Имя неизвестно
- Профиль
- Комментарии
Вообще-то, достоверных фотографий контрминоносца "Стерегущий" не сохранилось, но остались словесные описания… Есть также многочисленные фотографии других порт-артурских контрминоносцев того же типа (например, упомянутого в статье "Решительного"), хотя некоторые незначительные отличия всё же имеют место. Лишь одна фотография, сделанная издали в Порт-Артуре, претендует на то, что на ней изображён "Стерегущий", но не со стопроцентной гарантией.
А в данной статье нет изображения ни "Стерегущего", ни "Страшного". Даже их типа (типа "Сокол") нет ни одного... Путаница в голове и в фотографиях, кроме самой первой - там, действительно, "Буйный".
В ночь с 25 на 26 февраля 1904 года (по старому стилю), когда в разведывательный рейд отправились "Решительный" и "Стерегущий", на ночное дежурство во внешнюю часть прохода с моря в порт-артурскую гавань заступили два минных катера с эскадренного броненосца "Цесаревич", паровой катер с эскадренного броненосца "Полтава" и минный катер с эскадренного броненосца "Пересвет". Им в поддержку были приданы канонерские лодки "Отважный" и "Гиляк", стоявшие внутри бонового заграждения.
В отличие от русских, японцы о своих разведчиках всё же заботились, поэтому обеспечивавшие дальнее прикрытие своим истребителям-миноносцам японские лёгкие бронепалубные крейсера "Читосе" и "Такасаго" оказались около потерявшего ход и уже тонувшего "Стерегущего" на полчаса раньше, чем "срочно" вышедшие из Порт-Артура русские крейсера "Баян" и "Новик". Та же неприглядная картина наблюдалась через месяц с небольшим – гибель в неравном бою "Страшного". Причём оба русских контрминоносца погибли почти полностью со своими командами уже на пороге Порт-Артура (первый в 7 морских милях – в пределах дальности артиллерийского огня упорно молчавших русских береговых батарей, второй в 14 морских милях), и оба в то время, когда порт-артурской эскадрой командовал С.О.Макаров.
Изумляет в этих эпизодах и то, что русское морское командование подобный исход должно было предвидеть… Ведь японцы подлавливали выходившие в рейды и возвращавшиеся из рейдов русские контрминоносцы именно там, где они обязательно должны были появиться – вблизи их единственной базы в Жёлтом море. "Тревожные звоночки" звучали – но русским некоторое время просто невероятно везло.
И ещё один момент, который явственно проступает в вышеупомянутой книге "Порт-Артур. Действия флота в 1904 году". Русские контрминоносцы настырно выходили в ночные рейды "двойками" и очень-очень редко "четвёрками", а японские – не менее чем "четвёрками". Тут уж ясно, чем должна была закончиться для русских встреча с более быстроходными и лучше вооружёнными истребителями противника.
Подвиг русских моряков был заранее запрограммирован…
Если выбросить из рассмотрения проблемы российского кораблестроения и низкое качество контрминоносцев отечественной постройки, то в ситуации со "Стерегущим" (а позже и с однотипным с ним "Страшным") напрашивается один и тот же вопрос: почему командование порт-артурской эскадрой (даже при числящимся у нас по сию пору в передовых и талантливых вице-адмирале С.О.Макарове) ничегошеньки не делало для обеспечения выхода контрминоносцев в разведывательно-диверсионные рейды и приёма их на обратном пути?
Вот сейчас передо мной лежит официальный дневниковый (день за днём) отчёт штаба порт-артурского отряда флота Тихого океана "Порт-Артур. Действия флота в 1904 году", Федеральная архивная служба России (Росархив), Российский государственный архив Военно-Морского Флота" (РГАВМФ), Санкт-Петербург, 2003 год. Отчёт в своё время был составлен капитаном 2-го ранга А.И.Лебедевым на основе сохранившихся документов, приказов и рапортов должностных лиц порт-артурской эскадры и впервые вышел в публичное обращение в 1910 году под названием "Перечень военных действий флота у Порт-Артура в 1904 году".
И что же там можно прочитать… Оказывается, в Порт-Артуре в лучшем случае осуществлялось дневное и ночное дежурство кораблей непосредственно в акватории прохода, связывавшего внешний и внутренний рейды, причём в дозор назначались, как правило, тихоходные канонерские лодки, те же контрминоносцы и даже совершенно ничтожные по своей боевой ценности паровые минные катера с броненосцев. Очень редко дозорными становились крейсера… Но и дозорным кораблям вовсе не поручались поддержка своих разведывательных контрминоносцев и выход в море им на выручку (в случае, если те в том нуждались), а вменялась в обязанность только охрана прохода…
На фотографии запечатлён 350-тонный контрминоносец типа "Буйный" (или "истребитель", реже в литературе причисляемый к классу "эскадренный миноносец", хотя такая классификация в Российской Империи официально появилась только в 1907 году)
Контрминоносец "Стерегущий" относился совсем к другому проекту – к 250-тонному типу "Сокол".
На фото явно не "Стерегущий" и тем более не "Страшный".
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...