София Хагал
- Профиль
- Комментарии
Марианна Власова, конфликты в школе между незрячими и слабовидящими это совершенно не то, что конфликты между слепым ребенком и зрячими сверстниками, которых большинство. И в школе 3-4 вида ребенка не будут гнобить за то, что он слепой.
Кстати, да. Это тоже в определенной степени проблема, поскольку слепых детей учат ориентироваться специально, да и в столовой нет толкотни, детей не очень много, учителя специально следят за каждым, да и слабовидящие дети достаточно внимательно относятся к слепым, поскольку их приучают к толерантности. Специально учат адекватной реакции на неадекватных людей.
У нас в классе была одна девочка, которая тоже не видела с первой парты. Так ее изводили, потому что она не видит. Потом стали изводить, что она в очках. Потом стали изводить, что она БЫЛА в очках... Короче, девчонке досталось по полной. Ей регулярно ставили в столовой подножки, и, когда она падала и разливала/разбивала что-нибудь, раздавался дикий хохот: "Слепая, куда прешь!" Правда, когда ее обидчики выросли, они уже не издеваются так над слепыми, но у девчонки травма на всю жизнь.
Для того, чтобы слепой ребенок нормально учился, нужна система интеграции, нужна не только программа, но и продуманное окружение, в том числе и в обществе. Сейчас, несмотря на все вышеперечисленные техсредства, слепому ребенку будет крайне трудно учиться в обычной школе, и в большинстве случаев окажется, что это лишняя трата сил, нервов и денег.
Марианна Власова, мы с вами как в известной пословице - "кто в лес, кто по дрова". Я вам пытаюсь пояснить, что нельзя обучиться математике, как и любым другим точным наукам, не делая записи на бумаге, грифелем или ручкой, при этом абсолютно без разницы, будут ли у слепого ребенка планшеты, компьютеры, диктофоны и сканеры, и сколько раз ему прочитает этот несчастный планшетник главу из учебника. В математике недостаточно прослушать тему и воспроизвести учителю на сл. уроке. Не имеет значения, насколько хорошо ребенок "выучил наизусть теорему"; если он не способен ее применить при решении примера, то он теорему не усвоил. Если ребенок не может, используя данную ему формулу, сделать вычисление, то он формулу не усвоил. Сколько раз я сталкиваюсь с детьми, которые замечательно "начитывают" мне параграфы из учебника, а элементарные задачи на ту же тему вызывают у них ступор. А научиться решать задачи можно, только если решать их самому. И чем больше задач решает ребенок, чем больше в его багаже решенных примеров, тем качественнее у него учеба.
"реально или нереально учиться на слух, без опоры на ручку и бумагу - зависит от способностей конкретных детей" - да ни один ребенок без опоры на ручку и бумагу не решит относительно сложные примеры по математике, уравнение по органической химии или задачу по динамике из физики. Он половину решения "растеряет" в процессе.
"Вы мне все время рассказываете, как трудно пользоваться прямыми аналогами - звуком вместо брайля. Я последний раз скажу, что аналоги не должны быть прямыми и что начинать нужно с методик обучения". Вы сами говорите, что методик нет. Никакие ТСО не заменят человеку умение читать и писать, если нет альтернативных методик. Умение читать и писать - величайшее достижение человечества, его можно лишь дополнять техническими средствами, но не заменять.
Марианна Власова, я согласна с тем, что для гуманитариев обучение на слух реально. Я сама гуманитарные предметы учила на слух - начитанные книги в плеере, начитанный доклад на семинар туда же, заготовки для реферата вместо ксерокопии начитать на кассету, а рефераты на пишмашинке писать. Да сами зрячие бегали с диктофонами. У нас, правда, было мало гуманитарных предметов - история, философия там, ин.яз. Это и гораздо быстрее, чем делать конспекты, и "читать" удобнее - можно делать в транспорте, не вызывая вопросов. И лекция, прочитанная преподавателем, на слух воспринимается совершенно так же, как если бы это все было продублировано в письменном виде. Но вот когда это был матанализ или линейная алгебра, или та же ТФКП или физика, то полноценная запись лекции получалась при прослушивании преподавателя и срисовывания с доски или соседских конспектов. Потому что (я опять повторюсь) произнесение формулы вслух и запись этой формулы отличаются. Произнесенная формула не полностью информативна. Можно по-разному записать формулу, опираясь только на слух. Первое время учебы в вузе я вспоминаю как в кошмарном сне - криво записанные формулы, потеря половины написанного преподом на доске, в результате масса путаницы. И ночные переписывания этих лекций в правильном виде, с расстановками всех знаков.
