Перейти к четвертой части статьи
Об очередном безудержном всплеске «патриотизма» хорошо сказал сказочник Е. Шварц:
«Знаете, почему запретили „Дракона“ (его пьесу — С.К.)? Освобождает город некий Ланцелот, который заверяет, что он дальний родственник знаменитого рыцаря, возлюбленного королевы Геньевры. Вот если бы вместо него я показал бы Тита Зяблика, дальнего родственника Алеши Поповича, все было бы легче…».
Надо сказать, что эта тенденция не была оригинальной. Стремление подстегнуть свою исключительность подобными способами можно наблюдать практически во всех странах (например, в Турции времён Ататюрка). Более того, после распада Советского Союза накал националистического «трэша и угара» только усилился и приобрёл характер полного антинаучного бреда. Неожиданно выяснилось, что именно твоя нация стоит в основании мировой цивилизации, имеет самый древний и правильный язык и отношение ко всем великим свершениям.
Ну, это мы и так наблюдаем изо дня в день. Забавно другое: слоны на территории России действительно водились — причём в огромных количествах. Впрочем, водились они почти на всех материках, за исключением рано отколовшихся Австралии и Антарктиды. Современные слоны — это лишь жалкие остатки былого величия истории слонов, и всего отряда хоботных.
Началось, как всегда, с малого. Где-то 40 млн. лет назад (во времена позднего эоцена) в Африке обитали предки хоботных по имени меритерии. Своих потомков они напоминали мало: величиной были не больше свиньи, вместо хобота имели вытянутое рыло, а вместо роскошных бивней — лишь заметно выдающиеся вперёд резцы (причём сразу на двух челюстях). Судя по всему, первые хоботные вели земноводный образ жизни, как бегемоты (возможно, эти условия и стимулировали вытягивание носа в качестве дыхательной трубки).
Такой же образ жизни вёл и более поздний представитель хоботных — олигоценовый платибелодон (по-нашему — «лопатозуб»). Он уже достиг 3-метровой высоты, а резцы на нижней челюсти действительно напоминали горизонтальные лопатки, с помощью которых он, видимо, выкапывал и подгребал водную растительность.
В это же время по суше бродили мастодонты, уже напоминающие своим обликом привычных слонов. Они имели массивный, сильно вытянутый череп, внушительный хобот и выдающиеся вперёд бивни, которые сохранялись и на нижней челюсти (правда, там они были поменьше).
Одним из самых необычных хоботных был живший в эпохи миоцена и плиоцена динотерий («ужасный зверь»). Выглядел он вполне по-слоновьему, а из «ужасного» в его облике были только размеры (до 4,5 м в высоту) и замечательные бивни. Росли они почему-то только на нижней челюсти и торчали не вперёд, а вниз — почти под прямым углом. Зачем динотерию такие «грабли», учёные до сих пор толком не знают.
Пик расцвета хоботных пришёлся на плейстоцен. В эту эпоху отряд достигает такого широкого распространения и видового разнообразия, что эпоху недаром называют «веком слонов». Тогда же хоботные достигают и своих максимальных размеров. Сегодня считается, что самым крупным сухопутным млекопитающим в истории Земли был не безрогий носорог индрикотерий, как полагали ранее, а именно слон под названием Palaeoloxodon namadicus. Исходя из найденного бедра, учёные оценили высоту палеоксодона в 5,2 м, а вес — в 22 тонны (т.е. как у 3−4-х современных африканских слонов).
Однако самыми известными и «раскрученными» доисторическими хоботными по сей день остаются шерстистые мамонты (достаточно вспомнить серию мультфильмов «Ледниковый период»). Во-первых, эти слоны весьма хорошо изучены, их остатки в обилии встречаются на территории Европы, Северной Америки и особенно — Сибири. Благодаря этому, Россия даже вошла в число стран-экспортёров слоновой кости (особенно после запрета охоты на африканских слонов). Да и само слово «мамонт» перешло в другие языки из русского. Насчёт его происхождения лингвисты выдвигают разные теории. Например, что сначала оно произошло от мансийского «манг онт» («земляной рог»), а потом сблизилось по звучанию с именем христианского святого — Маманта.
Как только ни пытались объяснить происхождение этих костей в древности! Коренные народы Сибири считали их останками гигантского оленя, который провалился в землю по грудь и, бродя таким образом, прокладывал русла рек. Знакомые с Библией утверждали, что это зверь, не поместившийся в Ноев ковчег. Ну, а некоторые христиане и вовсе выдавали кости мамонта за мощи святых — например, за зуб св. Христофора или бедро св. Винцента.
