Символика свиньи в культурном поле Европы не была такой однотонной, как на Ближнем Востоке. Уходящее все дальше от иудейских традиций христианство все-таки сохранило презрительное отношение к хрюшке — это животное часто символизировало распутство, лень и обжорство. На свиньях катались ведьмы и прочая сатанинская свита. Да и самих чертей нередко изображали со свиным рылом. Впрочем, это не мешало монастырям содержать огромные стада свиней.
И.В. Гете «Фауст»:
«Г о л о с
Старуха Баубо мчит к верхушке
Верхом на супоросой хрюшке.
Х о р
Колдунье и свинье почет".
М. Зенкевич:
«…Нет омерзительней совокупленья
Винтообразного хлябких свиней.
Кажется, будто горячее сало,
Сладко топясь на огне и визжа,
Просит, чтоб, чмокая сочно и ало,
В сердце запело дрожанье ножа.
Если средь ласки любовной мы сами —
Стадо свиных несвежеванных туш, —
Дай разрешенье, Господь, и с бесами
В воду лавину мясную обрушь!»
В народном фольклоре и литературе свинья выступает прежде всего ипостасью всего невежественного, низменного, ограниченного и грубого. Вспомним такие пословицы, как «Знает толк, как свинья в апельсинах», «Посади свинью на стол — она и ноги на стол», «Дома — Илья, а в людях — свинья», «Ему, как свинье, век на небо не глядеть».
В одной из басен И. Крылова свинья не замечает на подворье ничего, кроме грязи и навоза («Не дай бог никого сравненьем мне обидеть! / Но как же критика Хавроньей не назвать, / Который, что ни станет разбирать, / Имеет дар одно худое видеть?»), в другой — подрывает корни дуба в поисках желудей («Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, / Лишь были б желуди: ведь я от них жирею»). Хотя по справедливости, перерывая почву, свинья ничего, кроме пользы, дубу не приносила. Вот так досталось свинье за ее негнущуюся шею!
Благодаря очерку М. Салтыкова-Щедрина в литературную речь вошел образ «торжествующей свиньи» как символа реакционной власти. Ну, а Н. Гоголь подарил словарю крылатых выражений «свинью в ермолке» (помните, Хлестаков пишет в письме: «Надзиратель за богоугодным заведением Земляника — совершенная свинья в ермолке»?).
Ну и конечно главным в символике свиньи была сама комичность образа. Лопоухая круглая мордочка с пятачком и маленькими глазками всегда забавляла человека. Средневековые шуты и фигляры нередко разъезжали на свиньях, пародируя, к примеру, рыцарские турниры. Большой затейник Петр I со своим «всепьянейшим собором» частенько разъезжал на упряжке свиней, шокируя духовенство. А сколько раз «свиные милые черты» мелькали в карикатурах, и не упомнишь! Так что вид свиньи лично у меня чаще вызывает улыбку, нежели отвращение.
Д. Москин «Краткая энциклопедия карикатуры»:
«Серию политических рисунков („Одержимые свинством“ и другие) сделал Д. Гильрей в конце XVIII в. после того, как Э. Берк высказался об английском народе как о стаде свиней. Эта же фраза отозвалась в названии еженедельника „Свиной корм“ (для трудового народа).
…И. Теребенев в сатирическом рисунке 1812 г. запряг свинью в санки и посадил на них удирающего из России Наполеона, опозорив его окончательно.
…"Убрать эту свинью» — приказал Александр III, когда узнал, что И. Дурново проворовался. Это высказывание использовали карикатуристы во время Первой русской революции, когда изображали министра внутренних дел".
Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Свинья, наевшись до отвала,
Под дубом разлеглась?
Да, были схватки боевые -
Свинья зажрала шесть собак
И кошку съела целиком!
0 Ответить
Хорошая познавательная статья. Чувствуется, искренний авторский интерес к вопросу.
Оценка статьи: 5
0 Ответить