Анатолий Купцов
- Профиль
- Комментарии
Максим, похвально, что Вы интересуетесь историей отечественного автопрома, вот только для написания статьи такого рода необходимо брать данные из нескольких источников, чтобы не путать Ford и Autocar. Есть такой сайт, Википедия, на котором довольно подробно представлена история ЗиС-5, moderated
Николай Курносов, Появлению ЗИС-5 предшествовали несколько последовательных моделей АМО: АМО-2 (1930-1931 г.г.), собиравшийся из американских узлов, поставлявшихся компанией Autocar, и АМО-3 (1931-1933 г.г.), незначительно отличавшийся конструктивно от АМО-2 (был модернизирован задний мост, изменена форма передних крыльев, размеры грузовой платформы), но собиравшийся из деталей, изготовленных в СССР.
Необходимо отметить, что конструкция АМО-3 постоянно модифицировалась и машины АМО-3 последних выпусков внешне (а частично и "внутренне") не отличались от ЗИС-5. Интересно также, что наряду с основной моделью выпускались модификации с удлиненной (4420 мм против 3810 мм) базой. Кроме того, на базе ЗИС-5 был создан ряд модификаций: седельный тягач ЗИС-10, шасси для пожарных автомобилей ЗИС-11, длиннобазные шасси ЗИС-12 и ЗИС-14, газогенераторные автомобили ЗИС-13, полугусеничные ЗИС-22 и пр.
В 1947-1948 годах московский автозавод ЗиС выпускал автомобиль ЗиС-50, внешне почти не отличимый от ЗиС-5, на котором устанавливался двигатель ЗиС-120 и пятиступенчатая коробка передач, предназначавшиеся для автомобилей нового семейства ЗИС-150. Дело в том, что новый двигатель и пятиступенчатая коробка передач были готовы для передачи в производство уже к июню 1946 года – существенно раньше, чем сам автомобиль. В рамках заводского утвержденного плана на переход к выпуску новой модели первым этапом стало освоение в производстве (с января 1947 года) двигателя ЗИС-120 и организация выпуска ЗИС-5 с этим двигателем (без компрессора и с ограниченной до 80 л.с. мощностью), как имевшего лучшие эксплуатационные показатели. Такой автомобиль получил обозначение ЗИС-50 (опытный образец будущего ЗИС-50 в качестве экспериментального носителя агрегатов будущего ЗИС-150 был построен еще в 1944 году). Всего в 1947 году было произведено 847 двигателей ЗИС-120, из которых 144 были установлены на ЗИС-150, выпуск которых был начат 30 октября, а остальными, по-видимому, были укомплектованы грузовики ЗИС-50.
Автомобили ЗИС-50 были практически не отличимы внешне от ЗИС-5. Главным внешним различием стала увеличившаяся длина капота у ЗИС-50 (поскольку двигатель ЗИС-120 был несколько длиннее двигателя ЗИС-5), в связи с чем, чтобы не изменять конструкцию крыльев машины, конструкторам пришлось разработать П-образную планку (бугель), на которой крепились фары и которая как бы опоясывала решетку радиатора спереди. Именно по этой планке можно отличить ЗИС-50 от ЗИС-5.
Появление ЗИС-50 отнюдь не означало прекращения выпуска ЗИС-5 в его прежнем виде. Оба автомобиля – ЗИС-5 и ЗИС-50 – выпускались параллельно. Более того, к этим двум моделям с 30 октября 1947 года добавились серийные ЗИС-150. При этом начало выпуска семейства ЗИС-150 совсем не означало снятия с производства переходного ЗИС-50 – до 26 апреля 1948 года эти две машины выпускались параллельно, пока с 27 апреля прежние ЗИСы не уступили полностью место на конвейере новому ЗИС-150.
Всего за все время выпуска конвейер ЗИСа покинули 468 бортовых ЗИС-50 и 11012 шасси под комплектацию, в том числе самосвальными кузовами типа СМ-50 завода московского "Аремз" и ММЗ-05 Мытищинского машиностроительного завода.
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...