Особенности выбора домашнего питомца
Детям присуща сенpитивность — неодинаково проявляемая восприимчивость к новому; так познается мир. Детская непосредственность — это о вере в чудеса, о наивности, видении мира в бесхитростном понимании, в отличие от видения того же мира через призму насыщенного эмпирического опыта, разнообразия успехов и разочарований, неизбежных при социальном взаимодействии.
Видели ли вы взрослых, не прекращающих мечтать, играть, «превращаться», не боящихся обсуждений и осуждений — это все из детства, насыщенного и счастливого. «Наивность не порок»; ребенок иногда предложит столь простой и верный путь к решению, что его назовут креативным. Я бы обращался к детям за консультацией в сложных «взрослых» решениях. Понятно, что ответ ребенка трансформируется с учетом допусков и соответствий, однако идея, заложенная в непосредственном детском мнении, важна.
Малыш растет, видя перед глазами «параллельную» реальность мира: на улице — кошек и собак, животных в естественной форме, в сказках — в виде иллюстраций. Видеоряд дополняется мультфильмами и играми.
Да, есть различия, формируемые по месту жительства:
- в сельской местности еще можно увидеть и потрогать коров, коз, овец, других животных — в подсобном хозяйстве и в лесу, иногда лисы подходят к жилью;
- в мегаполисах урбанистическая культура ограничила возможности общения с животными и оставила лазейки в виде зоопарка, зоомагазина, цирка, других форм содержания в неволе.
Выбор друга-питомца связан с детскими предпочтениями и почти всегда с возможностями и планами родителей, которые, выбирая животное под себя, подталкивают ребенка к тому же выбору аргументами и рассказами. Ребенок хочет выбрать сам, но не может по условиям своей зависимой от взрослых роли.
На мой взгляд, такой стиль воспитания небезупречен относительно психологического подхода. Это лишь половина проблемы.
По результатам научных исследований в РГПУ им. Герцена и из авторского опыта следует, что дети хотят динозаврика, дракона, лисенка, волчонка, змею, мангуста, сову — тех, чьими образами наполнено сознание при освоении книжек, сказок, мультфильмов. И лишь в последнюю очередь хотят собачек, кошек, козлят, морских свинок, мышат, хомяков, рыбок… Почти никто не хочет лягушку или крокодильчика… Несмотря на то, что эти животные существуют в природе.
Родители, не желающие в городской квартире иметь волчонка или петушка, направляют мысль и волю ребенка по своему усмотрению, повторяя образы одного и не говоря о других. Примерно так же с сознанием детей и взрослых действует реклама и пропаганда — бич нашего времени.
На практике выбор домашнего питомца в городской квартире почти всегда происходит под влиянием родительского мнения, ребенок соглашается «хотя бы на что-то», мечтая о другом… Когда-нибудь, став взрослым и сильным, чтобы сопротивляться неудобному мнению хотя бы протестом, он будет выбирать сам.
Если посмотрим на феномен с психологической точки зрения, и тут найдем подтверждение: став взрослыми, мы нередко выбираем для себя и детей не тех животных, с которыми — выбранными для нас — играли дома сами. Это кое о чем, да говорит. Повторюсь, что в сельских условиях выбор и общение с животными более широки по возможностям, частоте, углубленному пониманию натуральной жизни, чем в мегаполисах.
Наиболее управляемые и отзывчивые животные, подлежащие простой дрессировке, помогут родителям в воспитании детей. В городской черте есть ограничения по размерам: малогабаритные квартиры похожи на клетки для людей, не то что для животных. Но дело не столько в типичном выборе одного из многих, сколько в необходимом разнообразии животных для гармоничного воспитания. Именно разнообразие внешнего облика, черт и характерных особенностей восприятия, дрессировки, инстинктов животных нужно ребенку. И именно этого не могут позволить себе городские родители.
К примеру, козлята отзывчивы и для ребенка интересны, но как научить их не скидывать свои горошинки повсюду? Кроме того, кругом будет сено… Городские нередко выбирают простые виды домашних животных — собак, кошек. Но и те, и другие бывают разных пород, в том числе декоративных, некоторые требуют заботы больше, чем сам ребенок.
Забота о беззащитном друге — главное, чему эмпирически научат ребенка домашние питомцы. Забота систематическая и ненавязчивая, включая кормление, уборку, выгул (при необходимости). Забота на втором месте для ребенка после главного слова «мой». Собственнический инстинкт человека, даже маленького, никто не отменял.
