• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подготовка материала: Грандмастер

Не пора ли лечить бедных?

Недавно многие сайты запестрели кричащими заголовками: «Лекарство от бедности», «Ученые предлагают искоренять нищету медикаментозно», «Бедность не порок, а болезнь». Поводом к этому послужили интересные выводы американского профессора Марты Фарах, директора Центра когнитивной нейрофизиологии при Университете Пенсильвании, изучавшей взаимосвязь бедности и интеллектуальных способностей детей.

У бедных детей, как правило, хуже идут дела в школе. Дети из богатых семей с учебой справляются лучше. В этом нет великого открытия (единичные случаи, когда дети из бедных семей — такие, как Ломоносов! — развивают свой интеллект до гениальности, являются исключением из правила). Однако одна гипотеза о том, почему бедность так часто идет рука об руку с низкими интеллектуальными достижениями, может оказаться взрывной. Марта Фарах выдвинула предположение, что детство, полное лишений, влияет на физическое развитие мозга и дает его обладателю ущербный интеллектуальный потенциал, не позволяя и в дальнейшем вырваться из бедности! По этой причине, говорит профессор Фарах, бедность заслуживает, чтобы ее рассматривали как заболевание, с последствиями которого помогут бороться препараты, меняющие поведение.

Соответственно, если бедность разрушает мозг, вполне логично звучит утверждение, что в целом бедняки принимают «худшие» решения, чем богатые люди. А если это так, несут ли они такую же ответственность за свои действия? Справедливо ли, скажем, винить курильщиков, страдающих раком, или людей, страдающих ожирением, в их состоянии? В обеих категориях непропорционально представлены бедняки.

Фарах провела несколько экспериментов для проверки когнитивных функций — языка, памяти и визуальной обработки информации — у детей с низким и средним социально-экономическим статусом. Она заинтересовалась связью между социально-экономическим статусом и когнитивными успехами детей, когда начала приглашать беббиситтеров (нянек), которые были беднее, чем она сама, и хуже образованны. «Их дочери и сыновья, племянницы и племянники начинали жизнь явно с таким же потенциалом, как моя дочь и ее друзья, — пишет Фарах в своей книге „Нейроэтика“. — Но шли годы, и я видела, что их пути расходятся».

Когда дети на стороне Фарах учились читать газетные заголовки, дети на другой стороне демонстрировали «печальную осведомленность» о более жестоких предметах — о тюрьме, о стрельбе, о насилии. «Мне показалось, что у детей в слоях с низким и средним социально-экономическим статусом совсем иное представление о мире», — отметила Фарах. Она обнаружила, что «самыми четкими нейрокогнитивными корреляциями с социально-экономическим статусом» были язык, память и когнитивный контроль (задачи со сложным планированием). Иными словами, дети с низким социально-экономическим статусом стабильно показывали худшие результаты по сравнению с детьми со средним социально-экономическим статусом в тестах на память, язык и планирование. Нетрудно увидеть, как это приводит к менее лучезарному будущему.

Конечно, может быть, не бедность разрушает мозг, а заранее — на генетическом уровне! — разрушенный мозг не дает вырваться из бедности. Наблюдения за детьми с низким социально-экономическим статусом показывают, что IQ — не идеальный, но полезный способ оценки интеллектуальных возможностей — как минимум в той же степени, если не больше, зависит от обстановки, что и от генетики (как говорят российские педагоги, всё — от наследственности, всё — от воспитания!). Интересно, что другое исследование показывает: даже короткий период бедности может негативно отразиться на когнитивном развитии ребенка. Младшие дети в семье страдают больше, и это наводит на мысль, что бедность действительно оказывает влияние на раннее умственное развитие.

Позже все прочие проблемы, связанные с неимущей жизнью: недостаток железа, плохое питание, действие свинца (в шелушащейся краске), матери, которые употребляют наркотики, курят и пьют во время беременности, — снижают школьные успехи, точно так же, как отсутствие игрушек и книг. Это подтверждает мысль, что бедная (в любом смысле!) атмосфера притупляет ум.

А люди с хорошим финансовым здоровьем обладают лучшим физическим здоровьем (и живут дольше), чем те, кто ниже в социальной иерархии. В таком случае бедность причиняет детям вполне конкретный вред, изменяя их мозг. Профессор Фарах приходит к выводу, что «нейрофизиология может превратить детскую бедность из проблемы экономических возможностей в биоэтическую проблему»…

Ну что, начнем лечить бедных?

Всего Вам доброго!

Статья опубликована в выпуске 10.01.2007
Обновлено 4.02.2015

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Очень познавательная статья!

