Человечество еще не видело такого громадного корабля. Самый большой, самый мощный, самый надежный, абсолютно, как утверждали конструкторы, непотопляемый, он и название получил соответствующее — «Титаник». Спущенный на воду с Королевских верфей, «Титаник» ушел в свое первое плавание — и не вернулся. Невиданная катастрофа потрясла мир.
Строители и владельцы этого гиганта пассажирского флота самонадеянно заявляли: «Сам Господь Бог не сможет потопить этот корабль». Тщеславие и гордыня были жестоко наказаны: колоссальный айсберг в считанные мгновения вспорол корпус «Титаника», сделанный из двух слоев стали, и ледяная вода Атлантического океана хлынула в отсеки.
«Титаник» затонул в считанные часы. Оркестр еще играл популярный шлягер, а корабль уже начал погружаться в черные воды океана.
Роскошный пароход-гигант считался символом «золотого века», который оборвала первая мировая война. Американский писатель Том Шейлз сказал: «Это был не просто корабль, это была капсула времени, унесшая с собой в могилу весь блеск и тщеславие «золотого века».
Можно ли было избежать чудовищных человеческих жертв при трагедии «Титаника»? Да, утверждают исследователи. Если бы владельцы судоходной линии «Белая звезда» оснастили пароход достаточным количеством шлюпок и плотов, спастись удалось бы не сотням, а, возможно, тысячам пассажиров. Но хозяева даже мысли не допускали, что корабль может затонуть.
Короткая и драматичная жизнь «Титаника» началась в конструкторских бюро судостроительных верфей Харланда и Уолфа в Белфасте, Северная Ирландия. Его создатели, увы, больше заботились о роскоши и скорости, чем о безопасности плавания.
Проектировщики представили «революционный» проект, согласно которому корабль должен был оставаться на плаву при любом происшествии на море. Проект предусматривал создание шестнадцати водонепроницаемых отсеков вдоль корпуса корабля. Переборки между отсеками отличались особой прочностью — такой тип переборок еще не использовался ни в гражданском, ни в военном флоте. Создатели «Титаника» уверяли, что корабль не получит сколько-нибудь серьезного крена, даже если окажутся полностью затопленными два отсека.
Опытнейшие кораблестроители и дизайнеры, инженеры, клепальщики, столяры-краснодеревщики и другие специалисты самоотверженно трудились, создавая самый роскошный корабль в мире. Все на нем поражало и вызывало удивление. Длина «Титаника» составляла 275 метров; четыре огромные дымовые трубы диаметром 6,7 метра каждая словно четыре башни возвышались над этой громадиной, высота которой от киля до тоновых огней равнялась высоте одиннадцатиэтажного дома. Вес корабля составлял 46 тысяч тонн. Специально спроектированные двигатели мощностью в 50 тысяч лошадиных сил позволяли этому гиганту двигаться со скоростью 23 узла в час.
Пассажиры первого класса могли, что называется, купаться в роскоши. На корабле для них был сооружен плавательный бассейн — в ту пору новинка в судостроении. Пассажиры могли во время плавания нежиться в турецких банях, заниматься гимнастикой в роскошном спортивном зале, играть в теннис на специальном корте, отдыхать в «версальской гостиной», в «парижском кафе», в пальмовом саду, в многочисленных музыкальных салонах, ресторанах и барах.
Для пассажиров первого класса были оборудованы шикарные апартаменты и каюты-люкс, для остальных — удобные каюты второго и третьего класса.
Администрация пароходной линии «Белая звезда» широко разрекламировала «Титаник» — самый большой и роскошный корабль в мире. Наверное, поэтому список пассажиров первого рейса из Саутгемптона в Нью-Йорк представлял из себя подлинный справочник «Кто есть кто». Там фигурировали фамилии самых богатых и известных людей того времени: финансиста Бенджамина Гугенхейма, прославившегося своей благотворительностью; его именем впоследствии был назван знаменитый музей искусств в Нью-Йорке; совладельца крупного универсального магазина «Мэйсиз» Исидора Штрауса; американского художника Фрэнсиса Миллета и многих других богачей и знаменитостей. Многие из них отправились в путешествие со своими семьями.
Строительство «Титаника» обошлось тогда в 4 миллиона фунтов стерлингов. В сегодняшних ценах это 100 миллионов — совершенно фантастическая сумма. В свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк корабль отправился под британским и американским флагами 10 апреля 1912 года. На его палубах разместились 20 спасательных шлюпок — на четыре больше, чем требовал Британский кодекс торгового мореплавания, но страшно мало для того, чтобы поместить на них всех пассажиров корабля-монстра.
Роковое путешествие.
