Случилось это более 60 000 лет назад, когда древние люди сотрудничали с собаками, привлеченными в качестве охотничьих помощников и сторожей. Вокруг человека всегда было много млекопитающих, которых он стремился приручить, а собаки в процессе развития вида действительно «очеловечились», стали ближе к людям, отдалившись от своих прародителей — волков.
Способности собак
«Собачьему» интеллекту стали придавать особое значение, исследовать его развитие и особенности примерно 20 веков назад.
Ввиду сообразительности животных люди приписывали им «божественный разум» и даже сакральные знания. Но иногда позиционировали собак в социальной иерархии не выше, чем слюнявых шерстяных тварей с острыми зубами и громким лаем.
Согласно выводам выдающегося Петра Анохина — ученика академика
Собаки способны к невербальными коммуникативным сигналам — их приему и передаче. А при поиске спрятанных вещей ошибаются как дети, ориентирующиеся на простые подсказки взрослых, то есть действуют как младенцы без опыта. Ученые в течение ХХ века заметно продвинулись в изучении мыслительной деятельности и инстинктов собак, подтвердив гипотезу «одомашненного социального интеллекта», когда сходство социальных навыков людей и собак объясняется коэволюцией видов.
Выявление и развитие когнитивных функций привело к успешным попыткам дрессировки собак. В ХХ веке ученые признали, что лучшей передачей опыта является не доминирование, розга, ремень или арапник, который можно измочалить о «ленивого пса», но и то, что собачьи способности лучше совершенствуются лаской и показательным доверием со стороны человека.
Но почему же тогда собаки иногда нападают на людей? Ведь именно это заставляет нас задумываться о том, насколько собаки умны на самом деле и поддаются ли управлению человеком. Так проблема бездомных собак все еще характерна для многих городов.
Что делать взрослому человеку или ребенку, если собака без хозяина на улице ведет себя агрессивно? Очевидно — не бежать. Руками или палкой тоже размахивать не надо. Так можно спровоцировать инстинкт животного-охотника. Напротив, необходимо показать собаке свою силу мысли. Кто-то назовет это гипнозом, но определение понятия гипноза более широко. Собака почти никогда не нападает на человека прямо — «в лоб». Поэтому имеющие опыт воздействия смотрят на собаку в упор и не отводят взгляд, как бы страшно не было. Узнавая в вас силу воздействия, собака отступает.
Кто-то скажет, мол, «страшно же». Ну, бывает и страшно, но страх преодолевается тренировкой и накопленным опытом (как и любые страхи вообще). Один из практических вариантов научиться воздействию на собаку — начинать общение с маленьких пород собачек, со щенков. А если нет такой возможности, то ее можно найти, заходя (по договоренности) в гости к тем, у кого есть собака, и таким образом привыкать к ней. Поверьте, это случается очень даже скоро.
Так с помощью естественной и безопасной привычки общения человек приобретает иммунитет против страха, даже сам того не осознавая. Отсюда условные суждения об уме, агрессивности или хищности собак — это субъективный вывод, который может быть неверным. Разумеется, тут мы обсуждаем поведенческие инстинкты только здоровых собак.
Рядом исследований, в том числе А. Миклоши (Венгрия, 2007), подтверждены доказательства теорий И. Павлова и П. Анохина о методах воздействия на инстинкты собак. Собаке также присущ страх — самая сильная эмоция для живых существ, обладающих способностью анализа ситуации и самоанализа действий. Собака боится незнакомого ветеринара, возбужденного сверх меры хозяина и своих собачьих собратьев, настроенных агрессивно или физически более сильных. Эти особенности роднят разум собаки с человеческим.
Сказать, что псина может осознанно выстраивать размышления в формате причинно-следственных связей и анализировать информацию, пожалуй, было бы слишком амбициозным заявлением. Однако то, что четвероногие помощники человека способны аккумулировать опыт и инстинктивно пользоваться им — вполне себе возможно. По эксперименту Миклоши ясно, что в сознании собак присутствует логика исключения.
В один из двух одинаковых контейнеров помещали игрушку, затем экспериментатор передавал собакам информацию, манипулируя крышками контейнеров: либо обе были подняты, либо открывался только один пустой или один с игрушкой.
Своим поведением собаки показали удивительный результат, находя безошибочно спрятанную игрушку, после того как визуально проверяли другой «пустой» контейнер.
Социализация собак
Сентенция «собака бывает кусачей только от жизни собачей» вполне справедлива. На примере показана значимость активной социализации (общения) человека и собаки. Избежать дурного обучения собаки можно только хорошим примером, а противостоять ее социализации — максимальной изоляцией от человека и, по сути, возвращением на уровень волка или енотовидной дикой собаки, живущей в лесу.
Если намеренно создать полосу препятствий — лабиринт с высокими бортами, и применить на финише мотивационный инструмент — в виде вкусной еды, нетрудно практически убедиться, как собаки идентифицируют среду и позиционируют себя и сородичей, когда их много. Да, может потребоваться время, чтобы адаптироваться к новым условиям. Но экспериментально подтверждается гипотеза о так называемой собачьей памяти.
Иногда люди думают, что собака ищет «по следу». А когда «не находит», делают небезупречные выводы — будто псина нюх потеряла. Но… нет. Собаки знают и помнят. Проблема в том, что люди недостаточно внимательны не только к окружающим их деталям, но и к собакам, да и к другим людям.
Как верно заметил в Дневниках 1949−1965 годов Дж. Фаулз:
В 18 лет вас заботит, что о вас думают; в 40 лет вам наплевать на то, что о вас думают; в 60 вы уже знаете, что никто вообще не думал о вас.
Это проблема цивилизации. То, чего вы не встретите у собак, которые в принципе доброжелательны, имеют не только обостренное осязание, но и память, относительно легко обучаемы, подвержены привычке, не лишены некоторых аналитических способностей, логики действий и, конечно же, инстинктов. Все это воспринимается человеком как «собачья любовь и преданность». На самом деле — только отчасти. Но даже этого достаточно, чтобы считать собаку другом, а не врагом.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...