Из русского фольклора:
А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросёнок яичко снёс
Да на полку унёс…
Представители подкласса яйцекладущих (или по латыни Prothotheria — первозвери) — утконос и ехидна — ныне обитают в Австралии и её окрестностях. Что неудивительно — этот изолированный континент всегда был прибежищем разнообразных реликтовых созданий.
А. Маршалл «Я умею прыгать через лужи»:
«Утконосы обычно уплывали вверх по реке и потом, не поворачиваясь, предоставляли течению нести себя обратно, а сами в это время занимались поисками червяков и личинок в воде. Иногда, когда они проплывали мимо, мы принимали их за рыб, так как на поверхности реки видны были лишь их изогнутые спинки, и забрасывали удочку в их направлении. Если утконос заглатывал приманку, мы вытаскивали его на берег, гладили, говорили о том, как хотелось бы оставить его у себя, а потом отпускали обратно в воду».
Анекдот:
«Утконос — это не животное, а профессия в больнице».
В своё время яйцекладущие доставили немало головной боли натуралистам. Когда в 1798 году шкура утконоса впервые попала в Европу, учёные сочли её дурацкой шуткой. Такие мистификации, когда таксидермисты «шили» из частей разных животных мифических василисков и мантикор, были в те времена довольно распространены. Поэтому учёных можно понять. А что бы вы подумали, если бы вам показали зверька с хвостом бобра, клювом утки и когтистыми перепончатыми лапами, покрытого коричневым мехом?
Загадка:
Это что ещё за шутки:
Нет ни пуха, ни пера,
Хвост бобра, а нос от утки,
И ни утки, ни бобра?
С. Аксёненко «Падение империи инков»:
«Учёные должны во всём сомневаться. И принимать только те гипотезы, насчёт которых исчезают последние сомнения. Пусть истина восторжествует чуть позже, зато не восторжествует ложь. Да! бывали иногда и недоразумения, способные сегодня вызвать улыбку. Например, учёные не верили в существование утконоса. …И выходило так, что любой обыватель, верящий в утконоса в том КОНКРЕТНОМ случае, был более прав, чем учёные. Но обыватель бы и в химеру, и в чёрта лысого поверил, лишь бы ему занятно об этом рассказали. Поэтому лучше один раз ошибиться с утконосом, чем тысячи раз с химерами. Тем более, что вскоре учёные досконально этих самых утконосов изучили».
Действительно, уже через год утконоса признали настоящим и даже нашли у него молочные железы. Не успели зоологи успокоиться, как новое млекопитающее преподнесло им очередной сюрприз: в 1884 году на глазах натуралиста В. Колдуэлла самка утконоса разродилась яйцом! Пришлось снова всё пересматривать.
Процесс родов у утконоса происходит так. Самка не просто забирается в нору (где утконосы и живут), но ещё и замуровывает вход в неё землёй. В таком роддоме-склепе и температура поддерживается, и хищники не тревожат. Самка сносит 1−3 яйца и подобно наседке согревает их теплом тела, пока утконосики не вылупятся. Далее, как и положено у млекопитающих, начинается вскармливание молоком. Правда, млекопитание у утконоса довольно примитивное. Молочные железы не объединены в единую систему и напоминают потовые. Сосков у утконоса нет. Поэтому, чтобы покормить детёнышей, самка переворачивается на спину, а молоко собирается на впадинке живота, откуда малыши его просто лакают.
Ф. Кривин:
«Все млекопитающие давно перешли с яиц на молоко, но супруги Утконосы предпочитали то и другое. И они откладывали яйца, а выкармливали детенышей молоком (а вдруг не станет ни молока, ни яиц?)».
Сородич утконоса — ехидна — внешне на него совсем не похожа, но тоже очень причудлива.
Запись в судовом журнале капитана Блая 07.02.1792.:
«Лейтенант Гёсри, прогуливаясь по побережью, убил животное очень необычной формы. Маленькая головка так незаметно переходит в туловище, что вряд ли можно сказать, что у животного есть шея. Вместо рта у него утинообразный клюв длиной в два дюйма с отверстием на конце… Хвост маленький (но не такой, как у пингвинов), покрытый острыми, как у дикобраза, иглами длиной в один дюйм».
Если клюв утконоса (очень чувствительный, надо сказать) служит для того же, для чего и утке (процеживать воду в поисках пищи), то длинный клюв ехидны нужен, чтобы совать его в муравейники и термитники. Прочные термитники, ехидна предварительно разрушает мощными когтями, а насекомых слизывает длинным языком с роговыми зубчиками на конце (ими растирается пища).
Кое-что наша героиня переняла у… кенгуру. Конкретно — сумку на брюхе, куда ехидна помещает свои яйца. Там же она вынашивает и вылупившихся — совершенно лысых — детёнышей до тех пор, пока у тех не начнут расти иглы.
Умение нести яйца — не единственное, что объединяет ехидну и утконоса. От предков — рептилий — у них осталась и клоака — окончание задней кишки, куда открываются ещё и протоки мочевых и половых желез. Кроме того, как и у рептилий, температура тела яйцекладущих непостоянна и способна варьировать в пределах 4−14 градусов.
Б. Заходер:
Это зверюшка вполне безобидная,
Правда, наружность у ней незавидная.
Люди бедняжку назвали — «ЕХИДНА».
Люди, одумайтесь!
Как вам не стыдно?!
Когда русские учёные давали ехидне имя (так на Руси обычно называли ядовитую змею), то они имели в виду её необычный пугающий вид. Однако выяснилось, что яйцекладущим действительно не чужда ядовитость. На задних лапах утконос и ехидна имеют своеобразные шпоры. У человека укол такой шпоры вызовет лишь неприятную длительную боль, а вот собака легко может и сдохнуть.
Но обычно ехидна защищается совсем другими способами. Сначала пытается быстро зарыться в землю, оставив снаружи лишь иглы, а если времени и возможностей для этого нет, начинает сворачиваться клубком, подобно ежу.
Кстати, несмотря на свои небольшие размеры (около 30−45 см) ехидна — довольно сильный зверёк. Известен случай, когда запертая на ночь в доме ехидна передвинула там всю мебель.
А вот более крупный (65 см) утконос — животное очень впечатлительное. Оно способно легко умереть от одного только нервного потрясения. Именно по этой причине первого живого утконоса удалось привезти из Австралии в Европу лишь в 1922 году.
Существуют ещё одна разновидность яйцекладущих — так называемые, проехидны, проживающие на острове Новая Гвинея. От просто ехидн (обитателей Австралии и Тасмании) их отличают более крупные размеры (до 77 см), более длинная морда и более высокие лапы. Также по бокам головы проехидны можно увидеть маленькие наружные уши, а иглы на её спине расположены более аккуратно (как будто их слегка причесали).
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...