Первые пять дней, проведенные в открытом море, не принесли команде «Титаника» никаких неожиданностей. Ночью 14 апреля море сохраняло спокойствие, но кое-где в районе плавания виднелись айсберги. Они не смущали капитана Смита…
В 11 часов 40 минут вечера с наблюдательного поста на мачте неожиданно послышался крик: «Прямо по курсу айсберг!» Одновременно прозвучали три удара судового колокола — предупреждение о надвигающейся опасности. Тридцать секунд спустя произошло столкновение лайнера и ледяной горы. Оно потрясло огромный корабль, обрушив массу ледяных осколков на шикарные палубы из тикового дерева. Из своих кают высыпали пассажиры. Они любовались сказочной картиной: в ночи, под электрическими прожекторами льдины сияли, как алмазы.
Еще никто не осознавал, что произошло, никто не ощутил зловещего дыхания смерти. Люди смеялись, подбирали острые осколки.
Надводная часть айсберга по высоте составляла примерно около 30 метров. Можно только попытаться вообразить, как огромно было то, что скрывалось под водой. Айсберг пробил большую брешь в правом борту корабля и легко, как бумагу, разорвал водонепроницаемые отсеки, на которые возлагались такие большие надежды. В гигантский корабль с невероятной скоростью хлынула ледяная вода.
Сначала были полностью заполнены первые пять отсеков, затем вода начала поступать в шестой и седьмой, и постепенно все отсеки были заполнены водой.
Слишком медленно до капитана Смита начала доходить невероятность происходящего. Слушая доклады офицеров о катастрофе, он просто не мог поверить своим ушам. А драгоценные минуты уходили впустую. Лишь в полночь капитан приказал пассажирам садиться в шлюпки, а терпящий бедствие корабль подал сигнал «SOS».
Эвакуация сопровождалась многочисленными человеческими трагедиями. Так, Ида Штраус отказалась оставить мужа и занять место в шлюпке. Когда лайнер скрылся под волнами, она приняла смерть вместе с любимым. А вот председатель пароходной линии «Белая звезда», который нес моральную ответственность за тысячи пассажиров «Титаника», не проявил такого мужества. Он прыгнул в шлюпку и… провел остаток жизни, презираемый и осуждаемый всеми, кто его знал.
Узнав о катастрофе, угольный король Гугенхейм и его камердинер Виктор Джиглио надели вечерние костюмы и приготовились к встрече со смертью как истинные джентльмены. Утонули десять миллионеров. Вместе с ними на дно ушли бриллианты и другие богатства, оцененные потом в 4 миллиона фунтов стерлингов.
Из-за нечетких действий команды на палубах «Титаника» возникла паника. На борту помимо шлюпок имелись разборные плоты, на которых могли спастись многочисленные пассажиры, но вовремя их не собрали и хранились они в неподходящих местах.
Когда начался губительный крен корабля, в ночное небо над океаном были пущены сигнальные ракеты — последняя призрачная надежда капитана на помощь проходящих судов. Трудно было рассчитывать на удачу, и все-таки счастливый случай мог помочь обреченным. Вахтенный пассажирского парохода «Калифорния», находившегося в девятнадцати милях от терпящего бедствие «Титаника», заметил сигнальные ракеты.
Но, как это часто случается, судьба не дала жертвам катастрофы последнего шанса. Вахтенный принял сигналы бедствия, призыв о помощи за обычные осветительные огни другого парохода, и «Калифорния» в блаженном неведении дрейфовала в ледяном поле всю ночь. Только в пять часов утра ее капитан решил направиться в подозрительную зону. К тому времени «Титаник» уже давно покоился в своей мрачной ледяной могиле.
Самая трагическая судьба постигла пассажиров-иммигрантов, занимавших каюты третьего класса. Находясь в нижних ярусах корабля, они попали в настоящую ловушку, поскольку американская иммиграционная служба приказала закрыть на ключ все двери, ведущие на верхние палубы. К тому времени, когда толпы людей вырвались наверх, большая часть спасательных шлюпок была уже спущена на воду.
Через два часа тридцать пять минут после катастрофы крен «Титаника» составлял почти 90 градусов, то есть корабль практически лежал на борту. А затем суперлайнер исчез под водой, образовав на поверхности моря гигантский водоворот, который втягивал людей и обломки такелажа. Послышалось агонизирующее шипение, море вздули массивные воздушные пузыри, образовавшиеся в результате взрыва паровых котлов — и все закончилось. «Титаник» стал медленно опускаться на четырехкилометровую глубину.
Пароход «Карпатия», принявший SOS, на всех парах летел к месту катастрофы. Прибыл он с опозданием в один час, но успел подобрать людей, которые спаслись на шлюпках. Таких счастливцев, как уже указывалось, оказалось 705 человек.
Подводная могила.