Но я пытаюсь еще пояснить, что решать примеры без записи невозможно. Длиннющие математические примеры, когда начало условия на одной странице, а конец на другой - да пока закончится проговариваться пример, человек забудет что было в начале. Или вот из школьной программы - не надо далеко ходить. Неравенства с модулями и степенями - процесс решения разветвляется чуть ли не на пять вариантов, каждый из которых надо прорешать и проверить. Да человек с бумагой забывает иногда, что у него было в первом случае, перейдя к третьему, не говоря, чтобы держать в уме все варианты решений. А продиктовывать это на диктофон тоже не вариант, запутаться еще проще, учитывая, что запись формул на диктофон информативна частично. Когда я решала примеры, часто бывало такое, что "А, стоп, что у нас было в начале?" - перелистнули пару страниц, не вынимая прибора, прочитали условие, проскочили еще страницу, ткнули пальцами в конец другой страницы (поскольку помню, что промежуточный ответ там), сверились и "поскакали" дальше решать. На все про все секунд 10-15. На слух это сделать гораздо дольше. Это глупо говорить - "Этот пример слишком длинный, поэтому мы не будем его записывать, а будем решать на слух..." Обычно так поступают с короткими примерами.
А что касается килограммов конспектов - вот лично я носила с собой только запись последних лекций, которые занимали места примерно столько же, сколько общие тетради однокурсников. И по весу немного. Никто ж не заставляет таскать все лекции с 1 сентября.
А вообще Вячеслав Озеров правильно заметил - методические подходы на разных уровнях разные. Я с трудом могу представить семилетнего первоклашку, который будет сам сканировать учебники, используя подходящие программы, приводить их в "читаемый" вид и заниматься. Для этого у ребенка должна быть очень хорошо отточена способность к самостоятельному обучению, чего, увы, нет даже у многих нынешних студентов.
Компьютер не панацея, это всего лишь инструмент.
Пример действий в столбик - лишь один из нюансов. Чем дальше по школьной программе будет продвигаться ученик, тем больше будут формулы, тем сложнее будут задачи. Я вот вспоминаю свои конспекты по математическим дисциплинам, что плоские, что по брайлю - это метровые формулы. Это километровые решения каких-либо примеров. Я совершенно не представляю, как можно это все решать НА СЛУХ. И дело не в том, что это университетская программа. А в том, что кто-нибудь из учеников с этим столкнется. Да даже взять класс 7-8. Там уже решения некоторых примеров на полстраницы ручкой. А графические способы решения задачи? А сами графики как наглядные примеры?
Умение читать и писать - это мощный инструмент по обработке информации. И нельзя этого лишать слепых детей. Да и количество техники, которым предлагается заменить книжки и прибор с грифелем, ужасает. Вспоминается Джонатан Свифт с его описанием Академии Прожектёров: "Единственным его неудобством является то обстоятельство, что, в случае необходимости вести пространный разговор на разнообразные темы, собеседникам приходится таскать на плечах большие узлы с вещами, если средства не позволяют нанять для этого одного или двух дюжих парней".
К сожалению, не все слабовидящие согласятся одевать очки (в очках хуже видно) и ходить с тростью (будет больше мешать, чем помогать). Да и пользоваться зрением становится "опасно", как вы уже и сказали.
Так что пока выход - не попадаться в сложные ситуации...
