В основе городских и государственных гербов — печати феодалов, удостоверявшие подлинность документов. Родовой герб феодала, таким образом, переходил сначала на печать замка, а потом и на печать принадлежащих ему земель.
При возникновении новых городов и образовании новых государств требования времени и юридические нормы приводили к созданию гербов, либо совершенно новых, не заимствованных из родовых дворянских гербов, либо смешанных.
В качестве примера можно привести герб Парижа, в котором соседствуют корабль и лазоревое поле с золотыми лилиями. Корабль символизирует лежащий в самом центре города остров де ля Сите на реке Сене, имеющий форму корабля и торговые компании, главную составляющую городского хозяйства. Лазоревое поле с золотыми лилиями — старая эмблема династии Капетингов, под покровительством которой находился Париж.
КОРПОРАТИВНЫЕ ГЕРБЫ
С конца XIII и в течение XIV веков геральдика проникает во все области общественной жизни, а геральдическая терминология становится общеупотребительной в культурных слоях общества. Геральдика входит в моду в литературе, искусстве, быту. Гербы появляются повсюду.
Вернувшиеся из крестовых походов рыцари начали, подражая роскошным одеждам восточных правителей, носить особые гербовые одеяния, соответствующие по расцветке своим гербам и украшенные вышитыми гербовыми фигурами и девизами. Прислуга и оруженосцы получают одежду с гербом своих господ, обыкновенные дворяне надевают платье с гербами своих сеньоров, знатные дамы начинают носить платья с изображениями двух гербов: справа — герб мужа, слева — собственный. Геральдика становится важной составляющей культуры Западной Европы.
Городские ремесленники и торговцы создавали гильдии, регистрируемые в качестве «юридических лиц» и снабжаемые соответственно гербами. Было принято, что члены гильдии носили одежду геральдических цветов своей ассоциации — особые ливреи. Так, например, члены лондонской Мясницкой компании носили бело-голубые ливреи, пекари — оливково-зелёного и каштанового цветов. Лондонской компании скорняков было позволено использовать в своём гербе горностаевый мех, хотя в соответствии со средневековыми нормами этот геральдический цвет мог использоваться только королевскими и дворянскими семействами. На корпоративные гербы помещались главным образом орудия труда.
Подобные гербы, называемые гласными — «armes parlantes», в которых название ремесла передавалось геральдическими символами, получают многие цехи и гильдии.
Желающие подражать аристократии богатые горожане пользовались фамильными знаками наподобие гербов, хотя они и не были официальными. Но нуждавшееся в деньгах французское правительство решило обратить распространившуюся моду себе на пользу и разрешило обзавестись гербами всем желающим, но за плату. Более того, алчные чиновники даже обязывали горожан обзаводиться гербами. В результате введения в 1696 году налога на право иметь личный герб казна начала получать значительный доход, так как гербов регистрировалось огромное количество. Но вследствие этого значение гербов во Франции сильно упало — неимоверно расплодившиеся гербы обесценились.
Учебные учреждения также столетиями использовали гербы. Университеты часто получали гербы их основателей. Итонский колледж в 1449 году получил герб от своего основателя короля Генриха VI (1421−1471). Три белые лилии на этом гербе символизируют Деву Марию, в честь которой был основан колледж.
ЦЕРКОВНЫЕ ГЕРБЫ
С первых дней своего существования церковь претендовала на высшую и абсолютную власть в этом мире, поэтому присвоила себе все атрибуты светской власти, в том числе и гербы.
Гербом папства в XIV веке стали скрещенные золотой и серебряный ключи апостола Петра — «разрешающий» и «вяжущий», перевязанные золотым шнуром, на червлёном щите под папской тиарой. Этот герб сегодня является официальным гербом Ватикана, но каждый папа получает свой собственный герб, в котором ключи и тиара обрамляют щит.
Церковь, бывшая крупнейшим феодалом средневековья, рано начала использовать гербы в практических целях — для идентификации и демонстрации территориальной принадлежности церковных организаций. Гербы встречаются на печатях аббатств и епископов с XII века. Наиболее распространённые символы церковной геральдики — ключи св. Петра, орёл св. Иоанна и другие знаки, символизирующие различных святых, детали церковного обихода, и самые разнообразные кресты.
В Великобритании существуют определённые правила для гербов руководителей церкви, показывающие их статус в церковной иерархии. Например, гербы архиепископов и епископов украшаются митрами (герб папы римского венчает тиара), а на гербы священников более низкого ранга помещаются, в соответствии с их статусом, особые шляпы разных цветов, снабжённые разноцветными шнурами и кистями. Декан, например, может иметь чёрную шляпу с двумя фиолетовыми одинарными шнурами с тремя красными кисточками на каждом из них. Священники Римской католической церкви не входят в юрисдикцию официальных геральдических органов, но используемые ими гербы регулируются специальным распоряжением с 1967 года. Например, герб католического архиепископа может содержать зелёную шляпу с двумя зелёными одинарными шнурами, каждый из которых снабжён десятью зелёными кисточками.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Усилия современной геральдики как вспомогательной научной дисциплины направлены на изучение гербов, а именно на идентификацию их владельцев, выяснение истории их происхождения и установление времени их создания. Для серьезных исторических изысканий, безусловно, потребуется более детальная информация, но для того чтобы понять, что такое герб, из чего он состоит, что означают и как называются его основные элементы, и, наконец, чтобы попробовать самостоятельно создать герб, руководствуясь изложенными принципами, с успехом можно воспользоваться этим обзором. Удачи!
Статья довольно интересна, но не актуальна в наше время.
0 Ответить
Знания - не кирпичи. С собой тягать не надорвешься.
0 Ответить