Экологи рассказали, что с начала XXI века в Москве вымерло 16 видов птиц. Если раньше во дворах пели соловьи, то сейчас слышны разве что вороны, да и тех всё меньше. Чириканье воробьев слышалось чуть не под каждым окном, но в результате скашивания газонов и высыхания спорыша, кормовой базы воробьев, эти милые птахи массово вымерли.
- По приблизительным оценкам за последние 10 лет в столице погибло около 6 миллионов воробьев. Свою роль сыграла и отмывка поверхностей зданий перед празднованием дня города, когда струей воды вымываются спрятанные под карнизами гнездышки.
Страшный вред покосов включает в себя уничтожение наземных птичьих гнезд. На земле гнездятся дрозды, жаворонки, козодои, лесные и луговые коньки, рябчики, освянки, пеночки, зарянки и, не поверите, соловьи. Под триммеры попадают и слётки чижей, стрижей, ласточек, галок, сорок. В прошлые годы, бродя по стриженым газонам парков, мы видели ошмётки яичных скорлупок, перышки, косточки. Теперь это стало большой редкостью просто потому, что нет птиц, их уничтожили.
Но какие-то птицы еще остались, и их голоса уже не сливаются в птичий гомон, а слышны по отдельности. Выходя в парки, хочется узнавать, какие птахи еще подают свои голоса.
Появилось множество видео, где предлагаются записи птичьих голосов и фотографии птичек с названиями. Музыканты легко переводят звуки в ноты и распознают пение по характерным ритмическим и звуковысотным рисункам. Другие люди могут помочь себе переводом звуков в подобие песенок или фразочек. Например, чечевица как будто говорит: «Тетя, проходите, проходите, тётя». Поделитесь своим мнением, что именно вам удалось услышать в пении разных птиц, а еще можете пройти познавательный тест на определение птицы по ее голосу.
Удобно запоминать птиц в сравнении, найдя что-то памятное с детства. К примеру, я помню тив-тив лесного конька, похожего на воробушка, а у освяницы почти такое же тив-тив, а в завершение сбегающая вниз трель. А у полевого конька — «тюильрИ».
Сейчас существуют игры для распознавания птичьих голосов, например, на Хэппимозг ру. Даются от 4 до 6 образцов (фотография и голос). Рассмотрев и прослушав их, надо сперва соединить названия с фотографиями, затем фотографии соединить со звучанием, результат — в конце испытания. После нескольких тренировок вместо различения штук пяти птичек начинаешь узнавать пару десятков, дальше — больше.
Очень хорошую тренировку предлагает «Русское общество сохранения и изучения птиц». Ольга Дмитриевна Верпинцева на основе Фонотеки предложила программу-определитель с удобным тренажером. Фотографий нет, зато звукозаписи весьма богатые.
Известен принцип: «Уча — учись». Родители, начиная показывать детям, как поют разные птицы, очень скоро становятся экспертами в этом вопросе. Ребятишки запоминают несколько образцов и на всю жизнь сохраняют интерес к птичьему пению. И пусть кто-то считает, что в нашей жизни это совершенно бессмысленное знание; посочувствуем им, не вдаваясь в подробности.
Для тех, кто не безразличен к вопросам медицины, стоит подсказать название целой науки: орнитотерапия. Она изучает, как раздражение звуковой зоны коры мозга фиксированной гармонией птичьего пения влияет на центры радости, а они, в свою очередь, изменяют весь гормональный фон организма. Долгожители общаются с птицами в их естественной среде и могут рассказать, как бодрят флейтовые трели маленькой славки, как призывают к работе многоколенные переливы соловья, как канарейки, дрозды и овсянки снимают сердечную аритмию, а черный дрозд лечит хроническую гипертонию.
Только не подумайте, что так же хороша будет звукозапись. Птицы из звукоусилителей в кабинете ароматерапии сердцу помогут, но вовсе не так хорошо, как в лесу среди естественных ароматов и живых звуков.
Надеюсь найти орнитологов, которые выходят с людьми в парки и выезжают за город, чтобы рассказывать о природе всем, кто к ней стремится. Знаю, что они есть, от ботаников, которые рассказывают о пищевых и лекарственных растениях и вдруг останавливаются, прислушиваются и называют птичку, которую прежде никто не замечал.
И ботаники, и орнитологи, и энтомологи, и многие-многие знатоки и любители природы в ужасе от той деградации городов, которую порождают безграмотные действия чиновников, но ничего не могут исправить. Жаль, очень жаль.
Но каждый из нас может как минимум остановить косильщика, елозящего в жару по одному и тому же давно скошенному газону. Скосили — немедленно полейте, не поливаете — не косите. И просто — не косите. Запрещаем! Потому что имеем право на благоприятную среду проживания, то есть на чистый, влажный, прохладный воздух, который дают не изуродованные парки и бульвары, и на пение птиц.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...