Начнём с того, что осёл, как вид, сформировался в засушливой пустынной местности — на территории Северной Африки и Аравии. Собственно, там его впервые и одомашнили — то ли шумеры, то ли египтяне — 5 тысяч лет назад. Правда, периодически шёл и обратный процесс — некоторые ослы сбегали от каторжного труда и снова дичали (одичавших ослов до сих пор можно встретить в пустынях США, на Кипре и особенно — в Австралии).
Что касается диких ослов (или, как их ещё называют, онагров), то до сегодняшнего дня их дожило всего ничего — где-то около тысячи особей ещё водятся в Эритрее и заповеднике Израиля.
Похожим образом сложилась судьба ближайших родичей ослов — куланов, или джигетаев. Если раньше ареал куланов простирался до степей Украины и Южной Сибири, то сегодня он сузился до небольших «очагов» в Туркменистане, Иране, Монголии и северо-западном Китае.
В отличие от ослов куланы крупнее, больше смахивают на лошадей и гораздо молчаливее. Дикие животные кричат чаще и громче. Как правило, этот пронзительный и одновременно скрипучий крик издаёт самец, чтобы в брачный период созвать из разных уголков пустыни незанятых «невест».
С пустынной жизнью связаны и длинные уши, сделавшие осла расхожим символом лопоухости наряду с зайцем да сказочным Чебурашкой. Достаточно вспомнить пословицу «Осла узнают по ушам» или фразу Остапа Бендера: «Получишь от мёртвого осла уши». Разумеется, ослу они нужны не для того, чтобы веселить людей, а чтобы хорошо слышать и заодно выводить из организма лишнее тепло.
Дикие ослы вообще очень осторожны и способны улепётывать со скоростью 70 км/ч. Однако если их прижмут, они так же отчаянно сопротивляются — лягаются и кусаются.
Али Демирли «Анекдоты Ходжи Насреддина»:
«…Подошёл к Ходже барышник и говорит: „Слушай, Ходжа, никто не хочет покупать твоего осла. Кто спереди зайдет, того он хватает зубами, а кто сзади подходит — лягает что есть сил“. „Да я и не для продажи его сюда привел, — отвечал Ходжа, — а для того, чтобы люди видели, чего только я не терплю от этого осла!“»
Скудная среда обитания наградила ослов целым рядом незаменимых показателей, по которым он превосходит даже крупных и статных лошадей:
- Во-первых, осёл крайне неприхотлив в еде. Проще говоря, жрёт и пьёт он меньше лошади. Причём его пищеварительная система способна переваривать самую грубую растительность и максимально извлекать из неё влагу.
- Во-вторых, ослы заметно выносливее лошадей, болеют реже и живут, соответственно, дольше.
- В-третьих, копыта осла гораздо крепче и лучше годятся для ходьбы по каменистой неровной местности.
Как известно, недостатки — это продолжение наших достоинств. Недаром ослов разводят в той среде обитания, к которой они привыкли — с жарким и сухим климатом. Влажность организм осла переносит плохо: его копыта начинают трескаться, шерсть быстро промокает, и он легко может простудиться (ослов ни в коем случае нельзя оставлять надолго под дождём).
В библейской Книге Бытия (30:34) ослы не случайно упоминаются как один из символов богатства. Ведь долгое время эти непарнокопытные были главным транспортным и тягловым средством (они даже успели поработать на строительстве египетских пирамид). Кроме перевозки грузов и людей, ослы также вращали мельничные и водяные колёса.
После приручения лошадей бремя эксплуатации лопоухих несколько снизилось, но они оставались незаменимы — особенно на тяжёлых и длительных работах. Оно и понятно — осёл способен работать по 8−10 часов в день всего с одним перерывом на кормление и нести груз, достигающий 2/3 его веса.
Кроме того, люди постоянно ослов «усовершенствовали» — прежде всего, за счёт скрещивания с лошадьми. Так появились лошаки (помесь жеребца и ослицы) и мулы (помесь осла и кобылы). От ослов этим гибридам доставались выносливость и неприхотливость, а от лошадей — более крупный рост и сила. Недостаток был ровно один: помеси выходили бесплодными и «выводить» их приходилось постоянно.
В итоге «благородные» лошади стали ездовыми животными знати (прежде всего, военной), а священники и люди попроще ездили на ишаках и мулах. Сей контраст особенно заметен в неразлучной литературной паре рыцаря Дон Кихота и его оруженосца Санчо Пансы.
Этим польза от ослов не исчерпывалась. Правда, жёсткое ослиное мясо у европейцев большой популярностью не пользовалось (у мусульман его употребление и вовсе запрещено). Чего не скажешь о молоке. По составу оно близко к женскому, поэтому им нередко вскармливали грудных младенцев (например, одного из сыновей Чарлза Дарвина). Кроме того, у римлян ослиное молоко считалось омолаживающим средством для кожи (полагают, что оно стимулирует синтез коллагена). Им умывали лицо, а вторую жену Нерона — Поппею — в путешествии сопровождал целый караван из 500 ослиц, чтобы императрица могла ежедневно принимать молочные ванны. Ну, и кожа осла не оставалась без дела — в Средние века из неё делали пергамент и барабаны.
О том, как люди «отблагодарили» это полезное животное, мы поговорим в следующей статье.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...