Семьдесят три года пролежал корабль в своей глубокой подводной могиле как одно из бесчисленных свидетельств человеческой беспечности. Слово «Титаник» стало синонимом обреченных на неудачу авантюр, героизма, трусости, потрясений и приключений. Были созданы общества и ассоциации спасшихся пассажиров. Предприниматели, занимающиеся подъемом затонувших судов, мечтали поднять суперлайнер со всеми его бесчисленными богатствами.
В 1968 году команда водолазов, возглавляемая американским океанографом доктором Робертом Баллардом, нашла его, и миру стало известно, что под огромным давлением водной толщи гигантский корабль развалился на три части.
Обломки «Титаника» были разбросаны на площади радиусом в 1600 метров. Баллард нашел носовую часть корабля, глубоко проникшую в грунт под тяжестью собственного веса. В восьмистах метрах от нее лежала корма. Неподалеку находились развалины средней части корпуса.
Среди обломков корабля по всему дну валялись разнообразные предметы материальной культуры того далекого времени: набор кухонных принадлежностей из меди, винные бутылки с пробками, кофейные чашки с эмблемой судоходной линии «Белая звезда», туалетные принадлежности, дверные ручки, канделябры, кухонные плиты и керамические головки кукол, с которыми играли маленькие дети…
Одним из самых потрясающих подводных образов, который запечатлела кинокамера доктора Балларда, стала сломанная шлюп-балка, безвольно свисающая с борта корабля — молчаливый свидетель трагической ночи, которая навсегда останется в списке мировых катастроф.
Хорошо, что история изучает случившееся. Хорошо, что нет для этой науки сослагательного наклонения...
0 Ответить
Сижу и плачу..
0 Ответить
Так все же, КТО виновен в гибели "Титаника"? Статья на сей вопрос не отвечает.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Да, статья больше о том, кто виновен в гибели такого количества людей, но и конструкторов упомянули:
"Айсберг пробил большую брешь в правом борту корабля и легко, как бумагу, разорвал водонепроницаемые отсеки, на которые возлагались такие большие надежды."
0 Ответить
Просто конструкторы не предусмотрели скользящий удар. Если бы он был лобовой или боковой - ничего страшного не случилось бы. Отчасти виновен первый помощник капитана (сам капитан сдал свой пост на тот момент). При появлении айсберга помощник скомандовал "лево руля" и "задний ход". Потому судно бортом о лёд и чиркнуло. Если бы только задний ход дал - "Титаник" носом бы въехал в айсберг и остался бы на плаву (только носовые отсеки бы затопило). Или - не снижая скорости повернул бы - просто уклонился бы от столкновения. А вот вместе оба решения привели к трагедии. Но это все лирика. Что случилось - то и должно было произойти. Рок, фатум, судьба...
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Цитата из сообщения Павла :...При появлении айсберга помощник скомандовал "лево руля" и "задний ход". Потому судно бортом о лёд и чиркнуло. Если бы только задний ход дал - "Титаник" носом бы въехал в айсберг и остался бы на плаву (только носовые отсеки бы затопило). Или - не снижая скорости повернул бы - просто уклонился бы от столкновения. А вот вместе оба решения привели к трагедии. Но это все лирика...
У ''Титаника'' слишком слабая рулевая тяга, ну и скомандовал он лево на борт, пароход даже и с места-бы не сдвинулся, на скорости в 22-23 узла, корабль такого размера с места просто не сдвинуть, а если просто ''полный назад'' корабль мог приподняться об стенку айсберга и в лучшем случае протаранить свое днище ,что залило бы водой те-же самые 2 отсека, а в худшем ,пробил бы айсберг и опрокинулся. Если учесть размеры айсберга и размеры корабля, избежать столкновения на такой скорости было невозможно. Никто небыл виновен в гибели ''Титаника'', это судьба. ''Титаник'' и вправду был красивым кораблем, сколько не смотрел я фотографий, чертежей, альбомов, красота просто неописуемая. В наше время, такой корабль не сделает НИКТО! Сейчас внимание уделяют не роскоши, а деньгам. Чем дешевле и больше, тем прибыльней. Тот-же ''Merry Queen 2'', или как его там, ну больше он ''Титаника'', и что ? 2 тупо бассейна на палубе, каюты с деревянной мебелью но железной обшивкой, никаких оркестров, никаких личных прогулочных палуб, идиотским громадным кораблям нашего времени, не сравнится с ''Титаником'', никак!
0 Ответить
У Скрягина хорошо написано про гибель "Титаника"
0 Ответить
Читал немного другую версию, правда она отличается деталями, но как обычно, когда точно никто не знает как было дело, этих деталей становится все больше. А может специально кто-то запутывает,что бы спрятать концы в воду?
0 Ответить