой долей погрешности некоторого соответствия звуковысотного положения звукоряда нашего фортепиано. Отвечая на вопрос: «сколько стоит настроить пианино?», мы должны отдавать себе отчёт, что платим лишь за «условный строй», который устраивает нас в силу понимания предмета «настройка пианино». Отсюда вытекает главный вывод-ответ на поставленный вопрос: «Сколько стоит настройка пианино?», ровно столько, сколько просят за свои услуги настройщики и насколько кошелёк клиента позволяет платить за собственные заблуждения. Два этих основных фактора: недолговечность фиксации и человеческий фактор необходимо признавать как объективную реальность и исходя из этого, если есть возможность заменить фортепиано на инструмент лучшего качества. Искать более квалифицированного и честного настройщика, либо приобрести или изготовить самостоятельно настроечный ключ, подстраивать «нестроющие» звуки, постепенно постигая основы темперации. Если нет возможности пригласить специалиста, самостоятельно настроить также проблематично, смело покупайте цифровое пианино, которое Вас «не подведёт» никогда.
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...