Вечная мерзлота прекрасно сохранила не только кости мамонтов, но и целые туши. В холле зоомузея Санкт-Петербурга до сих пор можно увидеть чучело т.н. «берёзовского» мамонта, обнаруженного в Якутии на берегу реки Берёзовка в 1900 году.
А уже в моём детстве много шума наделала находка Киргиляхского мамонта, более известного под прозвищем «мамонтёнок Дима». Дело в том, что у этого несчастного детёныша, обнаруженного в 1977 году в Магаданской области, сохранились не только мягкие ткани, но даже красные кровяные тельца и содержимое желудка. Возможно, именно эта находка послужила источником вдохновения для создателей мультфильма «Мама для мамонтёнка» (1981) с хорошо известной песенкой Владимира Шаинского.
Мамонтёнок Дима считался самым сохранившимся экземпляром мамонта вплоть до 2007 года, пока на полуострове Ямал не нашли мамонтёнка Любу. На её теле осталось даже несколько прядей рыжеватой шерсти.
Анекдот:
Пасётся трое мамонтов, и тут в отдалении показывается стадо слонов. Один из мамонтов поднимает голову:
— Парни, атас — скинхеды!
Да, мамонты были весьма мохнатыми животными. Что понятно, если вспомнить, что жили они в эпоху резкого похолодания, когда на континенты стала наступать шапка полярных ледников. Поразительно, но эти крупные (до 4 м высоты и весом в 10−12 тонн) существа сумели неплохо приспособиться к Великой Зиме. Уши у них уменьшились, зато на теле выросла густая шерсть, под кожей образовалась солидная жировая прослойка, а на спине — жировой горб. Ещё одной отличительной чертой был очень высокий череп с характерной закруглённой вершиной.
Жили мамонты в условиях лесотундры, где питались степными травами и ветвями деревьев. А огромные четырёхметровые бивни, видимо, помогали этим животным сдирать кору и разрывать снег в поисках пищи.
Принято считать, что мамонты очень сильно подсобили нашим первобытным предкам в суровых условиях т.н. «ледникового периода». В том, что люди охотились на этих исполинов, мало кто сомневается. Но вот о способах и размахе этой охоты пока можно только предполагать. Расхожее представление о массовом избиении мамонтов, приведшем вид к вымиранию — наверняка преувеличение. Даже вооружённые «огнестрелом» охотники не успели за два века «обнулить» африканских слонов. Что уж говорить о людях, у которых самой эффективной охотничьей уловкой могла быть только вырытая яма.
Среди других причин вымирания шерстистых мамонтов учёные называют эпидемию, генетическое вырождение, резкую смену кормовой базы из-за потепления климата и много чего ещё. Так или иначе, около 10 тыс. лет назад эти северные гиганты почти полностью исчезли. Хотя в отдельных местах (например, на острове Врангеля) ещё сохранялся вид карликового мамонта, который вымер позже — около 4 тыс. лет назад. Некоторые даже считают, что именно черепа карликовых мамонтов, водившихся когда-то на Сицилии и Крите, породили легенды об одноглазых великанах — циклопах (большую носовую полость в черепе могли принять за глазницу).
«Век слонов» закончился, и нынче на Земле обитают всего два вида — африканский и азиатский (или индийский). Несмотря на общее сходство, различать их способен и ребёнок.
Начнём с того, что африканский слон крупнее азиатского (у первого — максимальная высота 4 метра и вес 7 тонн, у второго — 3 метра и вес 5 тонн). Связана эта разница, в первую очередь, с тем, что первый вид обитает в основном в открытой местности саванны, а второй предпочитает бродить по лесам. Впрочем, и у африканских слонов есть подвид, предпочитающий лесную жизнь. Поэтому он тоже мельче своего степного собрата (до 2,5 м в плечах).
Если же нам попались представители двух видов, схожие по размеру, то нужно посмотреть на голову. Африканский вид гораздо более лопоухий, в то время как у азиатского уши мельче, имеют более заострённую форму, а их концы никогда не соприкасаются меж собой. Бивни у самцов азиатского слона значительно короче (до 1,5 м), а у самок, как правило, отсутствуют вообще. Хобот имеет на конце один нарост, а у африканского вида их два. К тому же череп азиата имеет заметное возвышение, отчего он выглядит «лобастее и умнее» африканца.
Об уме слонов мы еще поговорим.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...