Как известно, революция — это переворот, обычно связываемый с военно-политическим переворотом, за которым следует смена правящего режима и ломка существовавшей социальной и экономической структуры. «Промышленная революция» отличается не воинственным характером происходивших в обществе преобразований, хотя она затронула без исключения все сферы общественной жизни.
Промышленный переворот повлек за собой радикальные преобразования в человеческом обществе. Так, техническая его сторона состояла в становлении машинного производства, привлечении к процессу производства новых источников энергии, развитии средств транспорта и связи. Говорить о «революции» стало возможным без боязни ошибиться после того, как машины стали производить машины (т.е. производство промышленного оборудования было автоматизировано).
Экономический аспект, прежде всего, нашел отражение в перемещении центра экономической жизни из аграрного сектора в индустриальный. Этому сопутствовали и пертурбации в социальной структуре, воплощенные в ускорившейся урбанизации, модификации классового состава социума (появление рабочего класса), возникновении предпосылок для формирования индустриального общества.
Промышленная революция раньше, чем в других странах, началась и закончилась в Англии (длилась примерно с 1760-х по 1830-е гг.). Во Франции периодом «революционных» преобразований в социально-экономическом укладе были 1810 — 1860-е гг., в Германии — 1830 — 1870-е г. В США промышленная революция началась в первом десятилетии XIX в.
Для того чтобы переход к машинному способу производства со всеми сопутствующими этому преобразованиями технического, хозяйственного и социального характера стал возможным, должен был сложиться комплекс факторов. Таковыми стали накопление достаточного количества капитала, становление финансовых учреждений, готовых предоставлять на условиях ссуды временно свободные средства для инвестирования в развитие экономики, утверждение в качестве основополагающего принципа свободной торговли, ряд важных изобретений, следовавших одно за одним и делавших свой вклад в переход от мануфактур к фабрикам.
Ключевыми изобретениями, без которых трудно себе представить весь переворот, сначала были те, которые были направлены на повышение эффективности хлопчатобумажного производства («летучий челнок» Кея, механическая прялка Харгривза, механический ткацкий станок Картрайта), затем пришел черед для паровой машины Уатта (1784 г.). Появление паровоза Стефенсона и парохода, созданного Фултоном, ознаменовало начало «века железа и пара». Была построена первая железная дорога, которая связала американские города Огайо и Балтимор в 1830 году.
В каждой стране промышленный переворот имел свои особенности, которые позволяли говорить об отличиях этого процесса в разных странах. Во Франции, к примеру, свой отпечаток накладывала проходившая относительно медленными темпами урбанизация и сопутствовавшая ей узость внутреннего рынка, которые обусловили не такую стремительность преобразований, как в той же Англии. В Германии отличительными чертами были относительно поздние сроки начала отхода от экономики, основанной на ручном труде, которые, однако, сыграли в пользу этой страны: они позволили оборудовать германские фабрики новейшей на то время техникой.
Также необходимо отметить темпы, которыми росло производство в Германии (с 1850 по 1870 гг. рост в тяжелой промышленности составил более 3 раз). Что же касается США, то здесь специфика промышленной революции обусловлена значительной ролью, которую сыграли иностранный капитал, рабочая сила, пополнявшаяся за счет увеличивавшегося потока иммигрантов, а также развитие сети железных дорог (которые позволили уменьшить влияние размеров страны на интенсивность экономических отношений между различными ее частями). Изобретение фабричной системы стало исключительно американским вкладом в общее дело движения к более производительной и эффективной экономике.
Следствием промышленной революции стал комплекс социально-экономических изменений в структуре экономик тех стран, где она проходила. Становление машинного производства означало появление и увеличение излишков товаров, производимых в ставших на индустриальные рельсы государствах. Это, в свою очередь, стало весьма существенным фактором в развитии мирохозяйственных связей, становлении мирового рынка и послужило предпосылкой к формированию затем уже в XX веке мировой экономики. Обратной стороной медали стало усиление эксплуатации странами-метрополиями своих колоний как источников ресурсов для производства и рынков сбыта, в которые насильно «запихивалась» продукция английских (если речь идет о Британской империи) фабрик.
Тогда-то началась жизнь совсем другая…
Как в советские времена. Всему приписывалось "историческое значение".
0 Ответить
За кучей слов не сказано главного и конкретного, понятного всем: пром. революция - это замена ручного труда машинным. Все прочее наворачивается именно на эту основную мысль.
Все, что вы написали, несложно найти любому школьнику класса этак 8-9 в своих учебниках. И школьники тоже воют от многословия учебников, от неумения их авторов изъясняться внятно и красиво.
Олег, я понимаю, что мои приставания по поводу стиля вам смешны и скучны. Но если вы хотите, чтоб вас читали - вы должны делать какие-то выводы. Вот вам материал для анализа - реакция читателей на ваши статьи, которые "в работе". Много читателей? Комментаторы (среди которых и я, такая усердная) говорят все больше не о теме, вами обозначенной, а о качестве самих текстов. Если на сами статьи, на заявленные темы реакция никакая - автору неплохо бы подумать.
Бог с ним - со стилем. Нравится так кокетничать - на здоровье. Но хотя бы по оформлению замечания, может, стоит учесть. Сейчас глянула в одну из статей - там как были дефиски в словах - так и остались. Между прочим, их наличие наводит на размышления о "неоригинальности" текст, о заимствовании.
0 Ответить
Самое поразительное, что от Вас не удалось на этот раз услышать замечаний на счет перегруженности определениями и прочими конструкциями, которые так порой не к месту...
0 Ответить
Ыгы. Такая вот я - изобретательная и непредсказуемая. Дефиски меня удручили. Откуда копировали?
0 Ответить
Из ворда. Впрочем, найти URL с оригиналом статьи Вы все же можете задаться целью - счастливого Вам пути во Всемирной паутине.
0 Ответить
Не наше это барское дело urlы искать, хе.
А что ж в ворде не устранили эти ошибки? Там автоматически это должно отмечаться.
Да что вы гневаетесь! Я вам ваши ошибки показываю, а вы бранитесь. Сходите лучше на мою страницу, пробегите по статьям, наставьте двоек - и станет легче. Можно две единицы.
0 Ответить
Орфография исправляется через F7, а дефисы, уверяю Вас (сам проверял) - результат кое-какой другой включенной опции. "Гневаетесь", "бранитесь"... (просматриваю предыдущие свои комментарии с упорством, достойным лучшего применения)...честно признаться, ни одного бранного слова или проявленного к Вам недоброго чувства найти не в силах. А двойки, единицы - это Вам выставят в случае необходимости другие читатели. Мы в единой упряжке, и лично я склонен рассматривать критику с исключительно положительной точки зрения.
0 Ответить
Олег, возможно, у вас просто не настроена проверка орфографии.
Посмотрите картинку. Это скрин с вордовской версии вашего предыд. коммента. Я наставила дефисы - программа это отметила красным. Без всяких эф7 - у меня стоит автомат. проверка. Установлен также показ непечатаемых знаков - отсюда эти точки между словам (это знаки пробелов).
0 Ответить
Настраивать надо - Сервис - Параметры - см.
0 Ответить
Чтоб посмотреть - надо на каждой из этих фоток щелкнуть.
0 Ответить
Люба, спасибо, обязательно учту.
0 Ответить