Поселяя домашнего питомца с ребенком, родители удовлетворяют, прежде всего, этот главный запрос, а затем выбирают «для себя» помощника и продолжают осуществлять воспитание ребенка через животное, применяя «правильную», нужную им аргументацию и показывая пример заботы. Собачек и кошек выбирают оттого, что так принято у всех (весьма небезупречная родительская аргументация), выбор относительно безопасен, сравнительно просто ухаживать и потому, что они воспринимают простые способы дрессировки.
Влияние питомца на характер ребенка
Он — мой «друг», я делаю с ним все, что хочу, а он за это на меня не обижается. Животное становится зависимым от ребенка примерно так, как сам ребенок зависит в этом возрасте от взрослого (родителя). Домашний питомец, по сути, безответный.
Да, он может «проявить характер», отмстить запахом и «лужей», укусить, испортить тапки, мебель, обстановку. Но не говорит — не спорит. Ребенок сначала жалеет об этом, хочет разговаривать и общаться, потому и учит «язык животного», дабы понимать его и доносить собственные желания. Но приобретая опыт общения, наслаждается безответностью. Немногим людям нужен тот, кто спорит или не согласен. Всегда нужен «верный», поддерживающий, с улыбкой радости молчаливо соглашающийся на все, что бы вы ни захотели.
Так в заботе проявляется желание личности доминировать, подчинять по своему усмотрению и подобию, влиять и блистать вместе с «другом». Весьма небезупречные человеческие желания — делать с животным то, что так или иначе не позволяют, сопротивляясь, делать с собой в социуме другие. И тогда домашний питомец становится компенсацией, заменителем социального общения.
Да, бывает и так. В этом мало кто признается.
Два слова об ответственности
Итак, домашний питомец выбран и приведен в дом. Счастья у ребенка — «полные штаны». Предстоит период знакомства, адаптации, воспитания, а начинается все с совместных игр. Ведь в доме появился новый (или единственный) настоящий друг, «мой друг», «только мой».
Как объяснить ребенку, почему питомца нужно беречь и защищать? В семье, где несколько маленьких детей, желание каждого иметь персонального друга — велико. Беречь и защищать питомца нужно не потому, что тот меньше по размеру, хотя некоторые животные быстро растут, а потому, что он зависим постоянно. Не покормишь, не дашь воды — животное может заболеть и умереть. А те, что бегают без хозяев на улице — или убежали от плохой жизни, о них не заботились, или их выгнали.
Дальше варианты разъяснения могут быть разными, в зависимости от испорченности родителей — «за плохое поведение», «за то, что укусил», «потому, что напИсал», потому, что «хозяева плохие». На аллегориях развивающаяся личность продолжает познавать жизнь, неизбежно сравнивая свое поведение с другими. «А я не такой, — говорит он себе, — я хороший, заботливый». Социальная оценка важна ребенку, особенно в возрасте 3−10 лет.
Через домашнего питомца родители получают дополнительный инструмент воспитания. Можно манипулировать сравнением, примером, антипримером. Слово «манипулировать» не предполагает отрицательную коннотацию и зависит от условий, ситуации, контекста, так или иначе манипулируют другими все, ну, или пытаются. Важно другое. Домашний питомец — только потенциальный «инструмент» обучения, заботы, ответственности. Кардинально не изменит мир или отношения между членами в семье. Может получиться хорошо, а может — и так, и этак, что нередко бывает.
У многих детей есть домашние питомцы, а общение с ними поможет отладить коммуникацию и со сверстниками. Домашнее животное становится ребенку другом, результат заботы проявляется в фантастических решениях в формате социального соревнования с другими: в сообществах по интересам, выставках животных, им подбирают одежду, подстригают и причесывают, демонстрируют перед друзьями, фотографируют и делают селфи, удовлетворяя собственные инстинкты — мое, лучшее, «посмотрите на нас». В мире это актуально.
Возникают общие интересы, сближающие в общении — можно обсуждать, обмениваться опытом, информацией. И даже лечить при случае. Кто-то и рыбок в аквариуме выбирает и заботится о них. Но с той же целью. Из ежедневной заботы вытекает ответственность — этому тоже учит общение с братьями меньшими. Так ребенок лучше социализируется.
Главное в заботе о братьях наших меньших — понимание, что рядом тоже живое существо со своими особенностями, желаниями, иногда требованиями, реакциями. Так, учась общению с питомцем, ребенок учится и общению со сверстниками.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...