  • Очень хорошо "поданный" материал, но по своей сути полный бред, дело вовсе не в каких то отклонениях, а в разнице возможностей. Кстати как пример, дети из "глубинки" быстрее поднимаются попадая в условия. когда есть ГДЕ учиться, чем дети даже "обеспеченных" родителей. А те же американцы уже давно признали что дети из семей с большим капиталом как правило недоразвиты как умственно так и физически, просто современная медицина действительно делает чудеса, если есть чем заплатить На мой взгляд, статья очень вредная по содержанию, хотя и написана очень хорошо с литературной точки зрения.

    Оценка статьи: 3

  • Ясно, пора. Только лекарства или утопичны, или антигуманны (читай статью между строчек)...

    Оценка статьи: 2

  • Статья не убеждает

    Если взять для сравнения такую, далеко не сытую и не богатую эпоху, как послевоенные годы в Советском Союзе, то почему-то дети из бедных семей (а таких было большинство) не становились сплошь преступниками и неудачниками. И желание учиться было, и желание заниматься спортом, художественной самодеятельностью, техническим творчеством. В то же время, далеко не все дети "новых русских", заваленные игрушками, обучающими программами и имеющие индивидуальных педагогов, обладают высоким интеллектом. Психологи отмечают раннюю пресыщенность жизнью, ибо нечего хотеть, не к чему стремиться.

    Честно говоря, ни за что бы не променял свое детство в питерской коммуналке на новорусский особняк и индивидуального "тьютора". Мир, в котором я рос, был материально значительно беднее, но духовно – чище и добрее нынешнего. И бандюганы с квадратными челюстями не были нашими героями. Я не идеализирую советское прошлое; там хватало своих перекосов. Но наше детство было более безопасным, и охранники в школе не дежурили.

    Оценка статьи: 3

  • Отличная статья.

    Очень вдумчивый подход к материалу и довольно живые рассуждения. Немного скомканный вывод (или призыв?), вплоть до банального: - и что же с этим всем нам делать, лечить что-ли?
    Но это не умоляет позитивность и мастерство.
    Мне кажется, что небольшая ошибка в причинах, выбранных автором для анализа ситуации с неумеющим большинством стать богатыми. И общим высоким уровнем "бедности".
    Так вот - в качестве размышлений, навеянных статьёй.
    Кстати - благодарю, что так качественно написали, что заставили задуматься.
    Неумение выбраться из бедности, на мой взгляд, немного в ином.
    В образовании и воспитании.
    Как воспитывался каждый советский школьник, да и сейчас - мало что изменилось в СНГ. Слишком велика масса этого маховика, чтобы раскрутить его даже за 50 лет.
    Учили и вдалбливали в головы - что нужно работать. Стать специалистом - и работать.
    Не понятно...
    В US, например - главная задача в воспитании детей: привить стремление стать президентом или миллионером.
    В Германии - привить способности жить честно и выполнять свою работу качественно.
    А Русь - привить желание работать.
    Утрированно, конечно.

    Это ещё от Ульянова и Сталина, разработки ВЧК и ГРУ.
    Создать - работающий народ.
    Что и получили.
    Воспитанные в таком русле люди - просто не в состоянии осознать себя в процессе выхода из бедности.
    Работать нужно, всё лучше и всё больше.
    В принципе - промыты мозги на генетическом уровне.
    И вылечит - только время. Когда масса выучившихся и воспитавшихся в иных системах воспитания, людей - не превысит имеющуюся, воспитанных при существующейся системе.
    Об этом очень много пишут исследователи и учёные в странах бывшего Советского блока. Польша, Чехия, Вегрия, Румыния.
    И их выводы, а также - действия, предпринимаемые чтобы ускорить эти процессы - весьма убедительны.
    Как-то так.
    Извините, если испортил настроение.
    Но если говорить серьёзно - то ситуация где-то такая.
    Успехов.
    тем не менее - за статью:
    Пять.

    Оценка статьи: 5

  • как гипотеза в результате мозгового штурма -
    гениально. Как серьезно поданый материал -
    бред полный!

    есть ли у вас статистика относительно процентного
    соотношения "безболезненных" и "болезненных" детей
    из состоятельных семей?

    сколько в среднем поколений "держиться" сколоченное
    состояние?

    Успешность состоятельных деток базируется на
    нескольких составляющих: успешный опыт родителей,
    высокая самооценка, психическая устойчивость к
    внешним воздействиям, качественное питание, возможность
    поддержания разнообразных увлечений и занятий (нет
    финансовых ограничений). Не исчерпывающе, конечно,
    но смысл, думаю, понятен.

    Оценка статьи: 1

  • Пора!!!!!!!!!!!!!!!

  • В украине это просто делается населения уже осталось 45 млн от 52 млн. и с каждым годом бедных становится все больше, просто лекарств не хватит,

  • Давно пора!

    Лечит бедных... Конечно, давно пора! Отсюда ведь и многие проблемы, и рост криминала... Вот только кто этим конкретно займётся? Если бедные не нужны ни государству своему, ни обществу...