Вместилище бога
После одомашнивания быки и коровы стали для людей важным источником мяса и молочных продуктов, а также незаменимой тягловой силой (особенно на пахоте). Поэтому уважение к ним только возросло, а символика обогатилась новыми смыслами. Теперь, кроме дикой силы, могущества, мужской потенции быки стали олицетворять плодородие и изобилие. Не случайно многих богов стали не только награждать бычьими качествами, но и напрямую отождествлять их с этими животными.
Особенно показательной в данном плане является древнеегипетская мифология. Сразу предупреждаю: она может показаться весьма путанной, но на самом деле таково свойство всех мифологий. Они складывались на протяжении многих тысяч лет, постоянно менялись, вбирали в себя новые элементы и утрачивали старые. Поэтому боги, духи и герои могли неузнаваемо меняться, а их истории иметь множество совершенно разных версий.
Ярким примером вышесказанного является культ быка Аписа, господствовавший в древнеегипетском Мемфисе. Причём роль Аписа играл не воображаемый, а вполне конкретный живой бык. С какими только богами Египта не отождествлялся Апис! Его считали живым воплощением души бога плодородия — Птаха, бога возрождающейся природы — Осириса, и бога Солнца — Ра (на статуэтках и изображениях Аписа можно увидеть солнечный диск, зажатый между рогами). Кстати, в Гелиополе Ра отождествляли с другим священным быком — Мневисом…
Каждые 25 лет жрецы устраивали среди быков кастинг на роль Аписа. Это была непростая задача, ведь претендент должен был одновременно удовлетворять целому ряду требований:
- быть чёрной окраски, но при этом с особыми белыми отметинами (квадратным пятном на лбу, пятном в форме луны на правом боку и пятном в форме орла на спине);
- иметь под языком узел (т.н. «жука»);
- иметь раздвоенный конец хвоста.
Как только нужный бык отыскивался, его поселяли в собственный храм, где ему оказывали знаки почтения, кормили отборным зерном и купали в благовонных ваннах.
Отдельное здание возводили и для коровы — матери Аписа. Правда, через 25 лет роскошная жизнь для Аписа заканчивалась (негоже держать душу бога в старом теле). Если бык к тому времени не умирал своей смертью, то жрецы его втихую топили. После чего объявляли траур, труп бальзамировали и помещали в отдельный саркофаг. В 1861 году вблизи Каира археологи нашли целый подземный некрополь с мумиями Аписов.
Существовала в древнеегипетской мифологии и корова, которую иногда отождествляли с Нут — богиней неба. Египтяне считали, что эта корова когда-то поднялась из воды и превратилась в небо. Правда, от непривычки у неё кружилась голова, и бог Ра приказал восьми божествам её поддерживать.
Кроме Нут, с небесной коровой отождествляли и богиню Хатхор (Хатор), родившую Солнце. Сначала Хатхор прямо изображали в виде коровы, но с течением времени она обрела человеческие черты. О её коровьем прошлом свидетельствовали лишь рога с зажатым солнцем, да иногда коровьи уши.
Не стеснялись сравнивать себя с быками и боги цивилизаций Междуречья. Например, имя верховного вавилонского божества — Мардука, учёные расшифровывают как «Amar-utu-k» («телёнок бога Солнца — Уту»). Другой бог — шумерский Энлиль — изображался с рогатой шапкой, бычьими ногами и хвостом. Рогатую тиару носила и Иштар — аккадская богиня любви, плодородия и распри в одном лице.
Рогатый месяц
Сходство между коровьими рогами и лунным серпом подметили ещё задолго до поэтов. В самых разных мифологиях бык выступал не только символом Солнца, но и символом Луны.
Например, аккадский лунный бог Син описывался как синебородый бык, бегающий по «пастбищам» ночного небосвода. «Быком Луны» называли и вышеупомянутого египетского Аписа. В «Зенд-Авесте» — священной книге зороастризма — считалось, что Луна содержит в себе бычье семя.
Рёвушка-коровушка
Раскатистый рёв быка и протяжное мычание коровы тоже нашли своё отражение в мифологии. Так быков нередко отождествляли с богами-громовержцами. Например, бычьи рога носил ассирийский бог бури и грома Адад, а у его хурритского коллеги были в услужении два быка — Хурри (Утро) и Серри (Вечер).
Греческий громовержец Зевс требовал приносить быков себе в жертву, да и сам был не прочь обратиться в это животное (об этом — позже). Славянские язычники тоже приносили быка в жертву богу — «творцу молний». Обычай сохранился, даже когда язычество сменилось христианством. У крестьян осталась традиция закалывать бычка в день Ильи Пророка, который заменил в их сознании языческого Перуна и тоже ассоциировался с грозой («Гром гремит — это Илья пророк в колеснице по небу разъезжает»).
А вот индусы, напротив, считали мычание весьма мелодичным. В их богатом пантеоне есть, например, корова Вак, или Вач (от др.-инд. «речь», «слово»). Она представляет собой женский аспект изначального божества — Брахмы. Вак ответственна как за появление в этом мире звуков, так и за появление Млечного пути (молоко, которым питается мир). Об этом свидетельствуют и её прозвища — «поющая корова» или «корова изобилия».
Ещё один священный бык — Нандин — не только выступал ездовым животным бога Шивы, но и сопровождал музыкой «космический танец» своего хозяина. Недаром ни один шиваитский храм не обходится без статуи возлежащего Нандина.
О других аспектах символики быка я расскажу в следующей статье.
Продолжение следует…
Константин Кучер, = Кто лекции запишет, // тот время тратит зря. //Хорошими конспектами прославиться нельзя!= (По бабушке Шапокляк)....