Спасибо за статью, Ольга. Выделение "условия" и "вопроса" - базовые вещи. Занимаюсь с сыном решением задач на логику с 5 лет. Основная сложность, которую я замечал - неумение дробить задачу на несколько подзадач, в каждой из которых свои условия и свой вопрос. Когда сын научился это делать, все стало в разы проще.
Как я это вижу, научиться решать задачи - значит развить навык быстрого и правильного дробления ее на подзадачи и выбора оптимального метода нахождения ответа на каждый из вопросов. Развитие мышления нужно направлять именно в таком русле. Тогда в идеале и жизненные задачи и проблемы ребенок сможет решать по схожему алгоритму:
- оценил ситуацию: какие вопросы перед тобой стоят, исходные данные;
- прикинул возможные пути решения проблем;
- выбрал оптимальный;
- пошагово разобрался с каждым вопросом;
- проблема решена и можно уверенно двигаться дальше .
И без сомнений, научиться решать задачи мало, нужно постоянно тренировать мозг, решая разные типы/категории задачек. Если типовых математических предостаточно в школе, то в поисках нестандартных задач на сообразительность мы выбрали онлайн-площадку, которая наши потребности в задачах закрыла полностью. Рекламировать не буду. Но уверен, что многим может быть полезно. Даю ссылку на дополняющую поднятый вопрос статью в блоге http://logiclike.com/blog/reshaem-logicheskie-zadachi/kak-reshat-logicheskie-zadachi - там подробно освещаются несколько ценных методов решения логических задач.
Полностью поддерживаю цитату Д. Пойя По нашим наблюдениям и рекомендациям от нескольких педагогов, начиная с начальной школы, есть смысл решать по 3-7 разных задачек в день. И будет толк.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...