Ника Бруд
- Профиль
- Комментарии
У нас стипендия на первых трёх курсах была 55 рублей, дальше, с 4-го по 6-ой - 60 рублей. Авиационный институт. На первых курсах ни о какой подработке и речи быть не могло, первая сессия, как сейчас помню, девять зачётов, из них семь - дифференцированных, то есть, с оценкой, и пять экзаменов. Дальше - не лучше. Одно черчение и инженерная графика занимали уйму времени. Часто только в девять - десять вечера добирались до общежития. С четвертого курса, правда, стало полегче, или мы уже втянулись в процесс. Перед каникулами за месяц или два шли подрабатывать на завод, авиационный. Никто с нас никаких справок не спрашивал. И скорее всего, нас официально и не оформляли, такой был дефицит рабочих рук, что студентам были очень рады. Помню, на шестом уже курсе, на дипломе, те, кто не разъехались по всей стране делать дипломы уже по местам распределения, а остались в Харькове, пошли работать в гальванику. Было нас семеро девочек. Работали во вторую и третью смены. Нам мастер в первый день показала, как навешивать детали самолёта на мостовой кран, сколько в какой ванне держать их, как в конце смывать реактивы водой и снимать части крыльев , фюзеляжа с крюков крана, и ушла, сказав, что мы уже почти готовые специалисты, грамотные инженеры, работайте. И мы одни на весь цех работали сами, иногда и по две смены подряд. В конце месяца мастер появилась, стала нас потарапливать с выполнением плана. Самолёты делали ТУ-134А, одни из самых ходовых в Союзе. И зарабатывали себе на отдых, летом, даже скорее осенью, потому что у нас сессии заканчивались, как правило, в первых числах июля, а потом ещё месяц -полтора, кто в стройотряды в Тюмень, это ехали мальчики, девочек не брали, нас на моей специальности было, например, всего 10'человек на поток, у самолётчиков и мотористов и того меньше, нас оставляли в местных стройотрядах, мы ремонтировали свои общежития в студгородке, а потом уезжали в наш институтский пансионат в Крыму. Это был такой кайф, когда лежишь на пляже под теплым солнцем, рядом гора фруктов, море теплое ещё, а по радио сводку погоды передают:" В Ленинграде сегодня ночью заморозки, днём температура воздуха не выше пяти градусов тепла, в Москве дождливо, сильный ветер, не выше семи градусов". А на зимних каникулах ездили кататься на лыжах в Карпаты или на Домбай. Имели полное право, на заводе заработывали за месяц рублей по 100-120, а если в гальваническом цехе, то и больше, плюс стипендия 60 рублей. Поезд, самолёт за полцены по студенческому. Могли даже сорваться и полететь в Киев на матч киевского "Динамо", вечером самолётом обратно. Или просто съездить к кому-нибудь на выходные из подружек в гости: в Волгоград, Запорожье, например, или в столицы в театры. Часто и в рестораны-кафе ходили вкусно поесть, когда надоедало изобретать кашу из топора. В свободной продаже было много морепродуктов., зато овощей и мяса днём с огнём не найдешь. Так мы делали оливье с морской капустой и кальмарами. Очень даже прилично получалось, и не все даже догадывались, что в салате кальмары, а не курица. Даже котлеты умудрялись лепить из кальмаров, они тогда стоили буквально копейки. И у нас много училось студентов из Комсомольска-на-Амуре, у них работала в городе выездная приемная комиссия, набирали и готовили кадры для завода в Комсомольске. И осенью, когда на Дальнем Востоке начинался вылов красной рыбы, родители этих студентов передавали поездом с проводниками мешки соленой красной рыбы, трёх литровые банки икры и банки клюквы. Ещё как деликатес шли кедровые орехи.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...