Перейти к предыдущей части статьи
И в самом деле, на первый взгляд, это парнокопытное животное кажется шуткой какого-то таксидермиста, который взял голову американского бизона, поместил на неё рога африканского буйвола, пришил к коровьему телу лошадиный хвост, на круп приклеил лошадиную гриву и поставил всю эту конструкцию на непропорционально тонкие ноги. Причём передние ноги оказались длиннее задних, из-за чего весь силуэт стал ещё и горбатым.
Даже название этой антилопы звучит для нас смешно (называя машину Козлевича «Антилопа гну», Ильф и Петров явно рассчитывали ещё и на комический эффект). Впрочем, судя по всему, англоязычного человека слово «гну» смешит не меньше русского.
Например, у британского сатирического дуэта «Фландерс и Сванн» большим успехом пользовалась песенка «The Gnu» (1957), где певцы очень забавно пропевали имя животного, раскладывая его на буквы («G — N — U», «g-no»). Содержание песни — не менее смешное. В первом куплете посетитель зоопарка путает антилопу гну с лосем, а во втором никак не может вспомнить, голова какого существа висит над его кроватью. И каждый раз сама антилопа его поправляет:
Я гну? Пишется Г — Н — У.
Я не верблюд или кенгуру…
…Я гну? Пишется Г — Н — У.
Назовите меня зубром или окапи, и я подам в суд…
О, г-нет, г-нет, г-нет, я гну!
Кстати, сюжет этой песенки прекрасно передаёт сценка из 519-го эпизода кукольного «Маппет-шоу».
Что касается названия, то европейцы позаимствовали его из языка местных племён Юго-Западной Африки (полагают, что это имитация крика животного — «г-нууу, «г-нууу»). Отсюда и нехарактерное для английской речи твёрдое «г» — ведь на самом деле у африканцев на месте этой буквы стоял специфический щёлкающий звук.
Кстати, словом «GNU» также прозвали разновидность свободного программного обеспечения (голову антилопы можно видеть на его логотипе), которое используется, например, в операционной системе «Linux». Название представляет собой шуточную аббревиатуру, которая расшифровывается как «GNU's Not UNIX!» (что-то вроде «GNU не похоже на операционную систему UNIX!»).
Несмотря на нескладное сложение и тонкие ноги, бегают гну очень резво. Во время сезонных миграций эти антилопы сбиваются в огромные стада и совершают длительные рейды до полутора тысяч километров, буквально штурмуя попавшиеся на пути реки.
Не всегда подобные «штурмы» заканчиваются удачно. Летом 2017 года одно такое стадо переходило реку Маару. Однако противоположный берег реки оказался очень крутым, а течение слишком сильным, поэтому практически все животные погибли.
Хотя гну — это любимая пища для всяческих хищников — львов, гиен, крокодилов, на пути бегущего стада лучше не попадаться. Помните, как в мультфильме «Король-лев» такое стадо затоптало предводителя львиного прайда — Муфасу?
Зоологи выделяют гну в отдельное подсемейство коровьих антилоп — вместе с бубалами (они же конгони) и топи. Последние выглядят не столь нелепо, как гну, но особой красотой тоже не отличаются — у них такие же покатые спины и сильно вытянутые морды.
Одно дело — назвать подсемейство антилоп коровьими, а другое — зачислить часть антилоп прямо в одно подсемейство с быками.
Например, туда попали все винторогие антилопы. А ведь среди них есть настоящие красавицы — вроде африканских куду, бонго и ньялы. Головы этих видов украшены изящно завинченными рогами, шея и спина — небольшой аккуратной гривой, а под шеей имеется такой же волосатый подвес. Но особенно бросается в глаза окраска со светлыми поперечными полосами.
Чтобы рога не мешали прятаться в густых зарослях кустарников, эти антилопы при беге закидывают их на спину. Особым талантом быстро скрываться от людских глаз выделяются бонго. У пигмеев даже бытуют забавные представления о том, что на самом деле эти антилопы зависают на деревьях, уцепившись за ветви изогнутыми рогами (а потом ещё и могут на вас сверху прыгнуть).
Самый же необычный (среди антилоп) способ самозащиты изобрели самцы ньялы. Завидев хищника, они поворачиваются к нему боком, топорщат гриву на спине и начинают… надуваться, как рыба-ёж! Мол, посмотри, какой я крупный, и подумай — стоит ли на меня нападать?
Кто из антилоп действительно походят на коров, так это африканская канна и азиатская нильгау. Для последней подобное сходство долгое время было выгодным: индийцы, почитающие коров священными, нильгау не трогали.
А вот с канной ситуация сложилась с точностью до наоборот. Как известно, племя масаев считает себя убеждёнными скотоводами и принципиально не охотится на диких животных ради пропитания. Однако для канны масаи сделали исключение — уж больно она похожа на домашнюю корову…
Действительно, эта антилопа выделяется массивным телосложением, а на шее имеет кожистую складку, характерную для многих представителей крупного рогатого скота. Вдобавок, канна — это самая крупная из африканских антилоп (до 180 см в холке и весом до тонны).
Сразу же возникает мысль — почему бы такую антилопу не одомашнить? Тем более что канна не агрессивна, хорошо приручается и кроме вкусного мяса даёт крайне полезное молоко, которое по содержанию жира и белков в три раза превосходит коровье. Однако пока темпы одомашнивания этих антилоп идут ни шатко ни валко.
Как ни странно, наибольших успехов в этом направлении добились в заповеднике Аскания-Нова, который расположен в степях Херсонщины. Завезённых из Африки канн там пасут и доят, как обычных коров, хотя поголовье их не слишком велико — около 50 особей.
Из других антилоп, угодивших в одно подсемейство с быками, стоит упомянуть ещё два вида — довольно некрупных и на быков совершенно непохожих.
Первый — четырёхрогая антилопа — живёт в Индии. Как ясно из названия, у неё (единственной из всех полорогих) на голове растут четыре рога — правда, вторая пара, скорее, не рога, а махонькие рожки.
Второй вид — ситатунга — живёт в Африке. С рогами у неё всё нормально, зато копыта — особенные. Дело в том, что ситатунга живёт вблизи водоёмов, прекрасно плавает и ныряет. Чтобы не увязать в заболоченной почве, её копыта сильно удлинены (порой до 20 см) и широко расставлены. А вот по твёрдой земле эта антилопа ходит не столь уверенно. Кроме того на фоне прочих антилоп, ситатунга выглядит довольно лохматой.
Такими же лохматыми пловцами являются африканские водяные козлы, которые тоже от воды далеко не отходят. По своему облику они всё-таки больше похожи на антилоп, чем на козлов. Ну, а учёные и вовсе выделяют их в отдельное подсемейство.
Антилопы — вообще хороший пример того, насколько человеческое представление о родстве животных расходится порою с научным.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...