Верно указаны моменты из жизни и трудностей общения. И часто сложно людям объяснить степень своего дефекта зрения. "Если ходишь и на углы не натыкаешься, значит видишь!" - и, исходя из этого, не понимают, что я, к примеру, не увижу номера автобуса, лица человека, цены продукта, да и ассортимент на витрине мне часто бывает недоступен. Мои близкие в курсе особенности моего зрения и не удивляются, когда я прошу озвучить происходящее на экране телевизора, но при этом могу самостоятельно читать какой-нибудь журнал. Но очень сложно видеть реакцию посторонних, когда молодая, хорошо одетая девушка без видимых признаков слепоты спрашивает у соседей по остановке "Подскажите, пожалуйста, какой это номер автобуса". Реакция обычно одна - отойти подальше с подозрительным выражением лица. Или спросить у кондуктора-водителя в дверях "Скажите, этот автобус идет на вокзал?" Обычно в ответ кивают или мотают головой, чего я, увы, не вижу. Приходится просить ответить голосом, и очень неловко, когда оказывается, что мой вопрос проигнорировали, а я стою клушей "Скажите, пожалуйста, вслух!"
Марианна Власова, да, можно. Но запись формулы в одну строку компьютерная и запись формулы в одну строку брайлевская отличаются. Если в брайле есть знаки "начало дроби", "конец дроби", "признак верхнего индекса", "признак точного верхнего индекса", "начало корня", "конец показателя корня", "корец подкоренного выражения" и т.д., то в компьютерной версии это все скобки, скобки, скобки... Помню однажды на паре по информатике одна формула была записана с двенадцатью открывающими скобками подряд, при этом по брайлю формула содержала всего четыре скобки. Компьютерная запись предназначена в первую очередь для компьютера, чтобы указать ему на порядок действий. Это раз.
А во-вторых, не используя опоры на бумагу (ручкой ли, брайлем ли), научиться делать вычисления нереально. Попробуйте научиться считать в уме, не зная, как делаются вычисления в столбик, которым учат в 1-2 классе, причем и зрячих, и брайлистов. Попробуйте, не зная вычислений в столбик и используя формулу с двенадцатью скобками, устно посчитать что-нибудь. С дробями. Например, по физике.
Уже классе в третьем и четвертом ребенок будет отставать. А когда начнется алгебра, то ребенок вообще скатится.
И еще вот что подумалось. А как он геометрию учить будет или графики по алгебре строить - тоже на слух?
А насчет строгости или нестрогости в воспитании...
Дети бывают разные. Кому-то фраза "Да ты ноль без палочки!" навсегда поломает жизнь, вселив неверие в собственные силы, а кого-то наоборот взбодрит, заставляя "доказывать" собственную значимость.
Кого-то постоянные похвальбы лишь стимулируют, давая ощущение эйфории от собственных успехов, а кого-то расслабляют, отучая прилагать усилия - "А зачем? Меня и так любят!"
Поэтому воспитание детей это игра на тонких струнах - дернешь слабо - не зазвучит, сильно - порвется.
Хорошая статья. Вообще подавляющее количество родителей видят в детях возможность свершить свои несбывшиеся мечты. Очень часто от родителей (любых детей) можно слышать "У меня этого не было, так пусть у ребенка будет" или "Я всю жизнь это хотела выучить, так пусть ребенок выучит", и т.д. и т.п. Любые попытки ребенка настоять на собственном мнении вызывают раздражение и реакцию "ты не понимаешь своего счастья".
Моя мать в детстве была жестоко избита хулиганами, пошла записываться на бокс, ее там высмеяли. В итоге меня в детстве отправили на карате. Хотя я любила фигурное катание. Мой отец с детства мечтал изучить английский язык. Да, именно им я занималась с пяти лет, хотя всю жизнь мечтала научиться музыке. Музыка была отвергнута моими родителями как "увлечение для быдла".
Мои родители пытались сделать некое подобие себя, отвергая проблемы, которые были у меня, как у отдельной личности. У меня в последних классах стало падать зрение. Не то, чтобы падать - видела я относительно хорошо, но нагрузка приводила к болям в глазах, повышенной светочувствительности и прочему дискомфорту. Мать приняла во внимание, что у меня "слабенькие глазки", попросила учительницу пересадить меня на первую парту. Но дискомфорт от нагрузки никуда не делся. Я попросилась в спецгруппу по физкультуре, куда отправляли всех таких "проблемников", но мать встала в позу, аргументируя тем, что мне, каратистке, должно быть стыдно. К тому же в спецгруппе не ставили оценок, а в полугодии ставили "зачет-незачет". Это якобы испортит мне аттестат, поскольку "зачет" будет рассматриваться, как двойка. С чего бы это, я так и не поняла.
И только когда окулист в студенческой поликлинике, давая мне допуск к занятиям, схватилась за голову "Девочка, какая усиленная группа, тебя даже в спецгруппу пускать нельзя, освобождение от физкультуры, только освобождение!", а другой специалист в микрохирургии глаза запретил мне загружать глаза чтением больше часа в день, тогда только моя мать стала шевелиться, таская меня по врачам с причитаниями "У всех нас глаза как глаза, одна ты курица слепая!"
Да, я в курсе, что брайлем все пишется в одну строку, довелось попользоваться.
Просто автор статьи предлагает по сути отказаться от брайля, отправив ребенка в обычную школу, но запись формулы по брайлю в одну строку существенно более информативна, чем чтение этой формулы вслух. Если взять ту же формулу корней квадратного уравнения, то по брайлю она будет писаться с указанием начала дроби, знака начала подкоренного выражения, окончания подкоренного выражения, черты дроби, конца дроби. А зрячие не произносят все эти нюансы. То есть ребенок по сути будет догадываться о "строении" формулы телепатически, слушая на уроке зрячего учителя с объяснениями для зрячих детей. Это раз. А второе, на что я попыталась указать, это на то, что не используя опоры на черновик (по брайлю ли, ручкой на бумаге) ребенок не научится производить вычисления и вообще элементарно математике, физике и прочим точным наукам.
Прочитала статью с вниманием, но смею заметить, что данный вариант подходит для изучения гуманитарных наук. На самом деле сложнейшие технические формулы невозможно прочитать так, чтобы было понятно до последнего знака, как именно расставлены буквы и цифры в формуле. Простой пример - дробное выражение. Не, не простенькие "одна вторая или икс делить на три". К примеру, формула для нахождения корней квадратного уравнения. "Минус бэ плюс минус корень квадратный из бэ квадрат минус четыре а цэ и все это делить на два а". Великолепно. Все всё поняли? Именно так читают эту формулу на уроке и именно так заучивают ее зрячие дети. Теперь - слепой ребенок должен разобраться что же именно делить на два а. Подкоренное выражение? О да, а что же у нас относится к подкоренному выражению? Мы берем квадратный корень из бэ? или же из бэ квадрат? или из бэ квадрат минус 4? Ой, нет, из бэ квадрат мы вычитаем произведение числа четыре, а и ц, затем берем корень из этого всего "дела"... Ладно. Слепому ребенку растолковали, как это делается. Ура, теперь задача этому же слепому ребенку - используя вышеперечисленные предметы - сканер, компьютер, печатную машинку - решить примеры, задаваемые домой. Нет, не записать решение. РЕШИТЬ. Нет, не прослушать решение. РЕШИТЬ. То есть ребенок должен в уме подставить значения а, бэ, цэ в пример, затем произвести вычисления, а потом уже записать это все в компьютер. Нереально.
Формулы не существуют "на слух". Формулы существуют на бумаге. Считают люди на бумаге - брайлем или ручкой.
Решая задачи, мы не сразу записываем готовое решение. Мы записываем его на черновичке - мы думаем на черновике. Почему в младших классах детям запрещают считать в уме? Потому что ум не способен удержать сразу несколько вещей - ребенок теряет цифры. забывает, вычитал он или умножал. А как это будет делать слепой ребенок без брайля? Без опоры? Писать и сразу читать решение - вот для чего нужны черновики.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...